Воскресенье, 19.11.2017, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Активизация речи детей дошкольного возраста

Детский сад - первое звено в системе образования. В системе детских садов осуществляется подготовка детей к обучению в школе - на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта. Расширяя кругозор детей, формируя их поведение, волю, характер, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда - все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи воспитателя: точности использования языковых средств, выразительности.

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • ухудшение состояния здоровья детей;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
  • дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Проблемой обогащения, расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. В. Гербова, М. М. Конина и другие. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, В. И. Логинова, В. В. Гербова. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой.

Развитие речи имеет большое значение для социализации, адаптации, развития и обучения ребенка. Особое значение развитие речи и активизация словаря приобретают в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период продолжают активно развивать познавательные функции, ребенок уже знает достаточно слов и овладел различными видами речи, развитие речи строиться на дальнейшем обогащении словаря дошкольника и обучении его активно использовать в речи те слова, которые он знает. Особую актуальность это приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как ребенок готовиться к поступлению в школу и его словарь должен быть в достаточной мере полным и активным.

Особую роль в активизации словаря приобретает общение со взрослыми людьми, в том числе и с воспитателем. Ребенок большую часть времени проводит в детском саду и обычно именно воспитатель занимается развитием речи дошкольника как на специальных занятиях, так и в повседневном общении. Поэтому для воспитателя важно овладение всеми качествами литературной и правильной речи и нормами языка.

Для воспитателя важно постоянное совершенствование своей работы по развитию речи и активизации словаря дошкольника, здесь большое значению имеет система работы ДОУ, которая способствует развитию педагогических навыков, умений и знаний. Особенно это актуально для молодых воспитателей. Совершенствование педагогического мастерства может проходить в различных формах: семинары, практикумы, педагогические советы, деловые игры, курсы повышения квалификации и т.д.

Исходя из положений, раскрытых в теоретической части работы нами была поставлена задача провести опытно - экспериментальную работу. Опытно - экспериментальная работа включила в себя три этапа:

1-этап - Констатирующий эксперимент, в который включен анализ статистических данных и проведение диагностик с педагогами ДОУ.

2-этап - разработать и апробировать систему работы педагогов в ДОУ по активизации речи детей старшего дошкольного возраста.

3-этап - повторное проведение диагностик, анализ выявления динамики по активизации речи детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов на констатирующем этапе показал недостаточный уровень сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста (50% - 5 человек). Это говорит о необходимости целенаправленной работы по развитию речи и формированию словаря.

Результаты убеждаю нас, что словарь целесообразно формировать в процессе образовательной деятельности, используя различные методы и приемы на различных занятиях, тем самым обогащая и активизируя словарь детей.

Также была исследована оценка профессионализма воспитателя по разделу  «Развитие речи».

Мы выяснили, что 1 человек работает по программе «Развитие» (рук. Венгер), 2 человека - по программе О. С. Ушаковой, 1 человек - по программе «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

1 человек большую часть конспектов составляет самостоятельно, 2 человека - частично используют уже готовые конспекты, 1 человек в основном пользуется уже готовыми конспектами занятий.

Один человек затруднился сформулировать основные цели и задачи развития речи.

Все воспитатели включают ознакомление с художественной литературой в  круг задач активации речи.

Наиболее значимым средством активизации речи  воспитатели считают общение взрослых и детей.

В работе воспитатели используют такие методы и приемы по активизации словаря: объяснение значений слов путём показа картинки; сопоставление слова с другими словами; объяснение этимологии слова; составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом; пояснение слова другим словом, близким по значению; объяснение значения слова через его определение; рисование на тему многозначного слова; нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т.п.; закрепление слов через деятельность; вопросы к детям (что это? какой? что делает? где? когда?); словесные дидактические упражнения; дидактические игры-загадки; дидактические игры на группировку и классификацию предметов; игры-небылицы.

Задача по развитию активного словаря детей включается в занятия по экологическому воспитанию, патриотическому воспитанию, нравственному воспитанию, эстетическому воспитанию.

Взаимодействие с семьями детей по проблеме активизации речи организуется через семинары для родителей, оформление информационных стендов.

Нами была предложена и апробирована система работы ДОУ, направленная на активизацию словаря дошкольников. По ее результатам была проведена повторная диагностика.

В контрольной и экспериментальной группах процент детей со среднем уровнем развития речи одинаков. В экспериментальной группе на треть выше процент высокого уровня, а также на треть меньше детей с низким уровнем развития речи.

В экспериментальной группе значительно вырос высокий уровень и средний, в контрольной - только средний уровень. В экспериментальной группе качественные изменения произошли у 70% детей, в контрольной - у 50%.

Мы можем сказать, что разработанная система работы ДОУ по активизации речи является эффективной.

- Курсовые работы на заказ

Активизация речи детей дошкольного возраста
Поиск

Яндекс.Метрика