Суббота, 18.08.2018, 15:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Американская мечта в литературе

         Американская мечта - понятие, в котором обозначены жизненные идеалы человека, принадлежащего к среднему классу. Уильям Сейфар в своем «Политическом словаре» приводит определение, которое говорит о том, что «Американская мечта» - идеал свободы или возможностей, сформулированный основателями страны, духовная сила нации. Если американская система - основа американской политики, то американская мечта - это её душа.

         Наследие Эдгара Алана По занимает особое место в американской литературе. Талант писателя удивительно многогранен, поэтому непросто оценить его наследие с единой точки зрения. Если говорить об «американской мечте» в интерпретации этого автора, можно заметить, что во многих его произведениях выражена трагедия конфликта творца, художника с буржуазным обществом. Так, в рассказе «Падение Дома Эшеров» помешательство главного героя, Родерика Эшера, определено как состоянием его психики: «злые призраки в черных одеждах осадили... светлый разум», так и влиянием упадка, который царит вокруг и обладает разрушительной силой. Символически этот упадок читатель видит, как «легкую, чуть видную трещину» на фасаде дома Эшеров. В конце рассказа старое здание сметено ураганом. Так автор показывает свое неприятие окружающей реальности, говорит о том, что на каждое действие найдется противодействие.

         Чаще всего, современное ему, внешне благополучное, общество для Эдгара По - средоточие нелепостей и пороков. В рассказе «Четыре зверя в одном» (1836) идеи, выраженные автором в гротескной форме, вполне актуальны и в наше время. По изображает трусость, которой хотят придать величие, ничтожество, возводимое в статус божества, обличает низкопоклонство. В рассказе «Четыре зверя в одном», как и в «Лягушонке» (1849), он восстает против жестокости, желания титулованных самодуров унизить человеческое достоинство окружающих и свое собственное. Поэтому одичавшие в неограниченном своевластии деспоты предстают в рассказах писателя в звериных масках.

         Американский «деловой человек» в описании По - не просто самовлюбленный дурак и ничтожество - он ненавидит одаренных людей, потому что их действия и помыслы непонятны для его узкого мышления. С помощью комических деталей создается карикатурный образ бизнесмена, который бахвалится «шишкой порядка» на затылке (нянька в детстве «хватила» его головой о ножку кровати); в своих конторских книгах ведет счета на тех, кого он шантажирует и обманывает; испытывает презрение к «демократической черни»: «она так нахальна»; происходит так потому, что, имея «постоянный доход» успешного уличного шарманщика, несмотря на «врожденную методичность», дальше профессии чистильщика уличной грязи и торговца кошачьими хвостами у него дело не идет (рассказ «Деловой человек»).

         Таким образом, «американская мечта» Эдгара По, полная высоких духовных стремлений, борьбы романтических идеалов и реальности, резко контрастирует с общепринятой «американской мечтой» , основанной на потреблении.

         Натаниель Готорн продолжает романтические традиции. Его «американская мечта» превращается в эфемерную борьбу добра и зла, вне преобразования реальности действиями. В рассказе «Процессия» (1840) автор разделяет людей по моральным и физиологическим признакам. Его герои - больные и здоровые, преступники и добродетельные особы, несчастные и счастливые. Например, богатый банкир и бедная вдова, утратившие сыновей, относятся к одинаково несчастным. В своем творчестве Готорн делает акцент на том, что судьбы человечества зависят от влияния космических сил.

         Творчество Германа Мелвилла основано на неприятии, отрицании морали и нравов буржуазной Америки. С мировоззрением Мелвилла лучше всего знакомят его романы, один из которых - знаменитый «Моби Дик». В произведениях Мелвилла отражены многие социальные проблемы; он выступает против феодальной тирании, рабства, всеобъемлющей власти денег. «Американская мечта» Мелвилла - это равенство и социальная справедливость. Схожие принципы выражены в творческом наследии других выдающихся авторов, среди которых: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Маргарет Фуллер - первая в Сша женщина-журналист, автор памфлета «Женщина в девятнадцатом столетии» («Woman in the Nineteenth Century», 1845), Гарриет Бичер - Стоу, написавшая «Хижину дяди Тома».

         Генри Лонгфелло не принадлежал к определенному литературному направлению, не был вхож в школу или группу, хотя на его творчество оказала влияние «бостонская школа», в которую входили многие литераторы. Поэзия Лонгфелло масштабна по содержанию и тональности, является дидактической, но в то же время - простой и доступной. Вот его строки в переводе Бунина: «Жизнь есть подвиг!» На житейском бранном поле, На биваке жизни будь - Не рабом будь, а героем, Закалившим в битве грудь! («Псалом жизни»). Вернувшись в 1842 году из своего третьего путешествия в Европу, Лонгфелло выпускает получившие широкую известность «Невольничьи песни» («Poems of Slavery», 1842), отобразив в этом произведении свое видение «американской мечты»: без угнетения, рабства, деспотии.

         Уолт Уитмен (Walt Walter Whitman, 1819-1892), поэт-демократ и публицист - первый сторонник реализма в литературе США. Уитмен, как Беранже, был самоучкой. Сутью его образования стало чтение, любимым автором и примером - Томас Пейн. В 1846 г. Писатель стал редактором крупной демократической газеты «Бруклин дейли игл». Его деятельность совпала с Мексиканской войной 1846-1848 гг. Уитмен выразил свою позицию, опубликовав в сентябре 1847 г. статью «Американские рабочие против рабства». Кто хочет рабства в Америке? - патетически вопрошает автор и заявляет, что кучка плантаторов Юга предъявляет «наглое требование» распространить рабство на всю Америку «вопреки интересам трудящихся Северных Штатов, фермеров, рабочих,- словом, девяти десятых всего населения республики». В конце статьи Уитмен предсказывает Гражданскую войну в Америке: «Уже слышен рев нарастающего прилива, и если горстка близоруких людей попытается его остановить - он поглотит и ос в своей грозной ярости». В Новом Орлеане Уитмен, побывав на аукционе рабов, окончательно утвердился в своих убеждениях, направленных против рабовладельческого строя. Оставив журналистику, Уитмен стал плотником, вернувшись к рабочей профессии своего отца.

         Закон о возвращении беглых рабов, принятый Конгрессом в 1850 г., обусловил начало творческого пути Уитмена. Он пишет три стихотворения («Песня мягкотелых», «Кровавые деньги», «Убит в доме друзей»), в которых выражает гнев против рабовладельцев и их пособников-северян, пошедших на компромисс с плантаторским Югом. В «Песне мягкотелых» говорится:

О нашем времени потомство
Когда-нибудь прочтет.
И, нас кляня за вероломство,
Свой суд произнесет.
Что будущее нам! Ведь важен
Сегодняшний доход.
(Пер. Ш. Зенкевича)

         В 1855 г. появляется сборник стихов «Листья травы» («Leaves of Grass»). Ему было суждено сыграть значительную роль в развитии американской литературы XIX в. В первом издании в него входило всего несколько поэм. Поэзия Уитмена, полная сострадания к простому рабочему люду, берет свое начало из американского фольклора. Белый стих Уитмена стал противопоставлением «накрахмаленным» творениям «бостонской школы». Вот автор сообщает читателям в «Песне о себе»

Уолт Уитмен, космос, сын Манхэттена,
Буйный, дородный, чувственный...
...локтями я упираюсь в морские пучины.
Я обнимаю сьерры, я ладонями покрываю всю сушу...

         Вместе с тем, Уитмен не просто повторяет фольклорные мотивы - его поэзия обладает свежим содержанием. Так, само название сборника - «Листья травы» - несет философскую мысль о вечном круговороте материл, а отсюда делается вывод о равенстве всех людей и неестественности классовых, расовых предубеждений. Поэт пишет: «Я влюблен в растущих на вольном ветру, И людей, что живут со скотом, дышат океаном или лесом,
         В судостроителей, в кормчих, в тех, что владеют топорами и молотами и умеют управлять лошадьми, мог бы есть и спать с ними из недели в неделю всю жизнь…»«Произрастая везде, где придется, среди белых и чернокожих, и конгрессмена, и негра я принимаю одинаково, всем им даю одно». В своем творчестве Уолт Уитмен воспевает жизнь рабочего человека и гармоничное существование на земле в целом.

         Таким образом, путь «американской мечты» в литературе подвергается изменениям, постепенно переходя от идеалистической романтики к обличающему реализму. Вобрав в себя творческую индивидуальность своих создателей, понятие «Американская мечта» остается интересным и актуальным и в наши дни, оказывая значительное влияние на развитие современной литературы.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика