Четверг, 25.04.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Анализ финансовых результатов организации городского хозяйства

Основной обобщающий показатель экономических (финансовых) результатов деятельности организации - прибыль - часть чистого дохода, созданного организацией в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Для анализа составляем таблицу 12.

Таблица 12 − Состав и динамика структуры валовой прибыли

Состав валовой прибыли

Предыдущий год

Отчетный год

Прибыль фактическая в ценах прошлого года

Отклонение

 

сумма, тыс. руб.

структура, %

план

факт

 

от плана отчетного года

от факта предыдущего года

 

сумма, тыс. руб.

структура, %

сумма, тыс. руб.

структура, %

 

Прибыль от реализации продукции, услуг

1290

100,00

-

-

1778

100,00

1587,50

-

297,50

 

Прочие операционные доходы

1625

125,97

-

-

1802

101,35

-

-

 

 

Прочие операционные расходы

2230

172,87

-

-

2680

150,73

-

-

 

 

Валовая прибыль

1290

100,00

-

-

1778

100,00

1587,50

-

297,50

 

Налоги из прибыли

137

10,62

-

-

262

14,74

262

-

125,00

 

Чистая (нераспределенная) прибыль

548

42,48

-

-

638

35,88

1325,50

-

777,50

 

Как видно из данных таблицы, прибыль от реализации продукции (услуг) выросла. Чистая (нераспределенная) прибыль также увеличилась.

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаем динамику, выполнение плана по прибыли от реализации продукции (услуг) и определяем факторы изменения ее суммы.

В курсовой работе анализ проводим только по одному виду деятельности ремонтно-эксплуатационной организации: ремонту квартир. Поэтому условно можно считать, что производство имеет однопродуктовый характер, и продукцией являются квадратные метры общей площади. Прибыль от реализации продукции (услуг) в таком случае зависит от трех факторов: объема реализации продукции (услуг) (VРПобщ); себестоимости (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).

Объем реализации продукции (услуг) может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции (услуг) приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция (услуги) является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость продукции (услуг) и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сума прибыли возрастает, и наоборот.

Для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли используют данные таблицы 13.

Таблица 13 − Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции (услуг), тыс. руб.

Продукция (услуги)

План отчетного года

Факт отчетного года

объем реализации продукции (услуг), кв. м

среднереализационная цена единицы продукции (услуг) тыс.руб.

себестоимость единицы продукции (услуг), тыс. руб.

объем реализации продукции (услуг), кв. м

среднереализационная цена единицы продукции (услуг) тыс.руб.

себестоимость единицы продукции (услуг), тыс.руб.

Обслуживаемая жилая (общая) площадь, кв. м

720

31,111

29,306

680

32,718

30,103

Анализ проводим способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической (таблица 14).

Таблица 14- Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции (услуг)

Показатель

Условия расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

объем реализации

цена

себестоимость

Ппл

720

31,111

29,306

1300,00

Пусл1

680

31,111

29,306

1227,78

Пусл2

680

32,718

29,306

2320,22

Пф

680

32,718

30,103

1778,00

 

Расчет:

Ппл = 720 * (31,111 - 29,306) = 1300,00

Пусл.1 = 680 * (31,111 - 29,306) = 1227,78

Пусл.2 = 380 * (32,718- 29,306) = 2320,22

Пф = 680 * (32,718 - 30,103) = 1778,00

Изменение суммы прибыли за счет влияющих факторов рассчитываем по формулам 7-9:

− влияние объема реализации продукции (услуг)

VРП = Пусл1 - Ппл; (7)

VРП = 1227,78 - 1300 = -72,22

− влияние средних цен реализации

цен = Пусл2 - Пусл1; (8)

цен = 2320,22 - 1227,78 = 1092,44

− влияние себестоимости реализованной продукции

с = Пф - Пусл2. (9)

с = 1778 - 2320,22 = -542,22

По результатам этого анализа делаем следующий вывод: объем реализации продукции оказывает отрицательное влияние на сумму прибыли. При снижении объема продаж продукции (услуг) на 40 м2 сумма прибыли снижается на 72,22 тыс. руб. Себестоимость продукции и сумма прибыли находится в обратнопропорциональной зависимости. Так, наша себестоимость увеличилась на 0,797 тыс.руб., а сумма прибыли снизится на 542,22 тыс. руб. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости. При снижении цены на 1,607 тыс.руб. сумма прибыли снижается на 1092,44 тыс. руб.

Более полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования отражают показатели рентабельности, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Поэтому производим анализ показателей рентабельности ремонтно-эксплуатационной организации.

Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов (рентабельность производственной деятельности);
  • показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность продаж);
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (рентабельность капитала).

Рентабельность производственной деятельности - Rз - исчисляем путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (услугам) (себестоимости) - З.

Анализ проводим способом цепных подстановок.

Rз пл. = 1300 / (720 * 29,306) = 0,062

Rз ф = 1778 / (680 * 30,103) = 0,087

D Rз = 0,087 - 0,062 = 0,025

R’ = (1227,78 * (31,111 - 29,306)) / 680 * 29,306 = 0,062

D Rз (Vрп) = 0,062 - 0,062 = 0

R” = (32,718 - 29,306) /29,306 = 0,116

D Rз (Ц) = 0,116 - 0,061 = 0,055

R”’ = (32,718 - 30,103) / 30,103 = 0,086

D Rз (З) = 0,086 - 0,116 = -0,030

Проверка: D Rз = 0 + 0,055 + (-0,030) = 0,025, сумма влияний равна изменению рентабельности производительной деятельности.

Как видно из анализа, объем реализации не влияет на рентабельность производительной деятельности, так как влияние объема равно нулю. Влияние цены на рентабельность составило 0,055. А так как себестоимость выросла, влияние себестоимости на рентабельность получилось отрицательной и равно 0,030.

Рентабельность продаж рассчитываем по формуле:

делением прибыли от реализации продукции (услуг) на сумму полученной выручки (В).

Rоб. пл. = 1300 / (720 * 31,111) = 0,058

Rоб. ф. = 1778 / (680*32,718)= 0,080

D Rоб. = 0,080 - 0,058 = 0,022

R’ = (31,111 - 29,306) / 31,111 = 0,058

D Rоб (V) = 0,058 - 0,058 = 0

R” = (32,718 -29,306) / 32,718 = 0,104

D Rоб (Ц) = 0,104 - 0,058 = 0,046

R’” = (32,718 - 30,103) / 32,718 = 0,080

D Rоб (З) = 0,080 - 0,104 = -0,024

Проверка: D Rоб = 0 + 0,046 + (-0,024) = 0,022, сумма влияний равна изменению рентабельности продаж.

Как видно из анализа, влияние объема и цены на рентабельность продаж равно нулю. А вот влияние себестоимость составило -0,024, это обусловлено увеличением себестоимости на 0,797 рубля.

Аналогично осуществляем факторный анализ рентабельности производственного капитала, которую рассчитываем делением балансовой прибыли (Пб) на среднегодовую стоимость основных средств (Фос) и материальных оборотных активов (Фобм).

Пб / В = 638/ 22248 =0,029, Фос / В = 124/ 22248=0,006

Фобм / В = 30041 / 22248 = 1,350

Rк пл. = 0,029 / (0,006+ 1,350) = 0,0212

Rк ф = 0,028 / ( 0,005 + 1,311) = 0,0208

D Rк = 0,0208- 0,0212 =- 0,003

R’ = 0,028 / (0,006+1,350) = 0,0203

D R(П) = 0,0203 - 0,0212 = -0,0009

R” = 0,028 / (0,005 + 1,350) = 0,0203

D R(В) = 0,0203 - 0,0203 = 0,0

R”’ = 0,028 / (0,005 + 1,311) = 0,0208

D R(Фос) = 0,0208 - 0,0203 =0,0006

Проверка: D Rк = -0,0009 + 0,00 + 0,0006 = -0,003, сумма влияний равна изменению рентабельности производственного капитала.

 Как мы видим из анализа, отрицательное влияние на рентабельность производственного капитала оказывают прибыль (-0,0009), а среднегодовая стоимость основных средств (+0,0006). Влияние материальных оборотных активов равно 0.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, является чистая прибыль.

 Количественно она представляет собой разность между суммой валовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов организации, покрываемых за счет прибыли. Для анализа составляем таблицу 15.

Таблица 15 − Анализ формирования нераспределенной чистой прибыли

Показатель

Уровень показателя, тыс. руб.

Удельный вес в балансовой прибыли, %

план

факт

отклонение

план

факт

отклонение

1. Балансовая прибыль

770,00

900,00

130,00

100,00

100,00

0,00

2.Налоги из прибыли

154

262

108,00

20,00

29,11

9,11

В том числе:

налог на имущество

налог на прибыль

прочие налоги и сборы

 

262

 

 

 

 

3.Экономические санкции по платежам в бюджет

0

0

0,00

-

-

-

4.Нераспределенная чистая прибыль (п.1-п.2-п.3)

616,00

638,00

22,00

80,00

70,89

-9,11

Мы видим из таблицы, что чистая нераспределенная прибыль снизилась на 22 тыс. руб. Удельный вес чистой прибыли по плану равен 80%. В процессе анализа также изучаем выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли. Для этого фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваем с данными плана и выясняем причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли (таблица 16).

Таблица 16 − Анализ использования чистой прибыли, тыс. руб.

Показатель

План

Факт

Изменение

Нераспределенная чистая прибыль

616,00

638,00

22,00

Использование прибыли:

 

 

 

на выплату дивидендов

 

 

 

в фонд накопления

369,6

350,9

-18,70

в фонд потребления

246,4

223,3

-23,10

в резервный фонд

61,6

63,8

2,20

Доля в распределяемой прибыли:

 

 

 

выплаченных дивидендов

 

 

 

фонда накопления

60

55

-5,00

фонда потребления

40

35

-5,00

резервного фонда

10

10

0,00

Анализ формирования фондов показывает, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина. Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы нераспределенной чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды организации равняется их произведению.

Для расчета их влияния используем метод абсолютных разниц. Результаты расчета представлены в таблице 17.

Таблица 17 − Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды ремонтно-эксплуатационной организации

Наименование фонда

Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб.

Доля отчислений, %

Сумма отчислений, тыс. руб.

Отклонение от плана,

тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

факт

общее

в том числе за счет

ЧП

Котч

Накопления

616,00

638,00

60

55

369,6

350,9

-18,7

-356,4

337,7

Потребления

616,00

638,00

40

35

246,4

223,3

-23,1

-237,6

214,5

Резервный

616,00

638,00

10

10

61,6

63,8

2,2

-59,4

61,6

Дивиденды

-

-

-

 

 

 

 

 

 

Ф = ЧП * К

чп = DЧП * Кпл

чп накоп. = 22 * 0,6 = 13,2; 13,2-369,6 = -356,4

чп потреб =22 * 0,4 = 8,8; 8,8- 246,4 = -237,6

чп резер = 22 * 0,1= 2,2; 2,2-63,8= -59,4

- Курсовые работы на заказ

Поиск