Суббота, 27.07.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Анализ конкурентоспособности строительной организации

ООО «ОСТ» функционирует на высококонкурентном рынке города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Строительство это очень сложная отраслевая структура экономики, которая постоянно адаптируется к меняющимся условиям, обусловленным конкурентной борьбой. В Санкт-Петербурге количество строительных организаций в 2012 г. составило 4685 организаций, а в 2013 г. – 7839. Среди них в 2013 г. в качестве застройщика выступали 75 организаций с общим объемом строительства 2597,3 тыс. кв. м, половина из которых – компании холдингового типа. Именно конкуренция – второй по значимости фактор, мешающий развитию ряда строительных компаний (по данным Росстата в период с 2010 по 2011 г. основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, является высокая стоимость материалов, конструкций, изделий – 37 %, конкуренция со стороны других строительных фирм – 34 %, недостаток квалифицированных рабочих – 19 %). Практика показывает, что наиболее жизнеспособные в экономике те компании, которые могут выработать наилучшую систему адаптации к изменяющейся экономической среде, позволяющую обеспечить достаточную для выживания и развития эффективность и устойчивость. Это требует пересмотра подходов к разработке стратегических планов развития инвестиционно-строительных компаний с учетом влияния рыночных, маркетинговых, производственно-технических, финансовых, социальных, организационных, инновационных, общестроительных и экологических факторов.

На сегодняшний момент в системе управления конкурентоспособностью строительно-инвестиционной компании «ОСТ» существуют слабые места, которые в целом влияют на эффективность деятельности. К их числу относятся: принятие решений только на основе финансовых показателей, несогласованность между внешними и внутренними аспектами деятельности компании, отсутствие преемственности стратегического и оперативного планирования.

Для Санкт-Петербурга строительство традиционно является одним из приоритетных и наиболее востребованных направлений развития экономики.

Стабильный рост числа рабочих мест, привлекательность географического местоположения, богатые культурные традиции и развитая инфраструктура делают этот город привлекательным для мигрантов и стимулируют рост населения. Позитивные изменения политического статуса города в течение 2012-2013 гг и значительные инвестиции в промышленность и инфраструктуру города, сделанные в 2012 г., способствовали повышению спроса и цен на жилье в Санкт-Петербурге.

Общий рост цен на недвижимость, наблюдавшийся в стране в 2012 г., ярко проявился в Санкт-Петербурге, где в отдельных секторах рынка жилых помещений он составил более 40 % в год.

Резкий рост цен оттолкнул потенциальных покупателей от рынка вторичного жилья и на текущий момент, в условиях стабилизировавшегося спроса на жилые помещения, покупатели охотнее обращаются к продавцам новых квартир, что обеспечивает стабильный рынок спроса для крупных строительных компаний Санкт-Петербург.

Построение стратегического плана поддержания конкурентоспособности только на основе финансово-экономических показателей не целесообразно, так как данные показатели не отражают ни динамику спроса на продукцию компании, ни уровень модернизации строительного производства, ни эффективность использования в нем основных бизнес-процессов, ни уровень квалификации персонала. Эти недостатки можно ликвидировать, включив в состав показателей стратегического плана нефинансовые показатели (удовлетворенность клиентов, стабильность бизнес-процессов, квалификация персонала, использование инноваций в деятельности организации).

Согласно организации управления конкурентоспособностью, инвестиционно-строительные компании обладают рядом свойств:

- во-первых, являются открытыми системами, находящимися в единстве с факторами внутренней и внешней среды;

- во-вторых, ориентированы на высокое качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей потребителей;

- в-третьих, к ним применим ситуационный подход к управлению, позволяющий обеспечивать адаптацию к условиям внешней среды;

- в-четвертых, персонал инвестиционно-строительной компании рассматривается как источник прибавочной стоимости, обладающий знаниями и для которого в целях создания конкурентных преимуществ компании необходимо создавать условия для реализации его трудового потенциала;

- в-пятых, ориентированы на повышение роли организационной культуры, мотивацию работников, улучшение стиля руководствам в процессе управления;

- в-шестых, требуют разработки новых методов стратегического планирования и управления компанией, учитывающих изменения макросреды, технологий производства, требований строительного рынка.

- В ходе исследования были уточнены и дополнены факторы (рыночные, маркетинговые, производственно-технологические, финансовые, социальные, организационные, инновационные, общестроительные, экологические), влияющие на разработку стратегического плана развития инвестиционно-строительной компании.

Принимая во внимание специфику строительного производства, сложные взаимоотношения между участниками инвестиционно-строительной деятельности, а также процессы, происходящие в функционировании компании, определенные нами факторы позволят наиболее полно учесть все процессы, влияющие на выбор стратегического плана развития.

В связи с тем что в сферу деятельности инвестиционно-строительной компании ООО «ОСТ» входит производственная цепочка инвестирование – проектирование – строительство – ввод объектов в эксплуатацию – реализация объекта, то основными задачами являются поиск и выполнение функций заказчика-застройщика, финансирование проектов за счет собственных и привлеченных средств, анализ потребностей строительного рынка на предмет поиска клиентов с целью реализации конкурентных преимуществ, то стратегический план развития должен решать следующие задачи: максимизировать прибыль компании; повысить удовлетворенность существующих клиентов, привлечь новых; повысить качество бизнес-процессов; повысить уровень квалификации сотрудников.

Вместе с тем стабильное развитие инвестиционно-строительной компании ООО «ОСТ» во многом определяется ее способностью проявлять гибкость к изменяющейся конъюнктуре, диверсифицировать производство в поисках новых возможностей и резервов улучшения производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определения функциональной области деятельности инвестиционно-строительной компании, а также принимая во внимание классификацию факторов, влияющих на формирование стратегического плана развития, современной парадигмы управления, роста конкурентоспособности нами в структурную схему разработки стратегического плана развития инвестиционно-строительной компании включена составляющая «Инновации», которая коренным образом влияет на качественное изменение внутренней среды организации.

Для формирования стратегического плана управления конкурентоспособностью инвестиционно-строительной компании ООО «ОСТ»  нами определены основные стратегические цели по следующим группам.

Структурная схема разработки стратегического плана развития инвестиционно-строительной компании представлена на рисунке, где под миссией-предназначением понимается узкое, конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характер продукции, услуг и круг их потребностей; миссией-ориентацией – широкое, развернутое изложение системы ценностей, дающее в общих чертах представление о поведении фирмы, ее отношение с потребителями и партнерами; миссии-политики – видение будущего состояния организации; миссии-описании продуктов – основывается на продуктовом и рыночном определении бизнеса организации.

Стратегическая карта представляет собой форму, отражающую отдельные стратегические цели и причинно-следственные связи между ними на нескольких уровнях в зависимости от ключевых аспектов деятельности: первый уровень – перспектива «Финансы», второй – перспектива «Клиенты», третий – перспектива «Внутренние бизнес-процессы», четвертый – перспектива «Обучение и рост».

Взаимосвязи между целями как внутри одной перспективы, так и между различными перспективами носят логический, причинно-следственный характер. Структура стратегической карты отражает цели различных заинтересованных сторон, согласованные между собой по принципу «причина – следствие», а также формирует представление о способе реализации стратегического управления инвестиционно-строительной компанией.

Стратегическая карта позволяет показать взаимосвязи и зависимости между выбранными целями; облегчить ситуационный анализ при достижении определенных стратегических целей; формировать у руководителей понимание значения проделанной работы, соответствующих им целей и зависимостей; способствовать формированию единого понимания стратегии организации; объяснять значение управленческих показателей и решений; содействовать внутрикорпоративному сотрудничеству на всех уровнях управления.

При определении интегрального критерия на основе экспертного опроса нами получены данные о коэффициентах весомости основных и дифференциальных критериев. В опросе принимали участие 100 респондентов. В результате были определены значения коэффициентов весомости основных и дифференциальных критериев развития компании.

Оценить стратегию инвестиционно-строительной компании можно в рамках отдельных процессов, когда сравниваются показатели отдельной организации с наилучшем значением в отрасли. При этом каждый показатель умножается на коэффициент весомости.

Определение коэффициентов весомости проводится в следующей после­довательности:

1) построение гистограммы распределения коэффициентов весомости на основе данных экспертного опроса;

2) определение законов распределения коэффициентов весомости кри­териев оценки стратегии развития инвестиционно-строительной компании;

3) расчет математического ожидания значений коэффициентов весомо­сти в зависимости от установленного закона распределения в балльном исчислении;

4) расчет коэффициентов весомости критериев оценки оптимального варианта стратегии развития инвестиционно-строительной компании в относительных единицах по выражениям (формулы 1, 2).

Для оценки конкурентоспособности компании ООО «ОСТ» использована следующая классификация оценки конкурентоспособности, в основе которой лежит подход, разработанный профессором Н. В. Варламовым.

При отборе компаний-участников рассматриваемых сегментов строительного рынка использовались такие критерии, как объем ввода недвижимости и объем строительных работ, а также размер девелоперского пакета. К рассмотрению были выбраны компании, оказывающие существенно влияние на развитие строительного рынка г. Санкт-Петербурга.

На основании проведенного анализа следует констатировать устойчивые конкурентные позиции ООО «ОСТ». При этом важным направлением совершенствования конкурентоспособности должна стать твердая стратегия компании.

- Курсовые работы на заказ

Анализ конкурентоспособности строительной организации
Поиск