Анализ результатов исследования особенностей внимания и памяти в младшем школьном возрасте
Опишем результаты констатирующего эксперимента. В методике «Найди и вычеркни» детям было предложено искать и перечеркивать двумя разными способами два разных предмета: домики - горизонтальной черточкой, деревья - вертикальной. Результаты, полученные по данной методике, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты, полученные по методике «Найди и вычеркни» (Показатель продуктивности и устойчивости внимания (S))
Уровень
|
Балл
|
Количество человек
|
% испытуемых
|
Средний
|
5
|
6
|
20
|
Средний
|
4
|
9
|
30
|
Низкий
|
3
|
12
|
40
|
Низкий
|
2
|
3
|
10
|
Как видно из результатов таблицы 1, показатели продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста находятся в промежутке от 3х до 5 баллов. Исходя из общего показателя, полученного по данной методике (ср. знач. 3,6), можно сказать, что в группе наблюдается низкая продуктивность и устойчивость внимания. А вот если рассматривать, результаты каждого ребенка в отдельности, то согласно интерпретации методики, у 15 детей наблюдается средний уровень продуктивности и устойчивости внимания, и у 15 детей уровень продуктивности и устойчивости внимания, соответствует низкому уровню. Таким образом, на основании данных из таблицы можно сделать следующие выводы: продуктивность внимания группы испытуемых находится в пределах нижней границы нормы, а устойчивость внимание - ниже нормы, положенной данному возрасту.
Результаты, полученные по методике «Проставь значки» представлены в Таблице 2. Данное задание вызвало у детей младшего школьного возраста ряд трудностей: детям сложно было отмечать каждую фигуру, многие были просто пропущены. Осложнения вызвало также и то, что каждой фигуре соответствовал свой значок.
Таблица 2
Результаты, полученные по методике «Проставь значки»
Уровень
|
Балл
|
Количество человек
|
% испытуемых
|
Средний
|
6
|
6
|
20
|
Низкий
|
4
|
12
|
40
|
Очень низкий
|
3
|
9
|
30
|
Очень низкий
|
2
|
3
|
10
|
Как видно из результатов таблицы 2, показатели переключаемость и уровень распределения внимания у детей младшего школьного возраста, находятся в промежутке от 2х до 5 баллов. Исходя из общего показателя, полученного по данной методике (ср. знач. 3,7), можно сказать, что в группе наблюдается низкий уровень переключаемости и распределения внимания. Если рассматривать, результаты каждого ребенка в отдельности, то согласно интерпретации методики, у 12 детей наблюдается очень низкий уровень переключаемости и распределения внимания, у 12 детей уровень переключаемости и распределения внимания низкий и у 6 детей - средний. Таким образом, на основании данных, представленных в таблице можно сделать вывод, что у исследуемых детей младшего школьного возраста низкие переключаемость и распределение внимания.
Для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста мы провели методику «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).
Результаты методики показали, что только у 20% младших школьников отмечается высокий уровень словесно - логической памяти, у 60% - средний и у 20% - низкий уровень памяти на словесный, абстрактный материал, понятия, формулы, что объясняет низкое качество усвоения учебного материала.
Средний результат запоминания группы после
первого прочтения - 4 слова,
после второго - 6 слов,
после третьего - 7 слов,
после четвёртого - 7,6 слов,
после пятого - 7,8 слов
Результаты методики после 5 прочтения представлены в таблице 3 и наглядно отображены на рис. 3.
Таблица 3
Результаты методики заучивание 10 слов (А.Р. Лурия) (количество детей в %)
Уровень развития памяти
|
Количество человек
|
% испытуемых
|
Высокий
|
6
|
20
|
Средний
|
18
|
60
|
Низкий
|
6
|
20
|
Средний показатель долговременной памяти в группе младших школьников - 5 слов.
Объем памяти у младших школьников составляет 4 знака.
Запоминание младших школьников является длительным процессом, им нужно больше времени на запоминание и большее число предъявлений стимульного материала. Забывание у них происходит быстрее.
Далее мы проверили, как связана память с вниманием младших школьников. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа результатов диагностики памяти и внимания
Тип конфликтного поведения
|
Оценка коэф. Спирм.
|
t-стат.
|
p-знач.
|
«Найди и вычеркни»
|
0.362
|
3.091
|
0.005
|
«Проставь значки»
|
0.56
|
2.240
|
0.035
|
Анализ показал, что в группе испытуемых существует прямая корреляционная связь внимания и памяти. Так, младшие школьники, имеющие высокий уровень внимания, отличаются и хорошей памятью. И наоборот, младшие школьники, у которых внимание неустойчиво, малопродуктивно, плохо переключается с одного вида деятельности на другой, имеют и плохую память.
Таким образом, нами доказана гипотеза: память младших школьников тесно связана с его вниманием, чем устойчивее внимание, тем лучше память ребенка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Как показали результаты методики «Найди и вычеркни», показатели продуктивности и устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста находятся в промежутке от 3х до 5 баллов, то есть продуктивность внимания группы испытуемых находится в пределах нижней границы нормы, а устойчивость внимание - ниже нормы, положенной данному возрасту.
Результаты, полученные по методике «Проставь значки» показали, что переключаемость и уровень распределения внимания у детей младшего школьного возраста находятся в промежутке от 2х до 5 баллов, что соответствует низкому уровню переключаемости и распределения внимания.
Результаты методики «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) показали, что только у 20% младших школьников отмечается высокий уровень словесно - логической памяти, у 60% - средний и у 20% - низкий уровень памяти на словесный, абстрактный материал, понятия, формулы, что объясняет низкое качество усвоения учебного материала. Средний показатель долговременной памяти - 5 слов. Объем памяти составляет 4 знака.
Анализ математического анализа с помощью критерия Спирмена показал, что в группе испытуемых существует прямая корреляционная связь внимания и памяти.
- Курсовые работы на заказ |