|
Анализ рынка и конкурентоспособности предприятия ОАО «Птицефабрика Михайловская»
Птицеводство является самой скороспелой и экономически выгодной отраслью животноводства. Оно обеспечивает население высокопитательными диетическими продуктами питания, а промышленность - сырьем. Птицеводство имеет ряд существенных преимуществ перед другими отраслями животноводства: высокую оплату корма приростом живой массы птицы, быстрой энергией роста, скороспелостью и др.
По мере развития рыночных отношений, когда отрасль перестала получать полноценные комбикорма в необходимых объемах и по доступным ценам, на фоне снижения финансовой поддержки со стороны государства, покупательского спроса населения и под влиянием других объективных причин в отрасли произошло снижение поголовья, производства яиц и мяса птицы и ее продуктивности. На функционирование этой отрасли существенное влияние оказывают внешние факторы, не поддающиеся контролю со стороны предприятия, за которыми оно должно постоянно следить и реагировать на них соответствующим образом. В экономической литературе принято выделять шесть слагаемых макросреды: природные, демографические, экономические, политические, научно-технические и факторы культурного окружения.
Рынок продукции птицеводства представляет собой отношения между покупателями и продавцами по поводу приобретения продукции птицеводства, поэтому для успешного ее сбыта демографическая среда представляет особый интерес. На маркетинговые решения, принимаемые в птицеводческих хозяйствах, существенное влияние оказывают события, происходящие в политической среде государства. Принятый в 1991 г. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и принятый на его основе в 1994 г. Указ «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства» и ряд других законодательных документов предусматривают мероприятия по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также меры, направленные на создание условий для формирования товарных рынков. Этими нормативными и правовыми актами определяются пределы вмешательства государства в ценообразование, способы прямого или косвенного воздействия на цены.
В настоящий момент на рынке птицеводства по Саратовской области ОАО «Птицефабрика Михайловская» является одной из самых крупных, конкуренцию ей может составить птицефабрика «Возраждение».
Рассмотрим Swot анализ предприятия ОАО «Птицефабрика Михайловская».
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).
- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
WOT / СВОТ анализ обычно представляют в виде матрицы:
|
|
Положительное влияние
|
|
Отрицательное влияние
|
|
|
|
|
|
Внутренняя среда
|
|
Strengths - свойства предприятия, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли.
|
|
Weaknesses - внутренние свойства, ослабляющие проект, предприятие, коллектив и т.д.
|
|
|
|
|
|
Внешняя среда
|
|
Opportunities - внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели.
|
|
Threats - внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели
|
Для построения итоговой матрицы необходимо составить критерии анализа:
|
внутренние сильные стороны (S):
|
внутренние слабости (W):
|
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество
|
Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
|
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности
|
Устарелые технология и оборудование
|
Хорошее понимание потребителей
|
Отсутствие анализа информации о потребителях
|
|
|
Надежная сеть распределения
|
Слабая сеть распределения
|
Адекватные финансовые источники
|
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
|
Проверенное надежное управление
|
Потеря глубины и гибкости управления
|
|
|
внешние благоприятные возможности (О):
|
внешние угрозы (Т):
|
|
|
Расширение диапазона возможных товаров
|
Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
|
Большая доступность ресурсов
|
Усиление требований поставщиков
|
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей
|
Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения ввода новых рыночных сегментов
|
Благоприятный сдвиг в курсах валют
|
Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
|
|
|
Ослабление нестабильности бизнеса
|
Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса
|
На пересечении SW с OT проставляется экспертная оценка их взаимного влияния в баллах. Итоговая сумма баллов по строкам и столбцам показывает приоритетность учета того или иного фактора при формировании стратегии.
В результате анализа получим, что предприятие занимает лидирующее положение в регионе. Продукция предприятия конкурентоспособная не только по своим параметрам, но и по уровню цен, условиям продаж.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Анализ внутренней среды позволяет также лучше понять цели организации, более верно сформулировать миссию, то есть определить смысл и направления деятельности фирмы.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадровый потенциал, организация управления, финансы, маркетинг, организационная структура.
Проанализируем теперь работу предприятия согласно экономическим характеристикам.
Таблица 8. Экономические показатели производства продукции
Показатели
|
2011
|
2012
|
2013
|
Себестоимость продукции
|
1336925
|
1049325
|
1876002
|
Цена продукции
|
1604310
|
1079190
|
1451203
|
Фондоотдача ОПФ
|
0,7
|
0,22
|
0.01
|
Выручка от реализации
|
2497318
|
22480000
|
24931842
|
Уровень рентабельности
|
0,11997158
|
0,1142325
|
-0,11526
|
Чистая прибыль
|
482145
|
443335
|
445458
|
Валовая продукция, руб.
|
128616
|
130241
|
162555
|
Прибыль, руб.
|
77672
|
85685
|
8013
|
Материальные затраты
|
4,032
|
6,741
|
8952
|
Таким образом, все рассмотренные факторы и экономические характеристики используются для определения конкурентоспособности и при оценке финансовой стабильности предприятия.
- Курсовые работы на заказ |
|