Пятница, 27.11.2020, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Анализ управления городом и разработка рекомендаций по формированию процесса стратегического планирования развития муниципального образования (на примере администрации города Докучавска

Администрация города Докучаевска представляет соответствующую муниципальную общину города в переходный период и осуществляет от ее имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления на подведомственной территории.
Основными задачами администрации являются:
- исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, указов и распоряжений Главы Донецкой Народной Республики, Положения об Администрации города Докучаевска и иных правовых актов Донецкой Народной Республики, решение вопросов местного значения;
- обеспечение законности охраны прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики;
- создание условий для развития личности, повышения культуры общества, охраны здоровья, приоритетное развитие социально – культурной сферы, всесторонняя социальная зашита жителей;
- обеспечение эффективности городского хозяйства, создание условий для развития предпринимательства, новых условий хозяйствования;
- обеспечение охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, муниципальных земель, улучшение экологического состояния на предприятиях, и коммунальном хозяйстве, обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия;
- осуществление правового и информационно – аналитического обеспечения своей деятельности.
Особенностью экономического положения  г. Докучаевска является преобладание добывающей промышленности в общей структуре экономики. Приоритетной в экономической жизни в Докучаевске является разработка карьеров. Докучаевский флюсо-доломитный комбинат - крупнейшее горно-обогатительное предприятие по добыче и производству флюсовых известняков, металлургических доломитов.
В Докучаевске агропромышленный комплекс представлен как растениеводством, так и животноводством.
Достопримечательностями города являются геологический памятник природы - пещеры в Докучаевске, зоосад. В городе созданы необходимые условия для самореализации населения в области культуры и спорта;
Вследствие проведения боевых действий в различной степени пострадала инфраструктура города. Проводятся работы по благоустройству города, запланированы и ведутся капитальные ремонты жилых домов, пострадавших во время военных действий.
При наличии общих положительных тенденций в социально-экономическом развитии города остается ряд проблемных вопросов. Среди них руководство местной администрации выделяет наличие «серой зоны», и, как следствие, невозможность использования сельскохозяйственных земель, расположенных на «линии соприкосновения».
Также к проблемным вопросам относится  наличие единоотраслевого признака экономики, не способствующего всестороннему и полноценному развитию  территории.
Остро стоит вопрос необходимости приобретения специализированной техники для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов, аварийное состояние водопроводно-канализационных сетей и насосного оборудования.
Основная проблема в осуществлении местного самоуправления на территории города – неполнота законодательной базы местного самоуправления (отсутствие законов о местном самоуправлении, об общественных и политических организациях).
Проблемой, требующей первоочередного решения, является восстановление элементов инфраструктуры города, пострадавших во время ведения боевых действий.
Исходя из целей и задач, заявленных в программах восстановления и развития экономики и социальной сферы, мероприятия, запланированные на 2020 год, в основном ориентированы на повышение конкурентоспособности территорий, поддержку местных промышленных предприятий с ориентацией на достижение показателей развития промышленности на уровне довоенного периода и создание условий для роста благосостояния населения.
 Программы восстановления и развития экономики и социальной сферы являются на сегодняшний день наиболее эффективным инструментом системы стратегического планирования в Донецкой Народной Республике.
На основе проведенного SWOT-анализа определены возможности социально-экономического развития города, а также угрозы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию.
Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Докучаевска является развитие инвестиционной деятельности. Все отрасли города, от добывающей и перерабатывающей до сельского хозяйства, в которые следует направлять инвестиции, позволят повысить экономический рост Донецкой Народной Республики и укрепить торгово-экономические отношения с Российской Федерацией.
Администрацией города Докучаевска проводится работа по формированию базы городских проектов и предложений, требующих привлечения инвестиций.
Первоочередными задачами Администрации города по созданию условий финансовой и инвестиционной активности, положительного развития экономических, социальных и культурных условий для жизнедеятельности населения и удовлетворения его потребностей, развития промышленного потенциала города, создание благоприятных условий для ведения бизнеса, являются: улучшение условий жизни населения города; создание условий для возвращения населения в места постоянного проживания; восстановление жилья; восстановление системы жизнеобеспечения в городах и населенных пунктах, в том числе объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и спорта, транспорта и дорожного хозяйства; восстановление базовых отраслей экономики города (разработка карьеров), а также сельского хозяйства; обеспечение занятости трудоспособного населения.
Результатами развития этих направлений станет улучшение условий жизни населения города, создание условий для возвращения населения в места постоянного проживания, обеспечение устойчивого роста в реальном секторе экономики и на этой основе улучшения качества жизни населения.
Целью стратегии развития муниципального образования должно быть создание условий и обеспечение эффективного решения задач социально-экономического развития, повышение уровня и качества жизни населения, удовлетворение потребностей населения, комплексного развития основных отраслей муниципального хозяйства, повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и пр. Стратегическое планирование позволяет создавать условия для перспективного развития муниципального образования и является инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем социально-экономического развития муниципального образования.
Работа над стратегическим планом развития города должна производиться с учетом видения долгосрочных перспектив развития города всем городским сообществом, а также с учетом интересов внешних субъектов городского развития, прежде всего органов власти. Стратегический план развития муниципального образования должен охватывать все направления развития города: экономическое, социальное, градостроительное, экологическое и прочие.
План представляет собой совокупность целевых программ действий с прогнозом (сценарием) развития муниципального образования, содержащую расшифровку и развитие намеченных целей развития.
Этапы разработки и реализации стратегического плана развития муниципального образования:
1. Определение и формулирование общего видения и стратегических установок устойчивого развития муниципального образования.
2. Стратегический анализ внутренней среды и внешней среды муниципального образования, выявление возможностей и ограничений.
3. Конкретизация целей и проблем управления, документированное закрепление приоритетов развития территории, выбранных на основе предшествующего анализа и прогнозирования ее развития, а также разработка плана конкретных мероприятий по выполнению задач развития, разработка комплексной программы развития и целевых программ.
4. Организация исполнения решений, получение результатов, учет и контроль решений и результатов, оценка деятельности систем управления по достижению результата, при необходимости внесение изменений в стратегический план и (или) методы его реализации.
Таким образом, стратегическое планирование развития города - это систематический процесс принятия решений, сфокусированный на потребностях общества и имеющий целью решение наиболее актуальных локальных проблем, оптимальное использование конкурентных преимуществ с учетом разумного распределения имеющихся ресурсов (времени, средств, экспертного потенциала, материальных благ).
При организации работы по стратегическому планированию города Докучаевска рекомендуется применять экспертно-общественный подход к разработке стратегии развития города. Это означает, что для стратегического планирования по решению руководства органов местной власти создают рабочую группу из представителей основных групп жителей города, власти, бизнеса, общества.
Предлагаются следующие этапы разработки стратегии развития города Докучаевска.
Первый этап. Предварительное планирование: создание рабочей группы по стратегическому планированию (комитета по стратегическому планированию); разработка и утверждение Администрацией города Положения о Комитете по стратегическому планированию, а также утверждение его персонального состава; разработка и согласование структуры стратегического плана дальнейших действий.
Второй этап. Оценка социально-экономического и экологического состояния территории: сбор и анализ статистической информации; проведение опросов общественного мнения относительно приоритетов и направлений развития территории (города); SWOT-анализ (определение слабых и сильных сторон, возможностей и угроз для развития территории).
Третий этап: Разработка документа: определение стратегического видения будущего; построение причинно-следственных диаграмм, дерева целей; определение стратегических и операционных целей, задач; определение показателей эффективности выполнения задач и достижения целей; определение организационных механизмов реализации, мониторинга и актуализации стратегии.
Четвертый этап: Легализация стратегии:  обнародование проекта; проведение общественных слушаний; утверждение стратегического плана Администрацией города.
Стратегия города помогает точнее оценить актуальное состояние города; облегчает процесс распределения ресурсов; определяет дополнительные внутренние ресурсы для развития отдельных сфер жизнедеятельности города; указывает на перспективные отрасли для привлечения инвестиций; является основанием для подготовки заявок на привлечение внешнего финансирования; отображает интересы всех жителей города; создает предпосылки для диалога и эффективного взаимодействия власти, бизнеса и местного сообщества; устраняет или уменьшает количество внутренних конфликтов относительно развития местного сообщества; помогает своевременно преодолевать вызовы и решать проблемы; повышает вероятность успеха местной власти в реализации задач; демонстрирует эффективность деятельности местной власти, а именно по поводу готовности удовлетворить важнейшие потребности жителей города; создает позитивный имидж города.
Развитие городов, независимо от их масштабов, в значительной мере определяет эффективность изменений общегосударственного характера и влияет на развитие не только территории, но и государства в целом. А качественный план такого роста является предпосылкой принятия максимально конструктивных решений.

Поиск