Анализ зарубежного опыта управления ипотечным кредитованием
В экономиках разных стран ипотека занимает определенное место. В каждой стране действует свое специфическое законодательство в данной сфере, во многом зависящее от особенностей земельного законодательства (к примеру, в США под ипотекой понимается залог недвижимости только в жилищной сфере). Во Франции право на непосредственное владение землей принадлежит только потомственным аристократам, все остальные граждане обладают правом аренды земельных участков.
Ипотечный рынок призван выполнять целый ряд функций:
- Коммерческая функция, которая выражается в получении прибыли;
- Ценовая функция, выраженная в процессе формирования рыночных цен;
- Информационная функция, благодаря которой рынок производит и доводит до всех участников рыночную информацию об объектах недвижимости;
- Регулирующая функция, которая выражается в том, что рынок утверждает правила и устанавливает приоритеты.
Ипотечный рынок является частью рынка ссудных капиталов, так как объект сделки на этом рынке - ссудный капитал, при этом ипотечный рынок реализует функции рынка ссудных капиталов (аккумулирующая, перераспределительная и т.д.).
Являясь частью рынка ссудных капиталов, ипотечное кредитование имеет свои характерные особенности.
Ипотечный кредит выступает как ссуда под строго определенный залог (обычная банковская ссуда может и не обеспечиваться залогом). Ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок, обычно на 10-30 лет. Благодаря этому растягивается погашение кредита во времени и таким образом уменьшается размер ежемесячных выплат. По сравнению с потребительским кредитом ипотечная ссуда представляет собой достаточно большую сумму. Ипотечный кредит подвергается государственному регулированию. При оформлении кредитного договора используется особый инструмент - закладная, удостоверяющая право временной передачи собственности от должника-заемщика к банку-кредитору в качестве обеспечения оплаты долга (ссуды). Ипотечный кредит позитивно сказывается на развитии реального сектора экономики, так как происходит рост в сфере строительства жилья, а этот сектор является основополагающим в мировой экономике.
В практике мирового опыта можно увидеть, что формирование рынка ипотечного кредитования представляет собой сложнейшее экономическое образование. Эффективность этого рынка зависит от многих экономических, психологических, юридических, политических факторов. Институты, которые обеспечивают регулирование отношений, возникающих в сфере ипотечного кредитования, весьма сложны и многообразны.
Существует две основных модели организации системы ипотечного жилищного кредитования - это так называемая двухуровневая модель и накопительная. По стране преимущественного формирования этих моделей их также называют американской и немецкой соответственно. Поскольку классификация этих моделей носит условный характер, в одной стране они могут функционировать одновременно. Кроме того, вполне возможны некоторые условные разделения модели в рамках обозначенных, не меняющие, однако, их суть в принципе.
Каждая модель организации системы ипотечного жилищного кредитования включает в себя определенный набор основных элементов, характеристики которых различаются в зависимости от модели. Их сравнительный анализ позволит выявить наиболее приемлемые для современной Российской Федерации подходы к организации системы ипотечного жилищного кредитования, согласующиеся с существующей на сегодня тенденцией развития ипотеки в нашей стране.
Имеет смысл сравнить и сопоставить мировой опыт ипотечного кредитования, присущий развитым западным странам, которые уже давно миновали процесс становления ипотечного рынка.
Прежде всего, общим для большинства моделей является первичный ипотечный рынок.
Сегмент общего кредитно-финансового рынка непосредственно охватывает деятельность ипотечных банков по кредитованию конкретных юридических и физических лиц под залог конкретных объектов недвижимости. Основными субъектами первичного рынка являются ипотечный банк (кредитор) и ссудозаемщик, который выступает в роли клиента банка.
Американская двухуровневая модель организации рынка ипотечного кредитования появилась в США по двум основным причинам. Во-первых, ввести единую систему ипотечного кредитования, единые требования к обеспечению путем принятия единого федерального законодательства не представлялось возможным, ввиду того что это затрагивало бы исключительную компетенцию штатов в области законотворчества. Во- вторых, необходимо было с экономической точки зрения стимулировать жилищное строительство после Великой депрессии, а сделать это за счет частного капитала без мощной государственной поддержки также было невозможно.
Поэтому для создания в США общенационального рынка ипотечного кредитования оставался только один способ, а именно за счет экономических механизмов воздействовать на процесс ипотечного кредитования и добиться единообразия сделок по обеспечению ипотечных кредитов с целью использования прав в качестве активов для продажи с целью рефинансирования ипотечных кредиторов.
В результате подобной модели ипотечного кредитования жилищного строительства установлено, что спонсорство правительства абсолютно необходимо, доступность к рынку ценных бумаг имеет решающее значение, ипотека с изменяемой и фиксированной процентной ставкой является оптимальной структурой, ипотечная отрасль - катализатор развития отрасли жилищного строительства, являющейся важным компонентом валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Суть двухуровневой американской модели сводится к тому, что ипотечные кредиты, выданные на первичном ипотечном рынке, переуступаются специально созданным агентствам. Эти агентства могут действовать с полученными ипотечными кредитами различным способом: переуступить (передать) их вторичным инвесторам, сформировать из единообразных ипотечных кредитов пулы и продать вторичным инвесторам такие неделимые пулы ипотек или же права участия (доли) в таких пулах, выпустить или разместить ипотечные ценные бумаги. При этом образуется так называемый вторичный ипотечный рынок - сегмент общего кредитно-финансового рынка, в котором происходит формирование совокупного кредитного портфеля ипотечной системы за счет продажи права требования по ссуде инвестору или за счет трансформации персонифицированных закладных в обезличенные доходные бумаги и размещение их среди инвесторов.
Обычно формирование двухуровневой системы возможно при мощной государственной поддержке. Самым значительным результатом подобной поддержки правительства США была организация сильного вторичного ипотечного рынка. Деятельность же созданных правительством агентств обеспечила первоначальные основы создания вторичного рынка, привлечение средств вторичных инвесторов в сферу ипотечного кредитования.
Кроме того, они контролируют и поддерживают вторичный рынок ипотечного кредитования, что, в конечном счете, оказывает влияние и на условия первоначального ипотечного кредитования. За счет формирования пулов ипотек кредитные риски, не покрытые страховкой, гарантиями, распределяются агентствами между всеми составляющими пул кредитами и соответственно приобретателями участий в пуле.
Механизм двухуровневой модели вторичного рынка ипотечного кредитования весьма сложен и требует огромных затрат на свое содержание, что в свою очередь приносит удорожание кредитных средств для заемщика. Еще один недостаток - это проблема чуткого и эффективного правового регулирования этого механизма.
Европейская одноуровневая модель уже долгое время работает в ряде западноевропейских стран, таких как Дания, Германия, Франция и др. Недавно, например, в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии были приняты законы, направленные на организацию в этих странах одноуровневой системы ипотечного кредитования.
Суть одноуровневой системы ипотечного кредитования сводится к тому, что выдавший ипотечный кредит банк самостоятельно рефинансирует ипотечные кредиты за счет выпуска ценных бумаг облигационного типа - закладных листов. Выпуск и обращение закладных листов контролируется и регулируется специальным законодательством. Деятельность эмитентов закладных листов, как правило, законодательно ограничена выдачей ипотечных кредитов и иными операциями, характеризующимися невысокой степенью риска. Выпускать ценные бумаги, именуемые закладной лист, не может ни один эмитент, кроме поименованных в законе. Деятельность ипотечных банков находится под строгим контролем государства и органов банковского надзора.
Основными достоинствами такой модели являются:
- дешевизна организации и контроля по сравнению с двухуровневой моделью;
- отсутствие страхования кредитно-финансовых рисков;
- использование услуг рейтинговых агентств;
- отсутствие затрат на выплату агентских вознаграждений обслуживающим кредит банкам и т.п.
Это в итоге значительно снижает стоимость кредита для заёмщика. Кроме того, она более проста в законодательном регулировании.
Экономические механизмы рефинансирования при данном кредитовании одинаковы во всех развитых странах. Различаются лишь только организационные подходы. У кредитора, который выдал кредит под залог недвижимости, есть несколько вариантов, как поступить с активом в виде денежных прав требований, обеспеченных залогом недвижимости (ипотечным кредитом).
Почти четверть всей финансовой помощи жилищному сектору во Франции осуществляется в виде налоговых льгот, которые носят стимулирующий или вспомогательный характер. Одной из приоритетных целей является стимулирование приобретения и строительства нового жилья, предназначенного для сдачи внаем.
Финансирование социального и рыночного жилищных секторов во Франции существует в виде двух основных форм бюджетного финансирования социального жилищного сектора. Первая - это субсидирование строительства, т.е. финансовая поддержка, оказываемая властями тем генеральным заказчикам, которые строят жилье для малообеспеченных слоев населения. Вторая - это личные жилищные пособия или определенная финансовая помощь малодоходным категориям населения с целью облегчить выплату ежемесячной квартирной платы или годовых взносов в погашение кредита.
В Канаде ипотечный кредит предоставляется всему населению, кто имеет стабильный заработок и возможность внести первоначальный взнос в размере от 5 до 25% от стоимости приобретаемого жилья. Предоставляя подтверждающие доходы документы, а также уплату налогов и все кредитные задолженности перед другими организациями, заемщик в течение 1-3 недель получает одобрение и оформляет ипотечный кредит. Обязательным условием также является страхование ипотеки, недвижимости и жизни. Ипотечные кредиты предоставляются по весьма льготной кредитной ставке, так как они, с одной стороны, управляются центральным банком, а с другой стороны - они обеспечены самой недвижимостью в качестве залога.
Базой системы финансирования жилья в США является кредитование жилищного строительства и его покупки. По данным Федеральной национальной ипотечной ассоциации, ежегодный оборот финансирования жилья составляет более 400 млрд. долл. США, а общая сумма неоплаченного кредита на эти цели достигла около 3 трлн. долл. Одним из основополагающих моментов развития ипотеки в США было право граждан на свободное владение, передачу и использование недвижимого имущества. В настоящее время двое из трех американцев живут в своих собственных домах.
Современная система внебюджетного жилищного инвестирования в США позволяет эффективно решать жилищную проблему, а американский опыт внебюджетного инвестирования жилищной сферы является основой экономической стабильности и благосостояния нации, побудительной мотивацией к высокоэффективному труду американских граждан. Система заставляет их дорожить работой, высокоэффективно трудиться и повышать свою квалификацию, поскольку многолетний груз кредитных долгов не позволяет расслабиться. Конечно, обратной стороной такой системы является негативный психологический фактор. Заемщику необходимо быть уверенным в завтрашнем дне, в частности в том, что будущие доходы будут достаточными для выплат по ипотечному кредиту. Гарантировать стабильность жизненных устоев не может никто, особенно когда речь идет о длительных сроках кредитования (15-30 лет). Поэтому психологически это очень тяжелый груз ответственности, осознание которого необходимо при принятии решения об участии в долгосрочной ипотечной программе для населения.
К особенностям ипотечного кредитования в США можно отнести долгосрочность ипотечного займа (15-30 лет) и низкую процентную ставку (в среднем 3-4% годовых). Сумма кредита обычно не выше, чем 80-90% от стоимости заложенной недвижимости, а 10-20% составляет первый взнос, который должен быть внесен из собственных средств покупателя. Что касается ветеранов и малоимущих, то государство гарантирует выдачу льготных ссуд на полную стоимость долга без уплаты первого взноса, что с другой стороны носит скрытую угрозу в случае массовых индивидуальных банкротств.
Вышеуказанные особенности ипотечного кредитования предопределяют его достаточно низкую ликвидность наряду с высокой степени риска. Однако ипотечное кредитование на финансовом рынке США обладает достаточной конкурентоспособностью, которая определяется следующими нижеперечисленными факторами:
- При открытии ссуды под залог недвижимого имущества производится тщательный андеррайтинг. Оценка платежеспособности заемщика базируется на критериях его кредитоспособности: стабильности финансового положения, размера текущих доходов и расходов и т.д.;
- Использование различных форм кредита, в том числе учитывающих инфляционные процессы и движение цен на кредитные ресурсы на финансовом рынке;
- Обязательное страхование ипотечной задолженности: более 50% ипотечных займов обеспечиваются государственной страховкой, остальные ссуды страхуются частными страховыми компаниями.
Свои особенности имеет немецкая накопительная ипотечная система.
Для получения ссуды вкладчику необходимо достигнуть минимального срока сбережений, минимального размера сбережения, которые могут составлять соответственно 18 месяцев и от 40% до 50% общей суммы сбережений и могут зависеть от имеющихся в распоряжении банка общих средств. В рамках этого метода распределения выплачивается общая сумма сбережений, то есть сумма, состоящая из собственных сбережений и ссуды, а после распределения ссуда погашается вкладчиком в установленный срок. Поэтому основной характеристикой данной схемы является ее замкнутость. Особенность ее и в том, что банки, использующие эту систему, имеют возможность предоставлять кредиты на более льготных условиях, выплачивая по сберегательным вкладам более низкие проценты, чем средние по рынку.
Обобщим следующие преимущества немецкой системы:
- Финансирование, не зависящее от состояния рынка капитала;
- Процентная ставка устанавливается в самом начале и является очень низкой, поэтому для вкладчика отсутствует риск изменения процентной ставки;
- Размер погашения долга ссудодателя точно устанавливается с самого начала;
В отличие от многих стран, в которых высокие проценты почти парализуют жилищное строительство, низкая процентная ставка по ссуде в рамках германской системы сбережений содействует тому, что размер выплат и в периоды высоких процентов остается вкладчикам по силам.
Относительно высокая последовательность осуществления выплат сберкассами приводит к постоянному развитию жилищного сектора.
Общим показателем для всех вышеуказанных ипотечных моделей выступает сильная и всесторонняя поддержка государством процесса их практического функционирования. Она проявляется как в правовом, лицензионном и финансовом регулировании данной деятельности, так и в предоставлении ей государственных гарантий и обеспечении страхования рисков, налоговых льгот и целевых адресных дотаций.
В Великобритании покупка жилья выгоднее аренды. Арендатор двухкомнатной квартиры в Великобритании платит в среднем на 10% в месяц больше, чем покупатель аналогичной недвижимости. Это связано с тем, что ставки по ипотечным кредитам находятся на низком уровне (5% в год), в то время как арендные платежи достаточно высоки.
Перегрев рынка недвижимости специального административного центра Китайской Народной Республики (КНР) привел к тому, что жилье стало недоступным для рядовых граждан. По прогнозам Королевского института оценщиков, эта тенденция будет продолжаться в течение 20 лет.
Согласно выводам экспертов, в течение ближайших 5-10 лет властям Гонконга необходимо ежегодно выделять столько участков земли, чтобы на них можно было строить 22 тыс. объектов жилья. Однако в настоящее время количество выделяемой ежегодно земли достаточно для застройки лишь 18,5 тыс. объектов.
Специалисты призывают власти Гонконга проводить регулярный мониторинг потребностей населения в жилье, чтобы на основании полученных данных делать вывод о том, какие типы жилья нужно строить.
Правительство КНР создает фонд для стабилизации рынка недвижимости. Одна из госкорпораций, которая является девелопером на рынке недвижимости и управляется Министерством строительства КНР, планирует создать фонд в размере 300-500 млн. долл. Его предназначение - стабилизация рынка недвижимости страны.
Планируется, что средства фонда будут инвестированы в коммерческую и жилую недвижимость Китая. Как считает ряд аналитиков, в Китае достаточно быстро растет спрос на недвижимость. Таким образом, с целью недопущения разрастания «пузыря» китайские власти уже достаточно давно ограничивают покупку жилой и коммерческой недвижимости путем налогов, сокращением кредитования и других мер. Тем не менее, цены на землю в стране растут ускоренными темпами. При этом правительство КНР начало реализацию целевой программы по строительству доступного жилья для населения. Планируется, что к концу октября 2015 г. в стране будет построено 30 млн. дешевых домов и квартир. Жилая недвижимость будет предоставляться, в том числе, и на правах доступной по стоимости долгосрочной аренды. В соответствии с планами китайского правительства, к концу 2015 г. в столице страны Пекине будет построено или реконструировано более 400 000 дешевых квартир. Другой крупный город КНР - Шанхай - обзаведется 520 тыс. ед. доступного жилья. В городе Тяньцзинь в 2016 году начнется строительство 8 млн. кв. м недорогой жилой недвижимости, что на 85% больше, чем было построено в 2014 г. В городе Хэфэй провинции Аньхуэй расположатся 23 600 дешевых домов. Этот план серьезно повлияет на частный рынок жилой недвижимости.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что для минимизации рисков при осуществлении ипотечного кредитования большая роль должна отводиться правильному выбору кредитных технологий и инструментов, а также видов и форм ипотечного кредитования.
Что касается проблемы адаптации любой зарубежной модели к российским условиям, то, прежде всего, необходимо учесть емкость отечественного ипотечного рынка (платежеспособный спрос на ипотечные кредиты), особенности нашего законодательства и налоговой системы, а также уровни развития инфраструктуры рынка недвижимости.
- Курсовые работы на заказ |