Суббота, 27.07.2024, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Бюрократизм в государственных органах

Современное состояние мировой и отечественной экономики, все возрастающая степень государственного вмешательства в работу рыночного механизма, динамичность изменений во внешней среде требуют адекватной, гибкой и оперативной реакции на происходящие изменения. В подобных условиях роль исследований природы провалов государственного вмешательства в экономику лишь возрастает.

Стоит отметить, что провалы рынка изучены гораздо больше, нежели провалы государства. О последних все чаще стали говорить только в начале прошлого столетия.

В современной политологии анализ феномена бюрократии выходитдалеко за границы ее понимания как сугубо административного явления.

Проблема бюрократизма всегда была в центре внимания ученых. Свидетельством тому - многочисленные попытки исследовать феномен бюрократии. Бюрократическая проблематика актуальна и сегодня. Это подтверждают, в частности, процессы реформирования административной системы во многих странах мира.

Исследования бюрократизации общества в отечественной литературе, как правило, ограничивались критикой дисфункциональной стороны ее деятельности, свойственных ейрутины, медлительности, косности взглядов, неоправданных «лабиринтов» из формальностей при принятии управленческих решений исполнительской функции.

В конце XX в., в связи с бурными изменениями в социально-экономической жизни, диапазон взглядов на бюрократию и бюрократизм в значительной мере расширился. Появилось много работ, в которых был осуществлен анализ феноменов бюрократического сознания, взаимосвязь бюрократии с менеджментом и т.д.

Под «бюрократизмом» следует понимать систему государственного управления, которой присуща оторванность от потребностей общества. Власть в таком случае осуществляется кастой чиновников, стоящей на защите интересов властвующей верхушки.

Различая понятия «бюрократия» и «бюрократизм», отметим, что первое служит для определения определенной организации, системы управления аппарата управления («рациональная бюрократия» по М. Веберу), второе же употребляется в негативном смысле как групповая монополия управленцев на функции управления и средства власти («иррациональная бюрократия»).

С целью объективного анализа и оценки бюрократии необходимо четко разграничивать такие понятия (и явления) как «бюрократия» и «бюрократизм».

В контексте развития рыночных отношений происходят качественные изменения в характере государственного управления. Уменьшается влияние его властно-принудительного характера на общественную жизнь. Преобладающими становятся меры поощрения, стимулирования, убеждения, формирования общественного мнения и сознания, чувства ответственности и обязанности.

Степень проявления бюрократизма в государственном аппарате, в первую очередь, будет зависеть от эффективности повсеместного реформирования всей системы государственной службы. Так, налицо объективная необходимость создания действенной системы социального контроля над деятельностью всей государственной властной вертикали.

Кроме того, совершенно необходимо повышение профессионализм а госслужащих, а также модернизация системы принятия управленческих решений в соответствии с мировыми стандартами. В частности, очень сильно ускорит процесс принятия управленческих решений и повысит эффективность оказания социальных услуг населению повсеместное введение системы электронного документооборота.

- Курсовые работы на заказ

Поиск