|
Цели, задачи, этапы исследования и обоснование выборки респондентов занимающихся в детско-юношеском центре «Китеж»В экспериментальном исследовании по психолого-педагогической диагностики подростков приняли воспитанники МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж», занимающихся в секции «Военно-прикладной рукопашный бой». Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе в сентябре 2014 года были проведено исследование подростков, которые только обрались впервые в детско-юношеский центр, и занимающиеся второй год. На втором этапе с 20 воспитанниками Центра второго года обучения, которые составили экспериментальную группу (с сентября по декабрь), с воспитанниками проводилась учебно-воспитательная работа детско-юношеского Центра «Китеж». Досуговую деятельность в учреждении осуществляют педагоги-организаторы. В 2013-2014 учебном году работа педагогов-организаторов Центра велась по следующим направлениям: патриотическое воспитание, безопасность жизнедеятельности (в том числе правила дорожного движения), здоровый образ жизни, правовое воспитание, экологическое воспитание. С учащимися были проведены:
На заключительном третьем исследовательском этапе была проведена повторная диагностика исследования уровня тревожности. В исследовании приняли участие 40 подростков (20 человек контрольной группы, первого года обучения, а только в рамках школы и 20 подростков, второго года обучения патриотического воспитания). База эксперимента - МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж». Рассмотрим более подробно исследовательскую базу детско-юношеского Центра. Цели деятельности МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж». (центр военно-патриотического воспитания):
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Данный вид воспитательной деятельности является традиционным, следовательно, основан на «корневой», этнической культуре народа, во всех ее практических и мировоззренческих проявлениях в формах объективной реализации. Основные из них, касающиеся нашей темы для дальнейшего обоснования направлений деятельности представленной программы, мы приводим в следующем порядке:
Исследуемый нами вид воспитательной деятельности является военно-патриотическим, т.е. своей практической методологией, теорией и концептуальными формами основывается на военном патриотизме, а это значит, что в сферу в данной деятельности входит все, что в себя вмещает военный патриотизм (в том числе такие понятия, как Отечество - земля, завещанная отцами, Мужчина - муж, несущий на себе чин, т.е. ответственность, Целомудрие - цельная мудрость (мировоззрение)), воинский стяг, военная песня и т.д.). Таким образом, совмещая смысловые понятия, рассматриваемого словосочетания мы естественно выявляем его концептуально-формативное определение. На наш взгляд, оно может быть сформулировано следующим образом. Традиционное военно-патриотическое воспитание (ТВПВ) - это определенные понятия, взгляды и принципы национального мировоззрения на предмет воинского воспитания и военного дела в целом, которые, пройдя «естественный отбор» через всю военную историю народа естественно легли в основу системы воспитания и обучения мужчины - воина от самого рождения, благодаря которой поддерживается его воинский дух и боевая готовность до глубокой старости. Исходя из этого полного определения, имеет смысл, на наш взгляд, сформулировать сжатое, точное, рабочее определение ТВПВ. Итак, традиционное военно-патриотическое воспитание - это национальная система воинского воспитания и обучения мужчины от рождения до зрелого возраста и далее поддержание его воинского духа и боевой готовности независимо от профессиональной принадлежности до глубокой старости. Методическая тема педагогического коллектива МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж»: содействие созданию социокультурного комплекса в рамках поселения. Роль УДО в реализации данного проекта. МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж»:- муниципальное образовательное учреждение, по типу - учреждение дополнительного образования детей, так как основной деятельностью является реализация дополнительных образовательных программ, по виду - Центр, так как реализация дополнительных образовательных программ имеет пять направлений:
К образовательным функциям относятся функции обучения, воспитания и развития детей. Обучающее предназначение наших дополнительных программ состоит в том, чтобы дополнять, углублять знания, которые дети получают в дошкольных учреждениях, школе. Кроме общеобразовательных знаний, в дополнительном образовании важны прикладные знания, творческие умения, мастерство, культура, техника исполнения изделия и т.д. Все вопросы развития и совершенствования образовательного процесса, повышения педагогического мастерства работников решаются на педагогическом совете, членами которого являются все педагогические работники учреждения. Педагогический совет организует свою деятельность в соответствии с Положением о педагогическом совете учреждения. В 2013-2014 учебном году образовательная деятельность велась по образовательным программам, рассчитанным от одного до четырех годов обучения. Педагоги дополнительного образования Центра «Китеж» в своей практике применяли современные инновационные технологии:
В течение учебного года посредством психологического консультирования оказывалась адресная помощь в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми. Также родители приняли участие в ежегодном мониторинге удовлетворенности качеством услуг дополнительного образования. В 2013-2014 учебном году открыто 86 учебных групп разной направленности. Одним из основных направлений мужского воинского воспитания является система традиционного русского рукопашного боя и борьбы (сокр. «СТРИБОР»). Представленная далее система является практическим синтезом необходимых знаний и навыков традиционной культуры и научных дисциплин, объединенных базовыми узко специфическими курсами. «СТРИБОР» в себя включает:
Как видно из представленных курсов, «СТРИБОР» имеет в основании своего технического арсенала и философско-мировоззренческой базы не авторские (надуманные) принципы, методы и формы, а лишь те знания, которые аккумулированы в процессе кропотливого сбора этой традиции от непосредственных ее носителей. Только основываясь на этом материале, на наш взгляд, возможно, говорить о наследственности и глубине системы национальной борьбы и рукопашного боя. Государство, имеющее своей территорией 1/6 часть суши и более чем тысячелетнюю историю, неизбежно обречено на постоянные войны и агрессию со стороны «порубежья». В связи с этим следует вывод об историчности, наличности в целом в России своей национальной системы подготовки и воспитания воинов (воинского сословия), частью чего, собственно, и является «СТРИБОР». Поэтому мы обоснованно утверждаем, что русская борьба, рукопашный бой имеют место быть, они цельны, глубоки по своей нравственно-воспитательной сути, а значит, являются неотъемлемой частью общей системы традиционного военно-патриотического воспитания, которую мы рассматриваем в данной программе. Актуальность и насущность подобной традиционной системы (физического воспитания в целом) сегодня обусловлена засильем в России суррогатов восточных единоборств. Восточные системы отнюдь не способствуют развитию патриотизма у подрастающего поколения, а лишь привносят комплекс национальной неполноценности в этой сфере. Они навязывают нашей этнической психологии и сознанию чуждые образы, культурные абстракции и принципиальные мировоззренческие установки, которые «железно» работают на разрушение института государства на уровне подсознания отдельного индивидуума и общества в целом. Согласно «Концепции национальной безопасности России» сохранение национального культурного наследия есть важнейшая задача внутригосударственной политики. Сообразуясь с этим утверждением, в продолжение исследуемой темы мы считаем, что систему национальной борьбы и рукопашного боя необходимо сохранять как архитектурные памятники, но при этом не замораживать только для стороннего любования. Ее необходимо сугубо изучать, развивать и внедрять в различных сферах жизнедеятельности: силовые ведомства, медицина, этнопедагогика, психология, физическая культура и спорт. Именно поэтому «СТРИБОР» является важнейшим направлением учебно-воспитательного процесса системы традиционного военно-патриотического воспитания. В качестве исследуемых выступили подростки, обучающиеся по военно-патриотическому направлению секции «Военно-прикладной рукопашный бой». Секция «Каратэ-до» «Рукопашный бой»- программа имеет как физкультурно-спортивную направленность, так и военно-патриотическую, поскольку основана на программе армейский рукопашный бой и затрагивает вопросы военно-патриотического воспитания. Программа характеризуется дифференцированным подходом к обучению детей разного возраста. Общий срок реализации программы 2 года. Особенностью программы является от, что в процессе обучения, развития физкультурно-спортивных навыков идет планомерная работа по военно-патриотическому воспитанию, подготовке к службе в Вооруженных Силах. Основные задачи подготовки:
|
|