|
Диагностика степени сформированности у младших школьников исследовательских умений на примере 2 классаДля учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно: - степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием; - степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; - степень осмысления использованной информации; - оригинальность идеи; - осмысление проблемы и способ ее решения; - формулирование цели исследования; - владение рефлексией; - творческий подход в процессе работы. В данном случае мы исследуем уровни сформированности теоретического анализа: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия. В исследовании приняли участие 25 младших школьников, учащиеся 2 класса ГБОУ СОШ №1155. В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой. 1) исходный - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя. 2) начальный уровень - характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 3) продуктивный уровень - устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. 4) креативный уровень - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. На основе этого мы выделили такие критерии:
Учащиеся оценивались по этим критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно. Также были определены уровни развития исследовательских навыков: 0-5 – низкий уровень 6-9 – средний уровень 10-14 – высокий уровень У большинства испытуемых учащихся исследовательские умения развиты на среднем и низком уровне, на высоком уровне умение сформировано только у 16% младших школьников. |
|