Пятница, 26.04.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Диагностика степени сформированности у младших школьников исследовательских умений на примере 2 класса

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений  и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;

- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения  отведённой роли;

- степень осмысления использованной информации;

- оригинальность идеи;

- осмысление проблемы и способ ее решения;

- формулирование цели исследования;

- владение рефлексией;

- творческий подход в процессе работы.

В данном случае мы исследуем уровни сформированности теоретического анализа: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.

В исследовании приняли участие 25 младших школьников, учащиеся 2 класса ГБОУ СОШ №1155. В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой.

1) исходный - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

2) начальный уровень - характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3) продуктивный уровень - устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4) креативный уровень - проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

На основе этого мы выделили такие критерии:

  1. Ученик может выдвигать гипотезу;
  2. Ученик может находить в тексте значимую информацию;
  3. Ученик умеет формулировать вопросы;
  4. Ученик может составить план своих действий;
  5. Ученик умеет выделять причинно-следственные связи;
  6. Ученик может делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного.
  7. Ученик может предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы.

Учащиеся оценивались по этим критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно.

Также были определены уровни развития исследовательских навыков:

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-14 – высокий уровень

У большинства испытуемых учащихся исследовательские умения развиты на среднем и низком уровне, на высоком уровне умение сформировано только у 16% младших школьников.

- Курсовые работы на заказ

Диагностика степени сформированности у младших школьников исследовательских умений на примере 2 кл.
Поиск