Суббота, 22.07.2017, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Диагностика задержки развития речи у ребенка раннего возраста: психологические особенности

Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода внутри утробы, тяжелые роды, неврологические показания). [1]

Малышу диагноз ЗРР ставят лишь на основании комплексного заключения таких специалистов, как: невропатолог, психолог, логопед. Перед назначением лечения в подобной ситуации сначала выясняется причина, благодаря которой произошла задержка в развитии. Если проблема в психологии ребёнка (нехватка внимания взрослых, не было потребности в разговоре), наилучшим методом по исправлению ситуации будет дополнительное стимулирование речи. Родителям придется уделять внимание по максимуму и вносить эмоциональную сторону в отношения со своим чадом. Также необходимо проводить занятия с логопедом и дефектологом.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог. Он выпишет медикаменты ноотропного действия (кортексин, ноотропил, энцефабол, цинаризин), действие которых направлено на лучшее кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. ЗРР неврологического характера может быть вылечена с помощью метода транскраниальной микрополяризации. При этом участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, будут подвержены действию постоянного тока со слабой силой (в 10 раз меньшей, чем во время электрофореза), что способствует активизации деятельности этих участков, нормализации развития речи и познавательных процессов, таких как память и внимание. [2]

Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.

Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:

- в 2 мес. мало лепечет;

- в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;

- в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;

- в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;

- в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.

Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.

Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.

Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др. [3]

При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.

Родителям специалисты дают такие рекомендации:

- не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;

- говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;

- ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;

- отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;

- выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;

- как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;

- во время игры активно разговаривать;

- предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;

- выполнять все рекомендации специалистов.

Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз «задержка речевого развития» будет побежден.

Итак, диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. По этой причине родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста.

 

[1] Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Инфра, 2009 год. – С. 45.

[2] Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2010 год. – С. 38.

[3] Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2009 год. – С. 60.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты, ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, решение задач на заказ.

- Статьи, информация, новости

Диагностика задержки развития речи у ребенка раннего возраста
Поиск

Яндекс.Метрика