Вторник, 23.04.2024, 22:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР

Констатирующий эксперимент по изучению состояния связного речевого высказывания у детей с ОНР III уровня проводился на базе МДОУ № 97 г. Норильска с сентября в октябре 2014 года.

Всего в исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте  6-7 лет, из них 10 детей с ОНР III уровня (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).

Эксперимент состоял из нескольких этапов.

На первом этапе происходило комплектование детей по группам с учетом уровня сформированности устной речи.

На втором этапе проводилось исследование состояния связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и дошкольников с нормальным речевым развитием. Исследование проводилось в первой половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

В задачи третьего этапа входил сравнительный анализ полученных данных, позволяющий выявить общие закономерности состояния связного речевого высказывания у детей с ОНР III уровня и у детей с нормальным речевым развитием.   

В подготовительном периоде проведения исследовательской работы происходило знакомство с документами детей, речевыми картами. Проанализировав карты, мы смогли сделать некоторые выводы.

Так, у детей с ОНР не выявилось локальных поражений ЦНС, в анамнезе чаще всего мы встречали указания на токсикозы первой или второй половины беременности (у 5 человек экспериментальной группы), гипоксию головного мозга вследствие асфиксии (2 ребенка), неправильной родовой деятельности у матери ребенка (1 человек). В постнатальном периоде у этих детей наблюдалась соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания, неблагоприятный аллергологический фон.

Во время проведения исследования у части детей с ОНР наблюдалась повышенная возбудимость, расторможенность, другие дети  напротив были вялые, заторможенные, малоактивные, раздражительные. Дети часто жаловались на головные боли,  отмечалась быстрая истощаемость. Так, например, при продолжительной работе дети с ОНР отказываются отвечать, ссылаясь на усталость. У детей с ОНР в отличие от нормально говорящих сверстников можно было наблюдать недостаточную устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, незрелость эмоционально волевой сферы проявляющуюся в эмоциональной лабильности, недостаточность волевых процессов.

Следует отметить, что треть детей экспериментальной группы проживала в «неблагополучных» семьях, что отрицательно сказывалось на результатах коррекционной работы.

Таким образом, детей экспериментальной группы можно отнести к числу часто болеющих, соматически ослабленных.

Контрольная группа детей состояла из дошкольников, посещающих подготовительную группу детского сада. Каких-либо особенностей в формировании высших психических функций у них выявлено не было.

Методика констатирующего эксперимента была разработана в соответствии с современными психолингвистическими представлениями. При ее разработке использовались в модифицированном варианте методы, описанные в работах В.К.Воробьевой, В.П.Глухова, Р.И.Лалаевой.

В констатирующем эксперименте для исследования уровня сформированности связного речевого высказывания испытуемым предлагалось выполнить 2 серии  заданий. В первой серии задания выполнялись без использования наглядного моделирования, во второй серии- с применением наглядного моделирования. Основной целью первой  части эксперимента было выявление уровня сформированности связного высказывания у дошкольников исследуемых групп. Во второй части исследования определялась эффективность использования метода наглядного моделирования в процессе пересказа различных видов рассказов детьми контрольной и экспериментальной групп.

1) Исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у дошкольников (I серия заданий)

1. пересказ текста;

2. составление рассказа по серии сюжетных картинок;

3. составление рассказа по сюжетной картине;

4. составление описательного рассказа о предмете.

2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования

Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин)

  • правильная последовательность картинок - 1 балл;
  • неправильная последовательность картинок - 0 баллов.
  1. Уровни семантической оценки текста

Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи - 4 балла.

Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения - 3 балла.

Средний уровень - рассказ в  значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки - 2 балла.

Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений - 1 балл.

Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам - 0 баллов.

  1. Уровни языкового оформления текста
  • Высокий уровень - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью, употребляются различные виды синтаксических конструкций - 4 балла.
  • Уровень выше среднего - рассказ состоит главным образом из простых и сложносочинённых предложений; имеются грамматически правильные предложения, однако средства синтаксической связи представлены эпизодически - 3 балла.
  • Средний уровень - рассказ краткий, состоит из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, средства синтаксической связи ограничены - 2 балла.
  • Уровень ниже среднего - рассказ очень краткий, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют средства синтаксической связи между ними- 1 балл.
  • Низкий уровень - рассказ отсутствует, вместо него воспроизводится несколько дефектных, фрагментарных предложений - 0 баллов.

- Вам это пригодится:

- Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР

 

Экспериментальное изучение особенностей связной речи у дошкольников с ОНР
Поиск