Суббота, 27.07.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Феномен иконы в осмыслении русской богословской и эстетической мысли XVI - XVII вв. 

Изучение феномена иконы в осмыслении русской богословской и эстетической мысли 16 - 17 веков представляет несомненный интерес для современной культурологической мысли. Именно в эту эпоху складывалось основное понимание не только образов и ликов, но и самой иконы как объекта почитания верующими.

В русской богословской и эстетической мысли 16 - 17 веков рассматривается, что каждая икона - свята, а значит, благодатна, потому что мистически связывает нас с тем, кто на ней изображен. Но святыни обладают одним свойством: быть неповторимыми, то есть включать в себя то, что греки обозначали термином χαρακτήρ. Икона как предмет неминуемо имеет свой «характер».

Смысл этого греческого слова подразумевается в качестве единства черт, указующего на неповторимость предмета, хотя в словарях можно найти значения, на первый взгляд прямо противоположные нашему. Тем не менее, здесь нет особых противоречий. Говоря о «неповторимости», мы имеем в виду вовсе не древнюю традицию писать иконы на один сюжет отличными друг от друга, хотя данный фактор, несомненно, свидетельствует в пользу довода, о котором пойдет речь ниже.

Необходимо обратить внимание именно на уникальность иконы-предмета как святыни. Известный богослов Л.А. Успенский писал: «Грань между допустимым и недопустимым в веществе пролегает там, где материя теряет свою подлинность и характер, начиная выдавать себя за нечто иное, чем она есть, то есть также создавая иллюзию». Однако христианам давно известно: всякая иллюзия есть ложь. Икона не может включать в себя обман. Григорий Богослов учил: «...все посвящаемое Богу должно быть естественно и безыскусственно».

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас трудно найти в Европе такой храм (католический и протестантский), где не было бы православной иконы - хотя бы прекрасной репродукции на доске из хорошего, тщательно обработанного дерева, помещенной на самом видном месте.

За православным учением об иконописи, которое было передано восточным славянам, стоит учение об ипостасях, и без учения об ипостасях понять и проблематику иконописи, и проблематику сакральных пространств, богослужения, архитектуры в православной культуре, видимо, невозможно.

Русское Средневековье оставило нам сокровище мирового значения - это иконописное наследие. Красноречие иконописного языка, исполненного глубокой христианской символики и догматической насыщенности, восполняет «молчание» богословской мысли на Руси. Действительно, христианская Русь не дала миру плеяды выдающихся богословов, какой отличился христианский Восток (Сирия, Египет) или Византия. Однако, нельзя утверждать, что в русских землях совершенно отсутствовала богословская рефлексия. По этому поводу протоиерей Георгий Флоровский, оценивая богословский багаж средневековой Руси, писал: «Русская икона с какой-то вещественной бесспорностью свидетельствует о сложности и глубине, о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта, о творческой мощи русского духа. С основанием говорят о русской иконописи, как об “умозрении в красках”».

В эпоху русского классического Средневековья перенятая из Византии иконописная традиция получила совершенное завершение, явив миру новгородские фрески Феофана Грека, «Троицу» преп. Андрея Рублева, ферапонтовский цикл Дионисия. Русская икона Средневековья достигла необыкновенной высоты художественной и пластической выразительности, разработанности средств изобразительного языка и глубины заложенного в образ догматического содержания. В еще большей степени «сложность и глубина» русской богословской мысли нашли отражение в иконах на исходе русского Средневековья - во второй половине XVI - XVII вв. Икона сама была поистине «богословием в красках» и одновременно побуждала к богословской иконологической рефлексии. Достигнутый уровень иконописания способствовал творческому осмыслению канона, что приводило к рождению новых иконографических типов и изводов. По какому пути шло развитие иконописного образа на Руси со второй половины XVI в., что лежало в основе эволюции иконографических типов, был ли этот процесс автономен или он находился в тесной связи с развитием литературных жанров, был ли он обусловлен гомилетическими произведениями выдающихся святителей, современников наметившихся изменений в иконописи, - вот круг вопросов, которые предстоит осветить в работе.

В России в настоящее время, когда наблюдается нескрываемый интерес возрожденного Православия к средневековому письменному и иконописному наследию, когда все большее число молодых людей в качестве жизненного пути выбирают труд иконописца, чрезвычайно важным представляется вопрос каноничности священного изображения, а тем самым и вопрос выбора источника для иконографии, ориентации на традицию, а также вопрос уместности и органичности иконописного образа в богословско-культурной среде данной эпохи. В нашей работе мы делаем попытку показать, что сложение иконографического типа, являющегося результатом заложенных в образ богословских и философских идей, - это сложный и неоднозначный процесс. Ведущее место в нем, безусловно, принадлежит традиции (православному иконописному преданию и каноническим определениям соборов). Правда, иконописцы, начиная с XVI в., при выборе иконографических источников и их интерпретации на русской почве ориентируются на богословско-культурологические концепты своего времени, формировавшиеся зачастую в контактных зонах (Западная Украина, Киево-Могилянская академия), а также в результате насильственного соприкосновения культур (Смутное время и последующая польская интервенция). Поэтому представляется интересным проследить, каков может быть удельный вес иконографических источников иноконфессионального происхождения, а также новых литературных источников, отражающих дух эпохи.

Тщательный подход к изучению проблематики изучения феномена иконы в осмыслении русской богословской и эстетической мысли 16 - 17 вв. помогает детально выявить влияние иконы на мировоззрение людей и их отношение к жизни.

- Контрольные работы на заказ

Поиск