Вторник, 12.12.2017, 19:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Эссе на тему: «Философский смысл проблемы ответственности и свободы выбора»


    Смысл проблемы ответственности и свободы выбора человека пытались объяснить многочисленные философы различных времен. Многие из них приходили к выводу, что цепь поступков человека и есть его жизненный выбор. Также многие ученые пытались вычленить степень свободного выбора при осуществлении этих поступков.
Одно из первых упоминаний о проблемности человеческого бытия появилось в философском труде, библейской книге «Екклезиаст», автором которой считается царь Соломон. В основном в своем труде он делал упор на бессмысленность человеческого бытия, а значит и отсутствии всякого выбора и любой свободы. В современной философии проблема отсутствия смысла, свободы, ответственности бытия оформилась в цельное течение - экзистенциализм. Крупнейший представитель данного течения Альбер Камю в принципе отрицал наличие выбора у человека. Но все-таки Камю все же находит смысл бытия в бунте против абсурда. Именно такой бунт способен, по его мнению, придать осмысленность действиям человека, а соответственно наделить его какой-либо ответственностью и свободой.
    Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что проблема свободы выбора и ответственности человека всегда неразрывно была связана с религиозными воззрениями.
    Религиозное понимание смысла человеческого бытия связано не с эмпирической внешней жизнью мира, а с областью внутренней, духовной жизни человека. Именно преодоление мирской бессмыслицы делает бытие верующего человека осмысленным в его стремлении использовать дарованную Господом возможность сохранить бессмертную душу и достичь вечной жизни как абсолютного добра. Обретение подлинного смысла жизни с религиозных позиций связано с подавлением человеком своего «животного», «тварного» начала и с приобщением к Богу. Как отмечал русский мыслитель С.Л. Франк, «преодоление мировой бессмыслицы истинно сущим смыслом жизни - это добровольное самоуничтожение своего тварного существа ради торжества в нас нашего божественного существа».
    Упор на нравственное содержание смысла человеческой жизни был сделан В.С. Солоьвьевым, который соединил религиозный подход к рассматриваемой проблеме с философскими исканиями. По Соловьеву, нравственный смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности. Этот процесс, тем не менее, связан как полагал Соловьев, с совершенствованием ее на началах добра. Следовательно, смысл жизни состоит, с этих позиций, в обретении добра. Для мыслителя «показать добро как правду» - значит найти «единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца», а условия достижения истинной жизненной цели представляют собой определенные нравственные нормы, которым следует сознательно поставивший себе эту цель человек. Постигая нравственность, человек обретает свободу, но соблюдение нравственности, влечет за собой проблему ответственности человека за способ постижения собственного смысла.
    Долгое время философы, исходя из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, занимались конструированием на этой основе некого идеала человека. В его достижении и усматривался смысл человеческого бытия, основное направление человеческой деятельности, осуществляемой чисто духовными средствами.
    Принципиально иное понимание этой проблемы было предложено в марксистской философии. Здесь смысл человеческого бытия был увиден в самореализации сущностных сил человека, в саморазвитии человеческой индивидуальности на путях ее всестороннего совершенствования, в осуществлении человеком активно преобразующей деятельности. Преобразование как способ деятельности отражал широкую степень свободы выбора в способах этих изменений. Вместе с приобретением свободы человек сам определял степень собственной ответственности.
    Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость».
    В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. В дальнейшем данное понимание свободы только укреплялось, наполнялось смыслом.
    Значительный вклад в развитие данной категории сделали Бенедикт Спиноза, Жан Жак Руссо, Вольтер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Жан Поль Сартр, Карл Ясперс, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Григорий Сковорода, Пантелеймон Кулиш и многие другие философы и мыслители.
    Что касается развития понятия ответственности, оно шло в неразрывном единстве с развитием понятия свободы выбора. Можно сделать вывод о том, что выбор варианта существования человека сочетается с позиции философских концепций большой моральной и социальной ответственностью за последствия этого выбора. Выбор отличается от слепого повиновения тем, что он является результатом многогранного синтеза объективных возможностей внешней действительности и субъективного богатства внутреннего мира человека, накопленного им чувственного опыта. В процессе выбора и понимания ответственности раскрывается духовное предназначение личности, ее нравственное богатство. В процессе выбора раскрывается истинный смысл, духовное и нравственное богатство личности. Свобода выбора определяет развитие комплексной личности, ее совести, чести, достоинства в контексте понимания феномена человеческого бытия.
    В отличие от общепринятого понимания свободы и ответственности в русской философии сформировалась оригинальная обособленная концепция. Человек для отечественных мыслителей оказывается загадочным существом, пребывающим на границе двух противоположных полюсов реальности - божественного духовного бытия, определяемого, например, Чаадаевым с помощью понятий «высшая сила», «всеобщее сознание», «великое все» и материального мира, в котором он выступает как эмпирическое индивидуальное «Я».
    Соответственно уровню индивидуальности, по мнению русских философов, реализуется и степень свободы выбора в различных ситуациях. В данном контексте можно видеть еще одно оригинальное выражение того своеобразного, весьма характерного для многих русских философов мироощущения, которое В. Зеньковский называл «мистическим реализмом» - предощущения высшего, божественного состояния человека, в котором он сливается со всей бесконечной реальностью. В дальнейшем эта составляющая религиозно-философского мировоззрения будет играть важную роль в творчестве С. Франка и Л. Карсавина. Причем они будут утверждать, что освобождение из-под господства мировой необходимости человек может достичь с помощью раскрепощения своей индивидуальной свободы как признака неподвластности человека никаким законам и никакой необходимости (даже божественной). Но в связи с данным пониманием свободы возникает необходимость, определения ответственности при свободе выбора. В данном феномене она понимается как личный выбор, то есть человек сам определяет какую степень ответственности ему нести, какой степенью морали она подкреплена.
    Главным негативным последствием неправильного применения человеком своей свободы является феноменальная обособленность человека в пространстве и времени. Замкнутость нашей жизни в ограниченном отрезке времени и зависимость человека в каждый момент от прошлого - это не более чем результат нашего свободного выбора: из бесконечной совокупности равноправных и совершенно самостоятельных моментов, данных совместно в вечности, каждая личность выбирает только некоторые моменты, полагаемые ею значимыми для себя. Свобода ведет к ограничению, к выделению конечного и господствующего над нами актуального времени из потенциально открытой нам вечности. Размышляя над этой проблемой, философ ХХ века Эрих Фромм сделал парадоксальное открытие: многие люди вообще страшатся свободы. Она вовсе не является универсальной ценностью. То есть свобода, которую мы принимаем как ценность данной ценностью и не оказывается, из-за боязни ответственности перед данной свободой.
    Проблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. Речь идет прежде всего о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения (или не включения) себя в социальную жизнь. Теоретически человек обладает неограниченностью свободы и ответственности, но данное утверждение, опровергается самой многогранностью бытия.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика