Суббота, 27.07.2024, 02:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Формирование патриотических чувств у младших школьников

После подробного изучения теоретической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, мы провели экспериментальную работу по определению уровня знаний у детей младшего школьного возраста (1 класс).
Цель экспериментального исследования - изучение первоначального уровня знаний об истории и культуры г. Москвы у младших школьников.
Задачи эксперимента:
- Определение направления проведения диагностики.
- Подбор диагностических методик, требующихся с целью - провести экспериментальное исследование.
- Проведение выборки у младших школьников.
- Проведение диагностики состояния интеллектуального развития у детей младшего школьного возраста.
- Анализ данных, которые получены в результате проведения исследования.
Этапы проведения исследования. Диагностирование проходило в три этапа:
1. На первом этапе был осуществлен теоретический анализ проблемы интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
2. На втором этапе разработана и осуществлена программа эмпирического исследования.
3. На третьем проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.
Эмпирической базой исследования выступали 20 младших школьников на базе: Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1466 им. Надежды Рушевой (ГБОУ СОШ №1466) в возрасте 7-8 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Цель констатирующего этапа эксперимента - выявить первоначальный уровень знаний об истории и культуры г. Москвы на каждом этапе исследования.
В соответствии с целью констатирующей эксперимент был направлен на решение следующих задач:
- Определить критерии и показатели сформированности знаний об истории и культуры г. Москвы у младших школьников.
- Выявить исходный уровень сформированности знаний об истории и культуры г. Москвы у детей младшего школьного возраста.
- Разработать систему элементов интерактивного игрового обучения в работе с детьми младшего школьного возраста по ознакомлению с историей и культурой города Москвы.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностическая методика, направленная на определение уровня сформированности знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста, представленная в пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры Соловьёва Е.В., Царенко Л.И.
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяют в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- средний уровень - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- высокий уровень - выполняет задание самостоятельно.
Для выявления первоначального уровня знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста детям предлагались задания. Дата проведения опыта - ноябрь 2015 г.
Диагностика, направленная на выявление представлений у детей младшего школьного возраста представлений о родном городе, представлена в приложении 1:
- Задание 1. «Родной город»;
- Задание 2 «Символика родного города»;
- Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты родного города»;
- Задание 4 «История народной культуры и традиций»;
- Задание 5 «Личностное отношение к родному городу».
Данная диагностика проводится в начале и конце эксперимента.
Обработка результатов осуществлялась следующим образом:
- Высокий уровень (3 - 2,4 балла) Ребенок все называет правильно (100-80% правильных ответов).
- Средний уровень (2,3 - 1,7 балла) Ребенок отвечает на вопросы, но с ошибками (70% - 40% правильных ответов).
- Низкий уровень (1,6 - 1 балл). Ребенок не отвечает на вопросы или не знает правильного ответа (0- 30% правильных ответов).
Максимальное количество баллов, набираемое за то, что правильные ответы по 5 заданиям - 15 баллов.
Качественная характеристика уровней сформированности представлений о государственных символах у детей младшего школьного возраста.
На констатирующем этапе был определен уровень представлений о родном городе старших младших школьников на констатирующем этапе.
По данным заданиям анализ полученных результатов на констатирующем этапе позволил установить: уровень представлений детей младшего школьного возраста родном городе, крае показали не высокие результаты.
- Высокий уровень - 1 ребенок - 5%
- Средний уровень - 10 детей - 50%
- Низкий уровень - 9 детей - 45 %.
Дети знают достопримечательности родного города, но затрудняются рассказать.

Знают символику города Москвы (Задание 2 «Символика родного города»), но испытывают затруднения в объяснение, что означает тот или иной рисунок на символах. Дети затрудняются в составлении планов-схем.
Таким образом, полученные результаты дают нам определить дальнейшее содержание работы, учитывая возрастные особенности детей направленное на ознакомление детей с родным краем по намеченным блокам.
Оценка знаний историко-географических и природных компонентов родного города осуществлялась на основе третьего диагностического задания.:
- Высокий уровень - 1 ребенок - 5%
- Средний уровень - 11 детей - 45%
- Низкий уровень - 10 детей - 50 %.

Из результатов констатирующего этапа можно сделать вывод, что уровень знаний об истории и культуры г. Москвы на констатирующем этапе детей 6-7 лет находится на среднем уровне.
Таким образом, в младшем школьном возрасте нужно уделить внимание на символику города, на значение символов. Уделить внимание на основные традиции родного города. Нужно планировать работу с родителями, чтоб работа была эффективнее.
Наблюдая за играми детей, мной было отмечено, что дети не используют сюжеты, связанные с историей и культурой города, постройки детей получаются малоинтересными и однотипными.
Проанализировав перспективные планы педагогов, было отмечено, что по краеведению запланировано всего 4 занятия. В совместной деятельности планируется индивидуальная работа с детьми (беседы), ознакомление детей с русским фольклором, народными играми, проводилась выставка рисунков о Москвы. Но, работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.
В то время как патриотическое воспитание - это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признаётся субъектная позиция ребёнка, осуществляется стимулирование его активности, через участие в различных видах деятельности.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. По данным проведённого анкетирования родителей получены следующие результаты:
- 100% опрошенных родителей любят свой город и считают необходимым знакомить детей с историей и культурой города;
- 15% знакомы с декоративно-прикладным искусством Москвы;
- 100% отдают предпочтение развлекательным площадкам (зоопарк, центральный парк, набережная Камы, цирк);
- 35% посещают с детьми театры, но не так часто как им хотелось бы;
- 10% один раз были в краеведческом музее;
Наибольшие затруднения вызвал вопрос: Что на наш взгляд способствует патриотическому воспитанию ребёнка?
Родители отвечают так:
- на мой взгляд, патриотическому воспитанию ребёнка должно во многом способствовать государство;
- просмотр документальных фильмов;
- прививать любовь к природе и животным, особенно к труду (на даче).
- 8 человек из 50-ти не ответили на этот вопрос.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе, побудило к проведению более углубленной краеведческой работы, сущность которой заключается в том, чтобы «завести» у ребёнка «внутренний механизм», сформировать чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, чувство восхищения своим городом, краем.
Из всего сказанного можно сделать вывод, результаты констатирующего этапа требуют проведения формирующего этапа в соответствии с педагогическими условиями.

- Курсовые работы на заказ

Формирование патриотических чувств у младших школьников
Поиск