Суббота, 27.07.2024, 02:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Формирование стратегического плана развития муниципального образования. Ч.1.

Стратегическое планирование дает органам управления комплексный инструмент, который сочетает анализ текущих событий, прогнозы социально-экономического развития и сценарии возможного будущего с выработкой стратегии его достижения. Также это планирование помогает формировать общее видение перспектив и разрабатывать конкретные пошаговые проекты развития, понятные для территориальной общины, стейкхолдеров и общества в целом. Кроме того, утверждение стратегии дает не только четкий, детализированный план устойчивого развития города, но и способствует привлечению для реализации программ и мероприятий, определенных в стратегии, необходимых ресурсов за счет государственного финансирования и международной донорской помощи.
Процесс разработки стратегии может длиться от четырех месяцев до года и более в зависимости от применяемой методики и набора используемых инструментов. Основные требования, которые предъявляются к документам стратегического характера – практичность, презентабельность, удобство использования в повседневной деятельности местных властей, деловых кругов города и потенциальных инвесторов [23].
Первым этапом разработки стратегического плана является подготовка описательно-аналитической части стратегии. Описательно-аналитическая часть стратегии подготавливается до процесса определения (формализации) стратегического видения и миссии, выбора приоритетов и целей развития.
Если на последующих этапах процесса стратегического планирования важнейшую роль играет мнение членов рабочей группы по стратегическому планированию, их готовность учувствовать в обсуждениях и предлагать решения выявленных проблем, то подготовка описательно-аналитической части в большей степени является задачей привлеченных экспертов и сотрудников местных органов власти (профильных структурных подразделений, администраций). При этом роль привлеченных экспертов – это, в основном, координация сбора информации, составление опросников и форм для сбора информации, проведение ее анализа и обобщение. Роль сотрудников местных органов власти – это, как правило, подготовка необходимых запросов и обеспечение сбора необходимой информации.
Практически любая стратегия развития территории включает цели и задачи, направленные на экономическое развитие, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, создание качественных условий для жизни населения, экологическую безопасность и охрану окружающей среды. Для того, что бы правильно определить, какие из вышеперечисленных целей следует выделить на уровне стратегических, а какие – на уровне оперативных, а какие, возможно, вообще следует исключить, необходимо предварительно провести аналитическую работу: не только собрать имеющие статистические данные, но и корректно их интерпретировать и представить визуально.
Команда привлеченных экспертов, которая будет сопровождать процесс стратегического планирования на территории, обычно предоставляет специально разработанные формы для сбора информации, которая необходима для подготовки этой части стратегии. В зависимости от типа выбранной стратегии и методологических особенностей, структура и содержание может меняться. При разработке стратегии устойчивого развития рекомендуется осуществлять сбор и анализ информации по следующим разделам:
- общая характеристика территории;
- человеческие ресурсы, трудовой и социальный капитал;
- инфраструктура и коммуникации;
- бизнес и экономика;
- окружающая среда и экология;
- система управление территорией [28].
В разделе «Общая характеристика территории» необходимо представить не только историческую справку, географическое месторасположение, климат, административно-территориальную принадлежность, базовые показатели площади, численности и плотности заселения территории, но также надо указать близлежащее окружение, т.е. какие населенные пункты находятся в 30-40 км. зоне и с какой численностью населения. Именно описание «ближайшего окружения» и наличие хорошей транспортной развязки позволит определиться с инвестиционной привлекательностью территории и развитием некоторых видов экономической деятельности.
Следует помнить, что потенциальные инвесторы (в т.ч. иностранные) выбирают ту или иную территорию, предварительно изучив информацию о возможных местах для размещения своих производственных предприятий, основываясь на следующих критериях.
1. Наличие свободных земельных участков промышленного назначения.
2. Наличие трудовых ресурсов. При этом нужно понимать, что квалифицированные специалисты не обязательно будут жить в вашем населенном пункте/городе или райцентре, в случае наличия соответствующей квалификации и навыков они могут добираться на работу из других населенных пунктов – в радиусе до 30-40 км.
3. Близость рынка сбыта своей продукции. Важна не только географическая близость густонаселенных регионов, но также и транспортная доступность.
4. Бизнес-инфраструктура (услуги для ведения бизнеса). Ведение любой хозяйственной деятельности предусматривает получение документов разрешительного характера, сопровождение со стороны посреднических, консалтинговых организаций и государственных учреждений. Если таких организаций и учреждений в данном населенном пункте нет, то соседство с другими крупными городами позволит в какой-то мере компенсировать этот недостаток [28].
В разделе «Человеческие ресурсы, трудовой и социальный капитал» нужно постараться дать характеристику населения, проживающего на данной территории не только со стороны демографических показателей и характеристики трудовых ресурсов, но также со стороны уровня социально-физиологического состояния, самоорганизации и гражданской активности.
В качестве базовых демографических показателей используются следующие показатели: среднегодовая численность постоянного населения; естественный и миграционный прирост/убыль населения; распределение населения по полу и возрасту (в качестве возрастной шкалы можно взять показатели «младше трудоспособного возраста, «трудоспособного возраста» и «старше трудоспособного возраста»); национальный и этнический состав населения.
С точки зрения оценки качества трудовых ресурсов, используют следующие показатели: уровень образования населения (это основной показатель, который характеризует профиль рабочей силы данной территории и его инвестиционную привлекательность, в качестве косвенного показателя можно использовать данные о ежегодном количестве выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений, находящиеся на территории города); занятость населения по видам экономической деятельности; уровень зарегистрированной безработицы (в т.ч. официальный уровень и рассчитанный по методологии МОТ); размер номинальной среднемесячной заработной платы.
С точки зрения оценки уровня благосостояния и социально-физиологического состояния жителей, можно рекомендовать использовать следующие показатели: уровень доходов населения; уровень реальной среднемесячной заработной платы; средний размер пенсионных выплат; количество семей, обратившихся за получением субсидии на возмещение затрат по оплате ЖКУ; показатели заболеваемости и смертности населения по основным видам болезней; коэффициент младенческой смертности (до 1 года на 1000 родившихся); уровень смертности женщин от осложнений беременности, родов и после родового периода; количество преступлений, зарегистрированных органами внутренних дел [32].

Поиск