Суббота, 27.07.2024, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Формирование стратегического плана развития муниципального образования. Ч.2.

Кроме того, на этом этапе важно оценить уровень общественной активности населения. Такая оценка покажет, насколько население готово объединяться для решения общих проблем и в дальнейшем готово принимать участие в развитии территории. Базовую информации о гражданской активности населения, можно получить из следующих данных: количество зарегистрированных общественных организаций (как юридические лица), всего (и с разбивкой на детские и молодежные организации, отделения всеукраинских организаций); количество общественных организаций, зарегистрированных путем уведомления; количество зарегистрированных органов совладельцев многоквартирных домов; количество сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Также необходимо дать описание самых активных общественных организаций, которые работают на территории города, а также состав общественного совета при органах власти.
Информация раздела «Инфраструктура и коммуникации» должна показать условия жизни на данной территории с точки зрения обеспеченности населения жильем, социальной, технической и коммунальной инфраструктурой. Обеспеченность населения бытовыми и коммунальными услугами покажет информация о характеристике жилого фонда, уровень газификации, уровень охвата централизованным водоснабжением и водоотведением, система сбора и утилизации ТБО. Важно показать не только наличие/или отсутствие данных услуг, но и собрать подробную информацию об их поставщиках (как минимум полное название организации, форму собственности и фактическое месторасположение компании).
Более подробная информация о состоянии технической инфраструктуры даст информацию о возможностях для экономического развития территории, т.к. важна не только информация о наличии и мощности электроподстанций, магистральных водопроводов, но также стоимости предоставления услуг для разных категорий пользователей (т.е. для населения, предприятий и организаций).
Для определения уровня обеспеченности населения социальной инфраструктурой, необходимо собрать количественные данные о наличии объектов социальной инфраструктуры (т.е. количество и вместимость дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений культуры и досуга, здравоохранения, социальных служб), а также дать характеристику качеству предоставления услуг в этих учреждениях [29].
Информацию о наличии на территории профессионально-технических и высших учебных заведений можно предоставить с двух сторон: как наличие возможности выпускникам школ продолжить обучение на данной территории и как один из факторов инвестиционной привлекательности территории. Для учебных заведений (особенно технических специальностей) будет важно указать уровень аттестации заведения, отраслевое направление, количество выпускников в год, по каким специальностям осуществляется подготовка специалистов, и какой присваивается квалификационный уровень, наличие производственной базы. В случае необходимости, также можно добавить краткую информацию о наличии высших и среднеспециальных учебных заведений, находящихся в близлежащих городах.
Информация раздела «Бизнес и экономика» должна дать общее представление о том, какова экономическая специализация данной территории, как развиваются основные отрасли, за счет каких предприятий пополняется местный бюджет. Информация данного раздела должна содержать как официальные статистические данные, так и материалы описательного характера (оперативные данные), по этому к ее сбору должны быть подключены специалисты разных структурных подразделений местных органов власти. Информация из этих отделов и управлений покажет, какие предприятия или учреждения являются бюджетообразующими, какие предприятия являются основными работодателями [29].
Важно получить еще информацию описательно характера: перечень и краткое описание деятельности производственных предприятий (полное название, год создания, отрасль, в которой работает предприятие, основные виды выпускаемой продукции, количество работников, объем производства промышленной продукции за последние 3-5 лет). Отдельно выделить информацию о предприятиях с иностранным капиталом; данные о производителях сельскохозяйственной продукции: общее количество и характеристика наиболее крупных сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных крестьянских хозяйств. Важна информация о специализации хозяйства, количество угодий, находящиеся в обработке, объемы производства и основные рынки сбыта продукции, количество работников и т.п.
В разделе «Окружающая среда и экология» необходимо отобразить информацию, которая связана как с наличием природных, земельных и рекреационных ресурсов и полезных ископаемых территории, так и результаты негативного влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду.
В разделе «Управление территорией» нужно дать краткую информацию о тех органах власти, которые осуществляют управление на данной территории. Для того, что бы определить, насколько местные органы власти организационно способны в дальнейшем сопровождать процесс реализации стратегии (т.е. осуществлять «стратегическое управление»), необходимо: изучить организационную структуру, количественный и качественный состав исполнительного комитета (или администрации); проверить наличие градостроительной документации (генеральный план, утвержденные границы населенных пунктов); провести анализ местного бюджета (с указанием уровня дотационности, размера бюджета развития и источников его финансирования); изучить ранее принятые целевые программы. Готовность к сотрудничеству и партнерству покажет опыт совместной проектной деятельности. А представление города в сети Интернет (наличие и содержание официальных сайтов), покажет открытость местных органов власти [28].
Второй этап – проведение SWOT- анализа (определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития). Одним из инструментов, который применяется на данном этапе стратегического планирования, является SWOT- - анализ. Использованию этого инструмента может быть посвящено нескольких заседаний с членами рабочей группы (комитетом по стратегическому планированию). Данный инструмент позволяет систематическим образом рассматривать информацию об условиях или контексте существования территории и оформлять эту информацию таким образом, чтобы она была полезной и актуальной для дальнейшего планирования и принятия решений. Его результаты нужны на последующих этапах процесса стратегического планирования, т.к. этот подход позволяет избегать составления «списка пожеланий» вместо перечня тех действий, которые нужно выполнить для достижения устойчивых и долгосрочных результатов [28].
Определение миссии, видения, сценариев и направлений развития общества.
Анализ среды и факторов развития общества выполняют параллельно с разработкой видения ее развития. Ведь на практике процесс стратегического планирования рабочая группа начинает именно с определения миссии и стратегического видения желаемого состояния общества и города в будущем. В свою очередь миссия территориальной общины учитывает совокупность уникальных исторических и современных особенностей вместе с конкурентными преимуществами - которые уже есть и которые нужно получить или развить для дальнейшего развития. Видение будущего и миссию территориальной общины должна тщательно рассмотреть и утвердить рабочая группа, после чего донести до жителей города.
После этого на заседании рабочей группы обсуждают аналитические материалы и их результаты, достигают консенсуса по приоритетам развития и основным секторам, которые являются определяющими для города. Желаемая траектория развития города состоит из ряда стратегических направлений развития, которые должны не только полностью соответствовать видению развития и миссии, но и базироваться на проведенном анализе развития и преимуществах, ресурсах и ключевых возможностях. С определением направлений развития продолжается процесс сознательного выбора конкретных способов, системы целей и результатов решения идентифицированных проблем или реализации возможностей. Каждый из стратегических направлений конкретизируется в стратегических и оперативных целях [28].
На следующем этапе стратегического планирования по каждому из указанных направлений развития города определяют стратегические цели, на основе которых затем формулируют цели более низкого порядка – тактические и оперативные.
Стратегические цели исходят из стратегического видения и стратегических направлений, образуя рамки, в которых приниматься решение о конкретных целях и мероприятиях. Совокупность стратегических целей соответствует конкретному стратегическому направлению.
Оперативные цели - это фактически проекты, показывающие, как необходимо проводить изменения, и определяют стратегические цели количественно, с действиями и сроками реализации, конкретными исполнителями, ожидаемыми результатами, объемами и источниками финансирования. К каждой из оперативных целей формируют сферы реализации проектов и задачи. Поэтому может быть несколько проектов в каждой из целей. Достижение консенсуса на этом этапе является решающим. Рабочая группа должна уладить возможные противоречия и согласиться относительно приоритетов, учитывая имеющиеся ресурсы для обеспечения достижения этих конкретных целей.
По каждой стратегической и оперативной цели необходимо разработать технические задания на реализацию проектов. В них определяют, какие меры нужно принять, какого результата достичь, кто является ответственным за реализацию оперативных целей, а кто - исполнителем и соисполнителем конкретного мероприятия, какой срок выполнения, какой объем прогнозируемых средств необходимо привлечь и из каких источников их можно получить для реализации конкретного проекта [28].
Для четкой формулировки целей любого уровня полезно руководствоваться критериями SMART: цель должна быть конкретная (Specific), измеренная (Measurable), согласована (Agreed), реалистичная (Realistic) и определена во времени (Timed). Дополнительно по каждой из целей рекомендуется заблаговременно закладывать индикаторы успешности, которые впоследствии помогут проводить мониторинг достижения целей[32].
При постановке стратегических и операционных целей, помимо причинно-следственных связей, необходимо учитывать то, что цели должны отображать как решение самых актуальных проблем жителей территории, так и формировать основу для развития, т.е. цели, ориентированные на решение текущих проблем, которые связаны с обеспечением населения необходимыми социальными и коммунальными услугами (ремонт объектов социальной сферы и ЖКХ, благоустройство территории); цели, ориентированные на решение специфических проблем жителей и общины, решение которых находится в сфере полномочий и ресурсных возможностей органа власти (например, «организация досуговой деятельности для молодежи», «активизация общественного вектора»); цели, ориентированные на решение скрытых проблем территории или общины, но которые придется выполнять в соответствии с изменениями на государственном уровне (предоставление административных услуг); цели, ориентированные на развитие традиционных направлений («развитие малого и среднего бизнеса»); цели, ориентированные на развитие инновационных направлений.
В стратегии развития территории можно ограничиться кратким описанием и постановкой долгосрочных и среднесрочных целей, а можно очень подробно указывать конкретные мероприятия и перечень работ (например, создать рабочую группу, подготовить информацию для СМИ). В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. В первом случае документ будет достаточно гибким и не будет требовать постоянной подготовки документов для внесения изменений. Во втором – структурные подразделения органа власти будут четче понимать, что, когда и как им нужно делать, и постепенно привыкать к самостоятельному принятию некоторых решений на своем уровне, а не ждать прямых распоряжений руководства [29].
Одним из элементов стратегии является среднесрочный план ее реализации. Этот план может быть оформлен в виде «проектных листков», «операционного плана» или «списка мероприятий». В этом документе важно отобразить период реализации поставленных целей/задач или конкретных мероприятий, ответственных исполнителей и партнеров по реализации. Также необходимо указать возможный источник финансирования, т.е. что возможно профинансировать за счет местного бюджета, что – за счет государственного, а что будет полностью проводиться партнерскими организации или предприятиями (и, соответственно, финансироваться за счет их собственных средств и ресурсов).
Список задач и мероприятий может носить как организационный и административный характер, так и подразумевать значительных капитальных вложений. Поэтому, для упрощения принятия управленческих и организационных решений можно добавить дополнительную графу с указанием степени готовности конкретных мероприятий или задач: уровень 1 – «полная готовность», т.е. определены и утверждены источники финансирования, подготовлена необходимая проектно-сметная документация; уровень 2 – «частичная готовность», т.е. определены возможные источники финансирования, или начата подготовка документации; уровень 3 – «не готовность», т.е. мероприятие проработано на уровне «идеи» [29].
Организационные процессы (проекты) органов управления городом состоят из следующих частей (этапов): выявление потребности (определение вопроса, требующего решения в соответствии с полномочиями), разработка решения (определение перечня мероприятий, включающего сроки исполнения, описание ресурсного обеспечения и конечных ожидаемых результатов), решение (исполнение проекта) и оценка результативности и эффективности проекта.
Перечень мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, включающих сроки исполнения, описания ресурсного обеспечения, ответственных исполнителей (должностных лиц и (или) структурных подразделений органа управления) и целевых показателей, отражающий конечный ожидаемый результат деятельности, формируют стратегию развития муниципального образования, состоящую из целей; задач; показателей.
Результативность организационных процессов (проектов) – уровень достижения запланированных конечных целей, а эффективность – рациональное (минимальное) использование ресурсов, запланированных на исполнение проекта.
Общественное обсуждение и принятие стратегии и плана ее реализации
Составив проект стратегии развития города и план ее реализации (вместе с планом мониторинга внедрения), рабочая группа инициирует проведение широкого общественного обсуждения этих документов. Важно услышать мнение каждого заинтересованного жителя общины по поводу стратегических направлений, целей и способов их достижения.
Также рекомендуется с помощью порталов города, через пресс-службы и информационные отделы местной власти и местные СМИ доводить до сведения общества информацию о ходе стратегического планирования, промежуточные наработки и конечные результаты, побуждая представителей общественности, которые не могли присоединиться к публичного обсуждения, присылать свои замечания или предложения. В дальнейшем все собранные материалы должны быть обработаны и систематизированы.
Процесс разработки стратегии развития является длительным и трудоемким, независимо от того, какой тип стратегического документа разрабатывался, и привлекалась ли помощь со стороны внешних консультантов. Поэтому не менее важным является процесс реализации стратегии, т.е. создание организационных условий для внедрения того плана действий, который был наработан для достижения поставленных целей развития.
Мониторинг и оценка в системе стратегического планирования является заключительным этапом разработки стратегии, однако осуществляется в течение всего периода ее внедрения. Инструментом мониторинга является система комплексных показателей с многоуровневой иерархической моделью, отображающей как эффективность выполнения конкретных задач, так и удостоверяющей их релевантность стратегическим целям развития города.

Выводы по главе

Являясь элементом стратегического управления муниципальным образованием, стратегическое планирование устанавливает связь между органами управления и населением, проживающим на данной территории, согласовывает интересы ключевых субъектов территории, акцентирует внимание на наилучшем удовлетворении потребностей местного сообщества.
Суть стратегического планирования развития муниципального образования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.
Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне управления и осно¬вано на решении следующих задач: разработки стратегических целей; оценки возможностей и ресурсов; оценки альтернативных путей деятельности; определения стратегии на перспективу; подготовки детальных оперативных планов, программ и бюдже¬тов; оценки деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости решения перечисленных выше задач в процессе раз¬работки стратегии проводятся: оценка потенциала организации, ее возможностей и ре¬сурсов для достижения общих целей: анализ внутренних факторов, обеспечиваю¬щих рост и укрепление позиций организации (экономических, технологических, социаль¬ных); анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на при¬способление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтерна¬тивных направлений деятельности организации и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разра¬ботке долгосрочных планов функционирования и развития организации.
SWOT-анализ, при умелом использовании, позволяет правильно сориентировать организацию и её деятельность, выбрать тактику и стратегию. Одно из главных преимуществ анализа заключается в том, что при проведении могут учитываться как крайние, так и наиболее вероятные варианты развития событий, основанные на предположениях и прогнозах, которые стоят за анализом.
Стратегическое планирование дает органам управления комплексный инструмент, который сочетает анализ текущих событий, прогнозы социально-экономического развития и сценарии возможного будущего с выработкой стратегии его достижения. Также это планирование помогает формировать общее видение перспектив и разрабатывать конкретные пошаговые проекты развития, понятные для территориальной общины, стейкхолдеров и общества в целом. Кроме того, утверждение стратегии дает не только четкий, детализированный план развития города, но и способствует привлечению инвестиций для реализации программ и мероприятий.

 

Поиск