Суббота, 18.08.2018, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Государственное регулирование притока иностранных инвестиций в регионы России

В начале текущего века экономический рост и инвестиционный подъем в РФ распространились на всю, ее территорию, коснувшись самых отдаленных регионов. Это помогло сгладить остроту региональных, социальных и других проблем. И все же в России по-прежнему остаются и районы с условиями и качеством жизни, приближающимся к западным, и районы, находящиеся на очень низком «догоняющем» уровне. Главными факторами уровня привлекательности региона являются его экономико-географическое положение, отраслевая структура экономики, наличие, институтов, обеспечивающих международные экономические связи, квалификация рабочей силы, развитие инфраструктуры и проводимая региональными властями политика по привлечению инвесторов.

Рассмотрим структуру привлекаемого капитала.

Таблица 5

 Ранжирование федеральных округов по доле ПИИ в общем объеме иностранных инвестиций и динамика изменения показателя по отношению к 2011- 2012 гг.

 

Доля ПИИ в

общем объеме

ИИ в 2012 г., %

В % к

 2011 году

В %

 к 2010 году

Дальневосточный федеральный округ

48,1%

74%

80,3%

Уральский федеральный округ

40,5%

206%

825,1

п /

Приволжский федеральный округ

27,3%

147,3%

182%

Сибирский федеральный округ

22,9%

409,6%

85,6%

Центральный федеральный округ

 22,6%

96,3%

103,9

Северо-Западный федеральный округ:

22,3%

113,3%

114%

Южный федеральный округ (по 2009 г.)

16,7%

49,9%

54,3%

Наиболее благоприятная обстановка сложилась в Дальневосточном федеральном округе (48,1% всех иностранных инвестиций являются прямыми), что связано с большим объемом инвестиций, осуществляемых в рамках разработки сахалинских месторождений. Наименьшим значением показателя отмечен Южный федеральный округ (16,7%).

За счет более чем четырехкратного увеличения доли ПИИ Сибирский федеральный округ практически восстановил структуру иностранных инвестиций, имевшую место в 2011 году. Рост доли ПИИ был отмечен также в Уральском ФО (в 2 раза), Приволжском ФО (в 1,5 раза) и Северо-Западном ФО (на 13,3%). Отрицательная динамика была отмечена в округе, лидирующем по абсолютной величине показателя. Доля ПИИ в Дальневосточном федеральном округе сократилась на четверть до 48,1%. В Южном ФО значение показателя упало вдвое (до 16,7%). Незначительное снижение показателя наблюдалось и в Центральном ФО, где показатель сократился на 3,7%.

Распределение ПИИ по федеральным округам в 2008 году, а также динамика их изменения в сравнении с 2006-2007 гг. представлены в таблице 5.

Таблица 6

 Ранжирование федеральных округов РФ по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2008 году и динамика изменения объема привлекаемых ПИИ по отношению к 2006-2007 гг.

 

ПИИ в 2012 г.,

В % к 2011

В % к 2010

 

тыс. долл. США

году

году

Центральный федеральный округ

12544913,1

67,8%

191,2%

Дальневосточный федеральный округ

4171358.0

102,4%

103,6%

Северо-Западный федеральный округ

3235077,4 ,

169,1%

214,4%

Уральский федеральный округ

2654971,8

416,0%

1262,2%

Приволжский федеральный округ

2108763,2

190,2%

447,9%

Сибирский федеральный округ

1775667,2

213,3%

347,5%

Южный федеральный округ (по 2012 г.)

536168,7

73,9%

138,4%

Бесспорным лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2012 году, несмотря на сокращение объема притока почти на треть, остался Центральный федеральный округ; в который поступило 46,4% от всего объема привлеченных в Россию ПИИ (в 2011 г. - 66,5%, в 2006 г. - 47,9%). Центральный федеральный округ является одним из наиболее развитых регионов России, и на него во все годы приходится подавляющая часть иностранных инвестиций. Основу "экономики ЦФО составляет промышленный сектор с исторически сложившейся специализацией на отраслях машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности; развиваются аграрно- промышленные районы. Доминирующая часть инвестиций приходится на Москву и Московскую область, что объясняется ее исторически сложившимся положением крупнейшего финансового и промышленного центра с выгодным экономико-географическим положением.

Дальневосточный федеральный округ, оказавшийся на втором месте, привлек 15,4% от общего объема прямых иностранных инвестиций. Объем привлеченных в округ ПИИ остался практически на прежнем уровне, рост составил чуть более 2,4%. Основная их часть пришлась на Сахалинскую область (более 76%), что связано с участием иностранных инвесторов в масштабных проектах разработки месторождений на основе соглашений о разделе продукции.

Высокой привлекательностью обладает Северо-Западный федеральный округ. Его доля в общем объеме ПИИ составила в 2012 году 12%. В 2012 году округ показал положительную динамику - 169,1%. Основной инвестиционный потенциал региона включает * металлургический комплекс. К отраслям привлекательным для иностранных инвесторов относятся также обширные лесные комплексы, включающие предприятия деревообрабатывающей и лесной промышленности. Традиционный партнер округа - Финляндия (около 80% всего финского капитала, вложенного в Россию). В экономику округа вложено свыше 50% всех инвестиций германского капитала. Крупнейшим инвестором являются также США. Инвестиции сосредоточены в отдельных нескольких регионах (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия).

Лидером по темпам роста остался Уральский федеральный округ, показавший более чем пятикратное увеличение по сравнению с показателем предыдущего года. И, если годом ранее по объемам привлеченных ПИИ округ занимал последнее место, то в 2012 году он оказался на четвертой позиции. Округ является одним из динамично развивающихся районов России. Его доля ПИИ составила в 2012 году 9,8%. Иностранные инвестиции направляются в основном на модернизацию топливно-энергетического оборудования, развитие машиностроительного комплекса. Частично средства идут на развитие сельскохозяйственной продукции.

Приволжский федеральный округ показал положительную динамику - 190,2%. Округ обладает ярко выраженной нефтяной специализацией. Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала являются обрабатывающие производства, а также транспорт и связь. Доля ПИИ в общем объеме - 7,8%. Основными инвесторами стали партнеры из Финляндии, Швеции, Кипра, Франции, Турции, на долю каждого из них приходится 15-20% всех вкладываемых средств.

Сибирский федеральный округ продемонстрировал более чем двукратное увеличение объема ПИИ, хотя и оказался на предпоследнем месте. Доля привлеченных ПИИ в 2012 году составила 6,6%. Округ обладает высоким ресурсным потенциалом и специализируется на металлургии. Основная масса иностранных инвестиций направляется в Омскую область, куда поступили инвестиции из 46 стран мира. Направлялись они, в основном, в обрабатывающую промышленность.

В Южном федеральном округе отмечена отрицательная динамика притока (73,9% от прошлогоднего показателя). Округ характеризуется территориальной неоднородностью экономики с резко понижающимся уровнем промышленного развития по мере продвижения с севера на юг. По объему поступающих иностранных инвестиций основным лидером является Краснодарский край - основная часть средств здесь направляется на развитие туристического сектора и рекреационной отрасли. Частично инвестируются средства в переработку сельскохозяйственной продукции.

Распределение ПИИ по регионам также характеризуется, значительными диспропорциями, показатель колеблется от, 410 тыс. долларов в Республике Марий Эл до- 8611 млн. долларов в Москве. В 6 регионах приток ПИИ был нулевым или не регистрировался (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика и Чукотский автономный округ).

Причинами неравномерности распределения ПИИ являются различный уровень социально-экономического развития регионов и их инфраструктуры, наличие либо отсутствие природных ресурсов, неодинаковая емкость потребительского рынка. Однако в некоторых регионах наблюдается заметный приток ПИИ, несмотря на то, что там практически полностью отсутствует отечественный крупный бизнес (Псковская, Камчатская области). По всей видимости, именно зарубежные инвесторы лучше оценили их возможности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по-прежнему сохраняется территориальная неравномерность размещения иностранных инвестиций. Большая их часть идет или в регионы с развитой внешнеторговой, транспортной и информационной инфраструктурами, а также высоким потребительским спросом (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), или в регионы с высоким числом экспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Республика Татарстан). Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению.

Южный федеральный округ, на данный момент находится на последнем месте по объемам привлекаемых ПИИ среди федеральный округов России. Причина отчасти в том, что в экономике округа в меньшей степени, чем в других представлены экспортно-ориентированные отрасли, привлекательные для инвесторов (нефтяная, лесная, металлургическая). Сегодня наиболее привлекательными для инвесторов являются три крупнейшие части Округа - Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. По притоку ПИИ, сегодня лидирует Краснодарский край - в основном за счет развития туристического сектора.

Следует упомянуть проблемы, возникающие при привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс области (АПК). Сегодня темпы роста инвестиций в АПК ниже, чем в остальных отраслях экономики. Основная причина, повлекшая за собой спад и кризис в сельском хозяйстве области, как и в целом по стране, - диспаритет цен. Это означает перераспределение дохода и ресурсов в масштабе экономики страны в пользу несельскохозяйственных отраслей экономики. Сдерживает развитие АПК нехватка мощностей заводов и комбинатов. Главная причина нехватки мощностей - незначительный ежегодный объем получаемой пищевыми предприятиями прибыли.

Иностранные инвестиции, несмотря на значительные усилия Минсельхозпрода, Агентства инвестиционного развития области, глав муниципальных образований фактически не пришли в АПК. Эта проблема остается актуальной, поскольку в условиях недостаточной активности отечественных инвесторов целесообразным является привлечение иностранных капиталов.

В настоящее время Министерством сельского хозяйства РФ совместно с Центром международных инвестиций в АПК осуществляется программа «Международные инвестиции в АПК», направленная на создание в России и ее регионах благоприятных условий для развития сельского хозяйства и смежных отраслей экономики. Цель программы - привлечение в отрасли АПК прямых иностранных инвестиций и создание высокоэффективных производственных структур, обеспечивающих решение стратегических задач развития аграрного сектора экономики, и, как следствие, увеличение его производственно- технологического потенциала. В ходе ее реализации предполагается улучшить законодательную основу инвестиционной деятельности, подготовить отраслевые и региональные проекты, а также сформировать совместно с зарубежными партнерами необходимые финансовые институты.

Федеральное законодательство об инвестициях в последнее время претерпело существенные изменения. Были приняты Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющий правовые и экономические основ инвестиций в основные средства и устанавливающий равенство инвесторов независимо от форм собственности, и Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющий основные гарантии и права иностранных инвесторов, такие как стабильность условий для инвесторов, использование доходов и прибыли от инвестиционной деятельности и другие, необходимые для обеспечения соответствия режима для иностранных инвестиций в России международной практике.

В то же время принят закон «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», ограничивающий деятельность иностранных инвесторов на территории РФ.

Гарантии и формы стимулирования инвестиций, закрепленные в федеральном законодательстве, должны устанавливаться и находить дальнейшее развитие в законах и иных правовых актах субъектов Федерации.

Каждый из регионов имеет ряд своих специфических особенностей; задачи, обусловленные этими особенностями, требуют специальных средств для их решения. В связи с этим регионам, наряду с федеральными инвестиционными программами, необходимо формировать свою собственную инвестиционную программу.

Основная цель государственной инвестиционной политики заключается в создании и поддержании такого предложения на рынке капитала, которое бы по-максимуму удовлетворяло потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, формирующихся на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций. Достижение данной цели предполагает использование комплекса бюджетных, нормативных и организационных инструментов, имеющихся в руках государства для решения взаимосвязанных задач:

В части организации инвестиционно-финансового рынка:

  • Снижение системного и специфического риска инвестиций;
  • Развитие внутренних инвестиционных возможностей;
  • Повышение экспортного потенциала через изменение структуры экономики;
  • Рекапитализация банковского сектора и развитие конкуренции на всех сегментах финансовых рынков.
  • Повышение эффективности и создание новых инструментов фондового рынка:
  • Привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • В части участия в инвестиционно-финансовом рынке;
  • Увеличение доходной части бюджета за счет эффективного использования государственного имущества.
  • Повышение доходов от государственных инвестиций:
  • Снижение стоимости заимствований;
  • В части государственного управления;
  • Модернизация системы и управление риском реализации инвестиционной политики.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика