Суббота, 27.07.2024, 06:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инструментарные средства обеспечения привлекательности региона для иностранных инвесторов

Качественного перелома ситуации с иностранным инвестированием в регионах возможно добиться, прежде всего, благодаря общему росту объемов такого инвестирования в российскую экономику, совместному и одновременному усилению инвестиционной привлекательности Российской Федерации в целом и ее субъектов - в частности. Необходимо четко представлять себе, в каких условиях мирового экономического развития мы собираемся конкурировать за мировые инвестиционные потоки.

В связи с вышесказанным мы можем выделить основные составляющие компоненты, которые характеризуют благоприятный инвестиционный климат, который способствует притоку иностранных инвестиций в регионы, при условии, что общий инвестиционный климат страны благоприятен:

  • повышения уровня политической стабильности как и в общероссийском масштабе, так и в масштабах отдельных регионов;
  • отсутствие или же значительное снижение криминальной обстановки в регионе;
  • гарантированная юридическая защита прав собственности, дающая иностранным инвесторам получение полноценной компенсации в случае национализации или полной конфискации их имущества, что должно быть отражено в общефедеральном законодательстве;
  • стабильность регионального законодательства в аспектах защищенности иностранных инвестиций, а также получения и распределения прибылей.

В настоящее время молено выделить следующие моменты, повышающие благоприятность (согласно принятому и действующему законодательству) инвестиционного климата. Например, свободно переводиться за границу могут суммы, полученные в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными инвестором инвестициями, в том числе:

  • доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов (лицензионные и комиссионные вознаграждения и т.д.);
  • денежные суммы во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам;
  • денежные суммы, полученные в связи с ликвидацией инвестиций (имеются в виду денежные суммы, полученные иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, либо в связи с отчуждением инвестируемого имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • компенсации, полученные в связи с реквизицией или национализацией его имущества.

Итак, денежные суммы, полученные на территории РФ, могут свободно реинвестироваться, а полученные в иностранной валюте платежи могут беспрепятственно переводиться за границу. Единственное условие - уплата соответствующих налогов и сборов.

Основной вопрос состоит в том, насколько указанные гарантии отражены в актах валютного законодательства. Здесь необходимо отметить следующее.

Действующий Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит операции по переводу за границу дивидендов и процентов по иностранным инвестициям, внесенным в РФ, к текущим валютным операциям, не требующим для их осуществления наличия лицензии Центрального Банка РФ. Соответственно, при введении 17 августа 1998г. ограничений на некоторые валютные операции капитального характера с самого начала было четко заявлено, что принятые меры не распространяются на операции по переводу за границу процентов и дивидендов, по иностранным инвестициям. Таким образом, в отношении обеспечения беспрепятственного перевода дохода от инвестиций валютное законодательство РФ соответствует инвестиционному.

В правовой системе РФ можно выделить два вида гарантий возмещения убытков, действующих для иностранных инвесторов.

Во-первых, это - гарантия права иностранных инвесторов на возмещение ущерба, причиненного ему в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц этих органов.

Во-вторых, речь идет о гарантии права иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных его имуществу (инвестициям) в результате вооруженного конфликта или гражданских беспорядков.

Система гарантий инвесторов в полном виде должна включать в себя и гарантию процессуальную, т.е. юридически закрепленную возможность обращения в юрисдикционный орган в случае нарушения государством вышеуказанных материально-правовых гарантий прав инвесторов.

С учетом того, что деятельность по осуществлению иностранных инвестиций является предпринимательской, так как направлена на извлечение прибыли (дохода) от вложений иностранного капитала на территории РФ, споры иностранных инвесторов, обладающих статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя, со своими российскими контрагентами или с государственными органами подлежат разрешению в арбитражном суде РФ по месту нахождения ответчика.

Федеральный закон об иностранных инвестициях не выделяет инвестиционные споры в отдельную категорию и, соответственно, каких-либо особых правил подсудности и подведомственности для них не устанавливает, равно как и для споров, возникающих между инвесторами и равными им по статусу субъектами, следует руководствоваться предусмотренными арбитражным и процессуальным законодательством общими правилами подсудности и подведомственности.

Федеративный конституционный характер Российского государства предопределяет значимость анализа распределения инвестиций по конкретным субъектам (группам субъектов) федерации, который важен не только для инвестиционной политики федерального центра и самих субъектов федерации, но и с точки зрения укрепления основ федеративного конституционного устройства России.

Инвестиционная привлекательность региона - это комплексный, интегрированный показатель, отражающий и уровень социально- экономического развития, и уровень качества жизни населения. Он определяется как совокупность факторов, включающих в себя состояние инвестиционного климата (включая уровень инвестиционных рисков) и инвестиционного потенциала конкретного региона. Важнейшей составляющей инвестиционной привлекательности как национальной экономики в целом, так и экономики отдельного региона выступает инвестиционный климат.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает, во-первых, что бизнес должен быть максимально интегрирован в социально-экономическую среду региона, результаты его деятельности никоим образом не должны противоречить потребностям, общества, напротив - призваны формировать новый уровень качества жизни населения. Во-вторых, одновременно с указанным выше деятельность государственных органов федерального и регионального уровня, призванных обеспечивать оказание социальных (образовательных, медицинских и иных) услуг, а также налогово-бюджетная политика должны создавать условия для развития бизнеса и повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе. Здесь необходимо отметить, что именно на показатели инвестиционной привлекательности ориентируются сегодня предприниматели, ищущие конкретные сферы и объекты приложения своих капиталов, и по этим показателям формируются региональные рейтинги, составляемые ведущими экспертными и аналитическими агентствами. Можно добавить, что по данным показателям оценивает деятельность регионов и Министерство экономического развития и торговли РФ - а это в немалой степени подразумевает дальнейшее распределение средств федерального бюджета на нужды регионального развития.

Таким образом, можно сказать, что конечным результатом оценки региона по критериям инвестиционной привлекательности является потенциальное - то есть при прочих равных условиях - увеличение объема инвестиций в экономику региона (а в условиях ограниченности бюджетных средств только внешние инвестиции могут стать источником развития экономики, создания рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы, и, в конечном итоге, повышения качества жизни населения).

Разумеется, необходимо принимать в расчет тот факт, что в сегодняшних условиях стабильную основу для функционирования экономики и формирования бюджета российских регионов создают, в первую очередь, наличие на их территории отраслей, связанных с добычей, эксплуатацией и первичной переработкой природно-сырьевых ресурсов, формирующих основу сегодняшнего российского экспорта, а также их положение как торгово-посреднических или финансовых центров (Москва, Санкт-Петербург). Однако очевидно, что положение зависимости всего экономического и социального развития страны от уровня мировых цен на топливно-сырьевые товары и металлы не может долго сохраняться без ущерба для экономической и в целом национальной безопасности государства. Тому доказательством усиливающаяся нестабильность мировых цен на энергоресурсы и сокращение освоенной сырьевой базы в металлургической, нефтяной и газовой промышленности, что объективно делает сырьевой экспорт ненадежной основой для обеспечения заявленных целей по достижению высоких устойчивых темпов экономического роста.

В этих условиях практически безальтернативным путем социально- экономического развития десятков российских регионов становится повышение эффективности и конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности и наукоемких производств. Соответственно, конечной стратегической целью региональной инвестиционной политики должно являться повышение региональной конкурентоспособности, соблюдение международных стандартов и расширение доли региональных компаний на внутреннем и мировом рынках как основного источника повышения благосостояния граждан данного региона на основе повышения общих объемов и структуры привлекаемых на его территорию инвестиций.

Понятно, что такое направление развития возможно только на передовой инновационной основе. В этой связи первостепенным фактором инвестиционной привлекательности основной массы не сырьевых регионов становится восстановление жизнеспособных центров отраслевой, прикладной науки, но на новых принципах финансирования не учреждений, а результатов, научных разработок по факту внедрения их на производстве, и обеспечение этого является одной из первейших задач выработки и реализации региональной инвестиционной политики.

Механизмы и формы поддержки инвесторов здесь могут быть самыми различными в зависимости от особенностей каждого конкретного проекта. Среди основных можно обозначить:

  • компенсацию части расходов инвесторов на научные разработки;
  • страхование рисков и уплату процентов под привлекаемые кредиты;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

В конечном итоге задача региональных властей и органов управления - помогать инвестору в такой степени и так, чтобы сроки окупаемости и экономика инновационного проекта с учетом оценки риска приближались к параметрам традиционного бизнеса.

В условиях ограниченности бюджетного ресурса нельзя недооценивать такую форму поддержки, как защита и представление интересов предприятия в федеральных структурах, переговорах с крупными отечественными потребителями-монополистами, иностранными партнерами.

Наконец, уже в этом году необходимо запустить механизм рискового финансирования венчурных проектов. Необходимо определиться с его формой и порядком реализации, определить круг его участников.

В целях реализации всех названных выше процессов, необходимо обеспечить принятие и наполнить конкретным содержанием региональные законы с условным названием «О содействии инвестиционной деятельности».

Только инновационный путь развития экономики, а также сформированный на базе роста производительности труда дополнительный ВРП станут устойчивой основой социально-экономического развития региона, роста реальных доходов населения, налогооблагаемой базы и повышения качества жизни.

Приступая к анализу текущего состояния инвестиционного климата регионов (региона), необходимо отметить, что подобный анализ должен производиться с позиций системного, комплексного подхода и базироваться на основе следующих методологических принципов:

  • всестороннего учета факторов и условий, в наибольшей степени влияющих на динамику и масштабы развития инвестиционных процессов в регионе;
  • исследования тенденций изменения параметров и структуры инвестиций, осуществляемых в экономику региона.

Анализ социально-экономического развития соответствующего региона должен включать оценку инвестиционных рисков, которая, в свою очередь, включает важнейшей составной частью оценку социального неблагополучия.

Для оценки социального неблагополучия можно использовать индекс, характеризующий состояние региона. В зарубежной практике выделяют множество индексов измерения социального неблагополучия, однако они неприменимы для Российской Федерации.

Индекс социального неблагополучия в содержательном смысле означает следующее: сколько на одного родившегося ребенка приходится смертей, разводов, зарегистрированных преступлений, потерь из-за забастовок, т.е. негативных явлений. При этом поддержкой родившегося ребенка выступает покупательная способность средней заработной платы - материальное благополучие.

Таким образом, конструкция индекса учитывает рождение ребенка как одну из высших ценностей жизнедеятельности общества и, соответственно, снижение рождаемости как один из ведущих компонентов социального неблагополучия.

В качестве нормирующего показателя используют число родившихся, поскольку эти данные всегда доступны. Умножение числа родившихся на покупательную способность средней заработной платы обусловливается тем фактом, что в относительно бедных регионах РФ (например, республиках Северного Кавказа, административно входящих в состав Южного федерального округа) может быть высокая рождаемость, обусловленная национальными традициями и рядом других устойчивых факторов, в то время как, напротив, в относительно благополучных, субъектах РФ рождаемость может быть значительно ниже.

Индекс социального неблагополучия подходит для ежемесячного мониторинга социально - экономической ситуации в регионе. Данный показатель позволяет решать следующие задачи:

  • анализ темпов социального неблагополучия по субъектам РФ и России в целом:
  • выявление силы влияния общих и специфических факторов на динамику социального неблагополучия;
  • прогнозирование значений индекса социального неблагополучия. Более общим показателем, определяющим уровень качества жизни на

данной территории, является уровень социального развития региона.

Наиболее точно социальный уровень жизни в регионе отражает рейтинг качества жизни.

Для расчета рейтинга качества жизни в России используют формулу:

Y = а + cnxi + агх2 + а^х, + a4xt + а,х5 + а,

где а - постоянный коэффициент, учитывающий действие факторов, изученных в основной части уравнения;

а, - коэффициенты, учитывающие действие факторов;

х, - число убийств на 100 тыс. жителей;

Хг - процент доходов, идущих на питание;

лгз - процент домов с водопроводом и электричеством;

х4 - число телефонов на 100 жителей;

х5 - процент детей, учащихся в школе;

х - детская смертность.

Российскими экспертами были вычислены коэффициенты регрессии; подставляя коэффициенты в уравнение, получим выражение для вычисления рейтинга качества жизни: у = 48,594 - 0,2413*. - 0,143*, + 0,1402 х3 + 0,248 + 0,013*, - 0,37Хб

Коэффициенты регрессии верно отражают сущность исследуемого явления. Все положительные коэффициенты характеризуют факторы, которые улучшают качество жизни населения, а все отрицательные - наоборот, ухудшают этот показатель.

Следующим важным фактором анализа инвестиционного климата региона является развитие на его территории рыночной и инвестиционной инфраструктуры. Здесь важнейшая роль принадлежит финансово-кредитной системе.

Финансово-кредитная система региона представлена самостоятельными кредитными организациями и филиалами иногородних банков.

По данным Центрального банка РФ, по состоянию на конец 2012 года по количеству самостоятельных кредитных организаций регионы Южного федерального округа уступали лишь регионам Центрального федерального округа с центром в Москве (747) и Приволжского федерального округа (152). При этом среди регионов Южного округа по числу самостоятельных кредитных организаций с большим отрывом лидировали Республика Дагестан (36), далее следуют Ростовская область (25) и Краснодарский край (21).

Созданию условий для стимулирования иностранных инвестиций в экономику российских регионов способствуют:

Предоставление иностранным. (инвесторам финансовых гарантий, предусмотренных мировой практикой. Важную роль здесь сыграет создание системы страхования иностранных кредитов от политических и экономических рисков на территории конкретного региона. Для этого, необходимо создать страховую компанию, учредителем которой на равных правах выступили бы федеральные и региональные органы власти и управления, а также заинтересованные субъекты предпринимательской деятельности.

Создание системы привлечения иностранных инвестиций на основе концессий, что особенно перспективно в области промышленного освоения и эксплуатации природных ресурсов, посредством задействования механизма открытых международных торгов.

Организация региональных государственных финансово-инвестиционных корпораций, которые бы могли играть роль связующего звена между госструктурами и конкретными иностранными и национальными субъектами инвестиционной деятельности. Действуя на коммерческой основе, такие корпорации могли бы обеспечить эффективное использование привлекаемых инвестиционных ресурсов. В сферу их деятельности входили бы состыковка потенциальных партнеров, проведение международных инвестиционных торгов, обеспечение возвратности размещаемых инвестиционных кредитных ресурсов. Корпорация, участвуя своим капиталом в реализации конкретных, проектов и выполняя функции представителя государства как субъекта инвестиционной деятельности, может выступать партнером инвестиционных фондов и компаний и в третьих странах, что представляет немалый дополнительный интерес. Формирование банков реконструкции и развития в регионах с преобладающим государственным участием в уставном капитале для финансирования экспортно-импортных операций, отдельных особо важных в социальном отношении, а также "пилотных" инвестиционных проектов. Создание на территории регионов свободных экономических зон в форме технико-внедренческих либо - промышленно-производственных, в соответствии с предложенной новой концепцией развития свободных зон в РФ.

Формирование привлекательного имиджа регионов через деятельность расположенных на его территории товаропроизводителей - субъектов внешнеэкономической деятельности за рубежом. В этой связи особую важность представляет разработка системы рекламы и продвижения на мировые рынки конкурентоспособных товаров не сырьевых секторов региональной экономики.

- Курсовые работы на заказ

Поиск