|
Инвестиционная привлекательность РоссииМировой опыт и отечественная практика хозяйствования показывают, что в современных условиях невозможно осуществить реформирование экономики и ее реструктурирование без внешних источников финансирования - иностранных инвестиций, опираясь только на внутренние. Вывоз капитала за рубеж - одна из первостепенных проблем, дестабилизирующих финансовый рынок и развитие российской экономики. За последние десять лет «бегство» капитала из России приобрело угрожающие размеры. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры, вывоз капитала из страны нисколько не уменьшается и, даже наоборот, имеет тенденцию к увеличению. Даже те меры, горячо обсуждаемые в последние месяцы, которые правительство применило к контролю над иностранными сбережениями, а также недвижимостью депутатов, не может масштабно повлиять на вывоз капитала из страны другими группами финансово состоятельных людей. По данным официальной статистики в конце 90-х годов объемы выведенных из экономики средств составляли 20-25 млрд. долл. в год, а ежегодная утечка капитала в 1996-1998 гг. по оценкам Центрального банка России превышала 10 млрд.долл., 2008 - 133,7 млрд. долл., 2009 -2010 гг.- 90,1 млрд. долл., 2011 - 120,7 млрд.долл. По некоторым оценкам, ежегодно экономика страны теряет суммы равнозначные государственному бюджету. В то же время иностранные специалисты считают, что вывоз валюты из России достигает 3,5 млрд. долл. ежемесячно, а с учетом тайно переводимых вкладов на личные счета эта сумма представляется заниженной. Таким образом, можно предполагать, что в отдельные годы «утекает» до двух бюджетов страны. Так по расчетам Бюро экономического анализа валовой вывоз капитала за 19941996 гг. составил 40,61 млрд. долл., 1997- 1998 гг. - 75,36 млрд.долл., 2000-2001 гг. 52, 45 млрд.долл., в IV квартале 2011 г. - более 37 млрд.долл. Отток инвестиций является индикатором инвестиционного климата в стране. В связи с этим следует констатировать тот факт, что в России еще не создан благоприятный климат в данной области. Безусловно, на политику привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику оказывает значительное влияние отток российского капитала за пределы страны. Поэтому проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику заключается, прежде всего, в приостановлении процесса «оттока» капитала из страны, и только потом - в привлечении иностранных вложений. Политику государства в этой области целесообразно формировать таким образом, чтобы привлечение иностранных инвестиций носило дополняющий характер по отношению к внутренним инвестициям. Тогда именно российский капитал будет играть преобладающую роль в определении условий и темпов прихода иностранного капитала. Таким образом, эффективное использование собственного государственного и частного инвестиционного потенциала - главное условие процесса привлечения иностранных инвестиций. Лишь при условии увеличения внутреннего инвестиционного потенциала за счет роста бюджетных расходов на инвестиции (государственные вложения) и инвестиций частного сектора вложения иностранных инвесторов могут приобрести серьезное влияние на экономическое развитие страны. Однако, экономический рост и развитие связаны с необходимостью повышения инвестиционной активности через увеличение ресурса инвестиций, что подтверждается опытом мировой хозяйственной практики. Например, в середине девяностых годов доля инвестиций в ВНП составляла в США - 18%, в Германии - 21,7%, в Канаде - 17,5%, в Италии - 17%, в Англии - 15%. А в таких странах, как Япония - 28,5%, Южная Корея- 6% и Китай - 42%. Ведущая роль в привлечении иностранного капитала принадлежит государству. Современные российские условия обусловливают ряд требований к построению этого процесса. Политика привлечения иностранного капитала должна формироваться, прежде всего, с учетом интересов национального развития, а также, в условиях острого дефицита финансовых средств, потребностей решения бюджетных и долговых проблем страны. В связи с этим формы и методы привлечения средств из-за рубежа в каждом случае приобретают специфический характер и определяются видом привлекаемых иностранных инвестиций. Однако следует рассмотреть два аспекта проблемы, а именно:
Анализ влияния процесса использования инвестиций на российскую экономику. Из всего объема поступающих в нашу страну иностранных инвестиций только небольшая часть является прямыми инвестициями, остальная, подавляющая часть, относится к финансовым инвестициям. Таким образом, ввоз капитала практически не оказывает воздействия на капиталообразующие инвестиции, в первую очередь - вложения в основной капитал. Иностранные финансовые инвестиции направляются в основном на погашение дефицита государственного бюджета. В феврале 2001 г. расходы федерального бюджета на выплаты по государственному долгу по графику составляли 39,35 млрд. руб. и, в том числе, по внешнему долгу - 35,8 млрд. Таблица 1. Структура иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации %
Таблица 2. Иностранные инвестиции в экономику России, млрд.долл.
Начиная с 2000 года ситуация нарастания внешнего долга без существенного положительного влияния на социально- экономическое развитие позитивно изменилась. Правительство и Центральный банк России предприняли ряд превентивных мер в области регулирования финансовой системы и, что особенно важно, в части реструктуризации внешнего долга. В концепции формирования бюджетов рассматриваемого периода приоритеты были расставлены таким образом, что погашение внешнего долга являлось первостепенной задачей. Этот подход сохранен и при формировании бюджета 2012 года. На протяжении всего периода реформирования российской экономики внешняя помощь оказывалась, прежде всего, международными финансовыми учреждениями, Европейским союзом и донорами на двухсторонней основе. Как уже отмечалось ранее, в первые годы реформирования широко использовалось исключительное финансирование - сокращение и реструктуризация задолженности, и финансовая помощь. Прямые инвестиции были незначительными в общем объеме иностранных инвестиций (см. табл.3). Их роль в общем накоплении капитала в нашей экономике является весьма ограниченной, поскольку доля в общем объеме зарубежных вложений стабильно снижается (см. табл.3). Иностранные вложения портфельного и долгового характера имели негативные последствия. Внешние заимствования через ГКО-ОФЗ привели к финансовому кризису в стране, подорвали национальную систему внутренних государственных обязательств. После финансовых кризисов портфельные инвестиции резко сокращались (1997 г. - 681 млн. долл., 1999 - 31 млн. долл., 2000 - 153 млн. долл. 2007 - 4 190 млн. долл., 2009 - 880 млн.долл.). Рынок российских ценных бумаг, в первую очередь - акций и их производных, не аккумулирует значительных ни российских, ни иностранных вложений. На российском рынке обращается ограниченное число ценных бумаг предприятий, что обусловлено в большей степени деформированной структурой собственности, а также сложностями процедуры выхода на рынок. В тоже время во всем мире именно рынок ценных бумаг является одним из основных каналов трансформации сбережений в активы реального сектора экономики. Решение данной проблемы должно способствовать не только привлечению иностранных инвестиций, но и что особенно важно, предотвращению оттока инвестиций за рубеж. В российской экономике на протяжении последнего десятилетия происходит интенсивный процесс старения основного капитала, что является одной из важнейших проблем, стоящих перед государством. Требуется масштабное инвестирование рения структурной перестройки национального хозяйства и здесь особенно важна роль иностранных инвестиций, как дополнительного источника средств, а, именно, прямых иностранных инвестиций. По нашему мнению, государство, прежде всего, должно четко определить перечень стратегических отраслей, где присутствие прямых зарубежных вложений должно быть ограничено, и отраслей, привлечение иностранных инвестиций в которые необходимо стимулировать. Привлечение зарубежных финансов, восполняя инвестиционный дефицит, способно вызвать рост не только отраслей, в которые они направлены, но и сопряженных отраслей в силу мультипликационного эффекта. Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2011 г. приведена в табл.4. Согласно статистическим данным основная доля иностранных инвестиций приходится на ТЭК, пищевую промышленность, транспорт, торговлю и общественное питание. В то время как на долю инвестиционных отраслей приходится менее 6% от общего объема зарубежных средств. Таблица 3. Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2011 г., млн. долл.
Привлекательными отраслями остаются сырьевые и те, которые имеют короткий производственный цикл. Отрасли, определяющие технологический прорыв, не попадают в круг интересов ни отечественных, ни тем более, иностранных инвесторов. Следует согласиться с тем, что механизм государственного регулирования межотраслевого перелива капитала в России, основанного на приоритете национального интереса России, отсутствует. Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в Российскую экономику направляется через Ирландию, Виргинские и британские острова, более 50 процентов от общего объема инвестиций в I кв. 2011 года. Позитивным моментом влияния иностранных инвестиций на принимающую экономику является содействие экономическому росту страны за счет усиления инвестиционных процессов, активизации деятельности национального капитала и привнесения качественно новых аспектов в развитие экономики, а именно перенесение рыночных отношений в развитых формах, трансферт новых технологий, более полное использование трудовых ресурсов. Однако следует помнить о том, что транснациональные корпорации, крупные международные финансово-промышленные группы способны существенно деформировать местные рынки, структуру экономики в том случае, если государство не противопоставит этому процессу своевременные, взвешенные и, в то же время, дозированные меры. С другой стороны, международные организации акцентируют внимание на том, что пока в нашей стране не будут созданы условия для развития рыночной экономики, ориентированной на повышение эффективности вложений, инвестиции сами по себе не приведут к экономическому росту. Различные страны в связи с разноскоростной степенью развития экономик имеют свои специфические черты в области политики и методов привлечения иностранных инвестиций. Поэтому перенять накопленный опыт весьма непросто, в данной сфере требуется индивидуальный подход, собственная стратегия привлечения зарубежных инвестиций. В послед нее время транснациональные корпорации имеют более взвешенную позицию по отношению к развитию нового технологического уклада, учитывающую составляющие не только финансового и сырьевого компонентов, но и сохранения человеческого и интеллектуального потенциала. В последние годы государство уделяет определенное внимание решению перечисленных вопросов. Вносятся изменения в Налоговый и Земельный кодексы, меняющие правила функционирования организационно-правового поля, продолжается работа по формированию правовой базы инвестиционной деятельности. Актуализируются законы, непосредственно определяющие условия деятельности иностранных инвесторов. Однако институциональная структура для широкомасштабного привлечения иностранного капитала в различных его формах в России еще не сформирована. А решение проблемы привлечения иностранного капитала в страны с переходной экономикой объективно зависит от согласования их трансформационных целей и задач стратегического развития. Изменение налогового законодательства в сторону снижения налогового давления (так например, снижение налога на прибыль с 35% до 10%, снижение социальных налогов с 36,5% до 28% и т.п.) способствовало привлечению иностранного капитала. Это позитивное влияние на увеличение инвестиций в основной капитал продолжалось до превентивного увеличения налоговой нагрузки с 2010 года. Совершенствовались формы и методы государственного регулирования процесса привлечения инвестиций. Однако, как показывает статистика платежного баланса, этих мер не достаточно. Россия все еще заметно отстает по объемам поступающего капитала от экономически активных стран БРИКС. Несмотря на благоприятную политическую и макроэкономическую ситуацию приток прямых иностранных инвестиций в 2011 году и в абсолютном выражении, и в общем объеме иностранных инвестиций продолжает снижаться. В современных условиях в центре внимания государственных органов принимающей страны должны находиться такие вопросы, как введение упрощенных процедур регистрации субъектов хозяйствования, включающих минимальный набор единых для всех хозяйствующих субъектов требований. Наибольший объем инвестиционных вложений в российскую экономику осуществляют США, Германия, Франция, Гонконг. |
|