Четверг, 18.10.2018, 08:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инвестиционная привлекательность России

Мировой опыт и отечественная практи­ка хозяйствования показывают, что в совре­менных условиях невозможно осуществить реформирование экономики и ее реструктурирование без внешних источников финансирования - иностранных инвестиций, опираясь только на внутренние.

Вывоз капитала за рубеж - одна из пер­востепенных проблем, дестабилизирующих финансовый рынок и развитие российской экономики. За последние десять лет «бег­ство» капитала из России приобрело угрожающие раз­меры.

Несмотря на предпринимаемые Пра­вительством РФ меры, вывоз капитала из страны нисколько не уменьшается и, даже наоборот, имеет тенденцию к увеличению. Даже те меры, горячо обсуждаемые в последние месяцы, которые правительство применило к контролю над иностранными сбережениями, а также недвижимостью депутатов, не может масштабно повлиять на вывоз капитала из страны другими группами финансово состоятельных людей.

По данным официальной статистики в конце 90-х годов объемы выведенных из экономики средств составляли 20-25 млрд. долл. в год, а ежегодная утечка капитала в 1996-1998 гг. по оценкам Центрального бан­ка России превышала 10 млрд.долл., 2008 - 133,7 млрд. долл., 2009 -2010 гг.- 90,1 млрд. долл., 2011 - 120,7 млрд.долл.

По некоторым оценкам, ежегодно эконо­мика страны теряет суммы равнозначные государственному бюджету. В то же время иностранные специалисты считают, что вы­воз валюты из России достигает 3,5 млрд. долл. ежемесячно, а с учетом тайно перево­димых вкладов на личные счета эта сумма представляется заниженной. Таким обра­зом, можно предполагать, что в отдельные годы «утекает» до двух бюджетов стра­ны. Так по расчетам Бюро экономического анализа валовой вывоз капитала за 1994­1996 гг. составил 40,61 млрд. долл., 1997- 1998 гг. - 75,36 млрд.долл., 2000-2001 гг. 52, 45 млрд.долл., в IV квартале 2011 г. - более 37 млрд.долл. Отток инвестиций является индикато­ром инвестиционного климата в стране. В связи с этим следует констатировать тот факт, что в России еще не создан благопри­ятный климат в данной области.

Безусловно, на политику привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику оказывает значительное влия­ние отток российского капитала за преде­лы страны. Поэтому проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую эко­номику заключается, прежде всего, в при­остановлении процесса «оттока» капита­ла из страны, и только потом - в привле­чении иностранных вложений. Политику государства в этой области целесообразно формировать таким образом, чтобы при­влечение иностранных инвестиций носи­ло дополняющий характер по отношению к внутренним инвестициям. Тогда именно российский капитал будет играть преобладающую роль в определении условий и тем­пов прихода иностранного капитала. Таким образом, эффективное использование соб­ственного государственного и частного ин­вестиционного потенциала - главное усло­вие процесса привлечения иностранных инвестиций. Лишь при условии увеличе­ния внутреннего инвестиционного потен­циала за счет роста бюджетных расходов на инвестиции (государственные вложения) и инвестиций частного сектора вложения иностранных инвесторов могут приобрести серьезное влияние на экономическое разви­тие страны.

Однако, экономический рост и развитие связаны с необходимостью повышения ин­вестиционной активности через увеличе­ние ресурса инвестиций, что подтверждает­ся опытом мировой хозяйственной практи­ки. Например, в середине девяностых годов доля инвестиций в ВНП составляла в США - 18%, в Германии - 21,7%, в Канаде - 17,5%, в Италии - 17%, в Англии - 15%. А в таких странах, как Япония - 28,5%, Южная Корея- 6% и Китай - 42%.

Ведущая роль в привлечении иностран­ного капитала принадлежит государству. Современные российские условия обуслов­ливают ряд требований к построению это­го процесса. Политика привлечения ино­странного капитала должна формиро­ваться, прежде всего, с учетом интересов национального развития, а также, в услови­ях острого дефицита финансовых средств, потребностей решения бюджетных и долго­вых проблем страны. В связи с этим фор­мы и методы привлечения средств из-за ру­бежа в каждом случае приобретают специ­фический характер и определяются видом привлекаемых иностранных инвестиций. Однако следует рассмотреть два аспекта проблемы, а именно:

  • политика (прежде всего необходимость, границы и объемы) привлечения средств для обслуживания внешнего долга страны и решения бюджетных проблем и, в частно­сти, для проведения экономических реформ (речь идет о стабилизационных кредитах международных организаций);
  • политика (в первую очередь условия и границы) привлечения средств в инвести­ционный процесс (в этом случае речь идет о прямых, портфельных и частично про­чих иностранных инвестициях, привлека­емых проектами рыночного хозяйствова­ния). Рассмотрение очерченных вопросов предлагается в контексте анализа тенден­ции влияния их использования на эконо­мику страны.

Анализ влияния процесса использо­вания инвестиций на российскую эко­номику.

Из всего объема поступа­ющих в нашу страну иностранных инве­стиций только небольшая часть является прямыми инвестициями, остальная, пода­вляющая часть, относится к финансовым инвестициям.

Таким образом, ввоз капита­ла практически не оказывает воздействия на капиталообразующие инвестиции, в пер­вую очередь - вложения в основной капи­тал. Иностранные финансовые инвестиции направляются в основном на погашение де­фицита государственного бюджета. В фев­рале 2001 г. расходы федерального бюдже­та на выплаты по государственному долгу по графику составляли 39,35 млрд. руб. и, в том числе, по внешнему долгу - 35,8 млрд.

Таблица 1.

Структура иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации %

 

Всего

Прямые

Портфельные

Прочие

1996

100

35,01

1,87

63,13

1997

100

43,37

5,53

51,10

1998

100

28,55

1,61

69,84

1999

100

44,56

0,31

55,13

2000

100

40,42

1,37

58,21

2003

100

22,90

1,35

75,76

2004

100

23,26

0,81

75,93

2005

100

24,36

0,84

74,80

2006

100

24,82

5,77

69,41

2007

100

22,99

3,46

73,55

2008

100

26,05

1,37

72,58

2009

100

19,41

1,07

79,52

2010

100

12,03

0,94

87,02

Таблица 2.

 Иностранные инвестиции в экономику России, млрд.долл.

 

Всего

Прямые

Портфельные

Прочие

1996

6,97

2,44

0,13

4,4

1997

12,29

5,33

0,68

6,28

1998

11,77

3,36

0,19

8,22

1999

9,56

4,26

0,03

5,27

2000

10,96

4,43

0,15

6,38

2003

29,7

6,8

0,4

22,5

2004

40,5

9,42

0,33

30,75

2005

53,65

13,07

0,45

40,12

2006

55,11

13,68

3,18

38,25

2007

120,94

27,80

4,19

88,95

2008

103,77

27,03

1,42

75,32

2009

81,93

15,9

0,88

65,15

2010

114,75

13,81

1,08

99,86

Начиная с 2000 года ситуация нарас­тания внешнего долга без существенного положительного влияния на социально­- экономическое развитие позитивно измени­лась. Правительство и Центральный банк России предприняли ряд превентивных мер в области регулирования финансовой системы и, что особенно важно, в части ре­структуризации внешнего долга. В концеп­ции формирования бюджетов рассматрива­емого периода приоритеты были расставле­ны таким образом, что погашение внешнего долга являлось первостепенной задачей. Этот подход сохранен и при формировании бюджета 2012 года.

На протяжении всего периода рефор­мирования российской экономики внешняя помощь оказывалась, прежде всего, международными финансовыми учреждениями, Европейским союзом и донорами на двухсторонней основе. Как уже отмечалось ранее, в первые годы реформирования широко использовалось исключительное финансирование - сокращение и реструктуризация задолженности, и финансовая помощь. Прямые инвестиции были незначительными в общем объеме иностранных инвестиций (см. табл.3). Их роль в общем накоплении капитала в нашей экономике является весьма ограниченной, поскольку доля в общем объеме зарубежных вложений стабильно снижается (см. табл.3). Иностранные вложения портфельного и долгового характера имели негативные по­следствия. Внешние заимствования через ГКО-ОФЗ привели к финансовому кризи­су в стране, подорвали национальную си­стему внутренних государственных обя­зательств. После финансовых кризисов портфельные инвестиции резко сокраща­лись (1997 г. - 681 млн. долл., 1999 - 31 млн. долл., 2000 - 153 млн. долл. 2007 - 4 190 млн. долл., 2009 - 880 млн.долл.).

Рынок российских ценных бумаг, в пер­вую очередь - акций и их производных, не аккумулирует значительных ни россий­ских, ни иностранных вложений. На рос­сийском рынке обращается ограниченное число ценных бумаг предприятий, что об­условлено в большей степени деформиро­ванной структурой собственности, а также сложностями процедуры выхода на рынок. В тоже время во всем мире именно рынок цен­ных бумаг является одним из основных ка­налов трансформации сбережений в акти­вы реального сектора экономики. Решение данной проблемы должно способствовать не только привлечению иностранных инвести­ций, но и что особенно важно, предотвраще­нию оттока инвестиций за рубеж.

В российской экономике на протяже­нии последнего десятилетия происходит интенсивный процесс старения основного капитала, что является одной из важней­ших проблем, стоящих перед государством. Требуется масштабное инвестирование ре­ния структурной перестройки националь­ного хозяйства и здесь особенно важна роль иностранных инвестиций, как дополни­тельного источника средств, а, именно, пря­мых иностранных инвестиций. По нашему мнению, государство, прежде всего, должно четко определить перечень стратегических отраслей, где присутствие прямых зарубеж­ных вложений должно быть ограничено, и отраслей, привлечение иностранных инве­стиций в которые необходимо стимулиро­вать. Привлечение зарубежных финансов, восполняя инвестиционный дефицит, спо­собно вызвать рост не только отраслей, в ко­торые они направлены, но и сопряженных отраслей в силу мультипликационного эф­фекта. Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2011 г. приведена в табл.4. Согласно статистическим данным основ­ная доля иностранных инвестиций прихо­дится на ТЭК, пищевую промышленность, транспорт, торговлю и общественное пита­ние. В то время как на долю инвестицион­ных отраслей приходится менее 6% от обще­го объема зарубежных средств.

Таблица 3.

Отраслевая структура иностранных инвестиций в 2011 г., млн. долл.

Виды экономической деятельности

млн. долл

%

Всего

41194

100

Обрабатывающие производства

9 535

23

Финансовая деятельность, страхование

7 782

19

Оптовая и розничная торговля

5 131

12,5

Научные исследования и разработки

3 621

8,7

Добыча полезных ископаемых

3 094

7,6

Недвижимость

3 087

7,5

Информация и связь

3 069

7,4

Прочие услуги

2 496

6

Производство и распределение электроэнергии, газа, пара

1 122

2,7

Строительство

376

0,9

Привлекательными отраслями остают­ся сырьевые и те, которые имеют короткий производственный цикл. Отрасли, опреде­ляющие технологический прорыв, не попа­дают в круг интересов ни отечественных, ни тем более, иностранных инвесторов. Следует согласиться с тем, что механизм го­сударственного регулирования межотрасле­вого перелива капитала в России, основан­ного на приоритете национального интере­са России, отсутствует.

Наибольший объем прямых иностран­ных инвестиций в Российскую экономику направляется через Ирландию, Виргинские и британские острова, более 50 процентов от общего объема инвестиций в I кв. 2011 года.

Позитивным моментом влияния ино­странных инвестиций на принимающую экономику является содействие экономи­ческому росту страны за счет усиления ин­вестиционных процессов, активизации дея­тельности национального капитала и при­внесения качественно новых аспектов в развитие экономики, а именно перенесение рыночных отношений в развитых формах, трансферт новых технологий, более полное использование трудовых ресурсов. Однако следует помнить о том, что транснацио­нальные корпорации, крупные междуна­родные финансово-промышленные группы способны существенно деформировать местные рынки, структуру экономики в том слу­чае, если государство не противопоставит этому процессу своевременные, взвешенные и,         в то же время, дозированные меры. С дру­гой стороны, международные организации акцентируют внимание на том, что пока в нашей стране не будут созданы условия для развития рыночной экономики, ориентиро­ванной на повышение эффективности вло­жений, инвестиции сами по себе не приве­дут к экономическому росту. Различные страны в связи с разноскоростной степенью развития эко­номик имеют свои специфические черты в области политики и методов привлечения иностранных инвестиций. Поэтому пере­нять накопленный опыт весьма непросто, в данной сфере требуется индивидуаль­ный подход, собственная стратегия привле­чения зарубежных инвестиций. В послед­ нее время транснациональные корпорации имеют более взвешенную позицию по отно­шению к развитию нового технологическо­го уклада, учитывающую составляющие не только финансового и сырьевого компонен­тов, но и сохранения человеческого и интел­лектуального потенциала.

В последние годы государство уделя­ет определенное внимание решению пе­речисленных вопросов. Вносятся измене­ния в Налоговый и Земельный кодексы, меняющие правила функционирования организационно-правового поля, продол­жается работа по формированию право­вой базы инвестиционной деятельности. Актуализируются законы, непосредственно определяющие условия деятельности ино­странных инвесторов.

Однако институциональная структура для широкомасштабного привлечения ино­странного капитала в различных его фор­мах в России еще не сформирована. А реше­ние проблемы привлечения иностранного капитала в страны с переходной экономи­кой объективно зависит от согласования их трансформационных целей и задач страте­гического развития.

Изменение налогового законодательства в сторону снижения налогового давления (так например, снижение налога на при­быль с 35% до 10%, снижение социальных налогов с 36,5% до 28% и т.п.) способство­вало привлечению иностранного капита­ла. Это позитивное влияние на увеличение инвестиций в основной капитал продолжа­лось до превентивного увеличения налого­вой нагрузки с 2010 года.

 Совершенствовались формы и методы государственного регулирования процесса привлечения инвестиций. Однако, как показывает статистика платежного баланса, этих мер не достаточно. Россия все еще заметно отстает по объемам поступающего капитала от экономически активных стран БРИКС.

Несмотря на благоприятную политическую и макроэкономическую ситуацию приток прямых иностранных инвестиций в 2011 году и в абсолютном выражении, и в общем объеме иностранных инвестиций продолжает снижаться.

В современных условиях в центре внимания государственных органов принимающей страны должны находиться такие вопросы, как введение упрощенных процедур регистрации субъектов хозяйствования, включающих минимальный набор единых для всех хозяйствующих субъектов требований.

Наибольший объем инвестиционных вложений в российскую экономику осуществляют США, Германия, Франция, Гонконг.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика