Понедельник, 28.05.2018, 00:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Инвестиционная привлекательность территории на примере ХМАО

Усиление конкуренции во второй половине XX-го столетия между территориями привело к возникновению нового направления конкурентной борьбы за приток инвестиций. В современных условиях российские регионы формируют инвестиционную политику, которая становится приоритетным направлением администрации и бизнеса в отношении рыночных преобразований и инвестиционной привлекательности территории. Однако формирование только инвестиционной политики не позволит решить все проблемы и противоречия, которые назрели в российских регионах. В создавшихся условиях конкурентной борьбы между территориями за приток инвестиций, именно инвестиционная привлекательность обеспечивает привлечение ресурсов на территорию.

Президент страны определил инвестиционная привлекательность региона, как главный критерий оценки государственных руководителей всех уровней. В современных условиях экономической интеграции всех субъектов рынка инвестиционная привлекательность становится важным ресурсом с позиции устойчивого развития территорий и российской экономики в целом. Инвестиционная привлекательность территории является основой формирования инвестиционного имиджа и характеризуется следующими объективными факторами: инвестиционным климатом, инфраструктурой региона, и его инвестиционным потенциалом.

К субъективным факторам, влияющим на формирование инвестиционного имиджа, относятся: социально-экономическое развитие территории, инструменты его регулирования и инвестиционные риски, участие деловой элиты в общественно-значимых акциях, благотворительное спонсорство, интеллектуальный и научный потенциал. Инвестиционная привлекательность и инвестиционная привлекательность в совокупности отражают комплексную (количественную и качественную) оценку территории.

Рассматриваемый в исследовании ХМАО является одним из наиболее экономически развитых федеральных округов России, экономика которого характеризуется высокой степенью диверсификации, деловой активностью. ХМАО занимает второе место в рейтинге по инвестиционной привлекательности.

Исследование проблем формирования инвестиционного имиджа территории на примере Приволжского федерального округа показали диспропорцию в уровне его развития, наличие территорий с разной структурой экономики (с высокой степенью диверсификации экономики, со слабой степенью диверсификации экономики); отсутствие региональных и муниципальных программ по формированию имиджа территории; низкий уровень правовой защиты отечественных и иностранных инвесторов; высокую степень проявления отдельных видов рисков.

Поэтому формирование инвестиционного имиджа территории приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в аспекте привлечения инвестиций для инновационного развития экономики региона.

Формирование инвестиционного имиджа территории актуально и для органов государственной власти, представителей бизнеса, контрагентов, общественности.

 Однако, существующая несогласованность между органами власти федерального уровня и региональными управленческими структурами в решении организационно-экономических, правовых, информационно-коммуникативных вопросов препятствует формированию положительного инвестиционного имиджа территории, созданию конкурентных преимуществ в борьбе за инвестиции, трудовые ресурсы и сферы влияния, что требует научно-методических основ, обеспечивающих эти взаимодействия.

Появление в России множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности как регионов в целом, так и отдельных муниципальных образований. Отечественными и зарубежными исследователями и фирмами был выполнен целый ряд различных оценок инвестиционной привлекательности.

В настоящее время законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, поэтому в последнее время стали все чаще появляться различные методики расчета ее показателей. В рамках существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности выделяют ряд методов.

Из многообразия всех методов оценки инвестиционного климата рассмотренных был выбран «Комплексный метод оценки инвестиционного климата региона» разработанный кандидатом технических наук А.Э. Сааком и доктором экономических наук О.А. Колчиной, так как он дает оценку не региона в целом, а конкретного муниципальному образованию и наиболее полно и объективно сопоставляет инвестиционный климат в муниципальном образовании обеспечивая его сравнение по всей совокупности показателей с проведением количественно выводимых разносторонних оценок.

Метод предполагает выведение балльных оценок региона по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности территории. Принимается, что подавляющее большинство отобранных показателей имеет однозначную, позитивную или негативную интерпретацию, то есть более высокое числовое значение показателя свидетельствует о качественном приращении характеристики определенного аспекта инвестиционного климата региона. Показателям, имеющим негативное значение, придаются отрицательные баллы.

Проведя анализ социально-экономических показателей региона ХМАО можно сделать следующие выводы.

В период с 2012 по 2014 годы, уменьшается численность населения, но наблюдается положительная тенденция рождаемости. Это результат, с одной стороны, экономических трудностей молодых семей (жилье, уровень доходов), с другой - увеличения числа гражданских браков и сохраняющейся высокой доли разводов. Динамика коэффициента смертности населения во всех трех регионе с каждым годом сокращается. Но, не смотря на это, естественный прирост остается отрицательным, так как смертность превышает рождаемость. Причиной этому служат социально-экономические факторы, влияющие на регион.

За анализируемый период сокращается число не занятых в трудовой деятельности граждан. Рассмотрев среднегодовую численность работников в организациях, можно сделать вывод, что во всех трех регионе с каждым годом происходит уменьшение численности работников. Это связано с сокращением численности населения и со «старением» кадров. Во всех трех регионе наблюдается спад уровня безработицы, что в целом благоприятно отражается на социально-экономическом развитии районов.

Наблюдается рост оборота розничной торговли. С каждым годом наблюдается сокращение числа зарегистрированных преступлений, а следовательно снижается криминогенная обстановка в муниципальных районах.

Финансирование региона за счет средств организаций, находящихся на территории региона в 2012-2014 годах происходило в больших объемах тогда как, финансирование региона за счет средств местных бюджетов происходило во все года, но в минимальных объемах.

Что касается инвестиционной деятельности, то регион отличается относительно высоким объемам инвестиций. Основные вложения инвестиций в 2012-2014 годах идут в такие отрасли как промышленность, сельское хозяйство и здравоохранение.

Инвестирование туризма и окружающей среды - отсутствует. Инвестиции примерно на одинаковом уровне вкладываются в новое строительство и реконструкцию во всех муниципальных районах, а что касается перевооружения, то в него вкладывается более низкий процент инвестиций. Основными отраслями, куда поступают иностранные инвестиции, являются производство пищевых продуктов, а также производство и распределение газа, электроэнергии и воды. Единственными странами - инвесторами являются Италия и Германия.

Проведенный SWOT-анализ инвестиционного климата региона ХМАО показывал, что рассматриваемые образования обладают всеми необходимыми предпосылками для активизации инвестиционной деятельности. Муниципальные районы ХМАО обладают низким инвестиционным риском и высоким инвестиционным потенциалом в сфере инфраструктуры и экономики. Кроме того, имеют устойчивые позитивные тенденции роста всех основных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, что говорит о постоянно увеличивающемся интересе к организации бизнеса на ее территории со стороны потенциальных и реальных инвесторов.

Основными сдерживающими факторами инвестиционного развития являются: несовершенство административных процедур взаимодействия инвесторов с органами государственной власти, недостаточно эффективное использование открывающихся возможностей инвестиционного развития, недостаточно развитая информационная инфраструктура, высокий финансовый, экологический и социальный риски, недостаточная инвестиционная активность региона.

Таким образом, активизации инвестиционной деятельности на территории муниципальных районов должна способствовать устранение сдерживающих факторов инвестиционного развития за счет использования сильных сторон инвестиционной привлекательности региона.

По результатам оценки компонентов инвестиционного климата территорий можно сделать вывод о том, ХМАО занимает лидирующие позиции, рассматриваемых нами и имеет высокий демографический, экономический, инфраструктурный и финансовый потенциалы, Суздальский район.

Для эффективного управления инвестициями и повышения инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях ХМАО была выявлена необходимость разработки специального эффективного механизма, который включал бы в себя различные меры, а также определял направления для развития инвестиционной деятельности на муниципальном уровне. В качестве рекомендаций были предложены основные положения рекомендуемого содержания, принципы формирования, этапы разработки и реализации инвестиционной политики. В рамках разрабатываемой политики была предложена Концепция инвестиционной политики региона ХМАО . Рекомендована типовая структура инвестиционных программ и составлен макет рейтинга региональной долгосрочной целевой программы.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, по привлечению инвестиций и созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне ХМАО были разработаны рекомендации по совершенствованию организационного обеспечения данной деятельности. В качестве рекомендаций была предложена схема организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований ХМАО.

Реализация практических мероприятий в области организационного обеспечения в регионе ХМАО позволит сформировать систему поддержки инвесторов и развития предпринимательства, а также регламентировать порядок взаимодействия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ и инвесторов в вопросах привлечения инвестиций.

Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных данной работой, значительно повысит инвестиционную привлекательность региона ХМАО для инвесторов, подтвердит надежность их экономического состояния, усилит стабильность социально - экономической обстановки, послужит залогом привлечения дополнительных средств для инвестиционной деятельности на их территории.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика