Среда, 21.02.2018, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Использование приёма моделирования при изучении волшебной сказки

Сказке, в соответствии с самой ее жанровой природой, свойственна очень высокая степень интегративности. Именно вследствие этого она наиболее явно стилистически маркирована, так как характеризуется наличием жестких закономерностей организации разноуровневых языковых единиц. Поэтому важно подчеркнуть, что анализ конкретного сказочного текста не может быть осуществлен без учета внутрисистемных взаимодействий, возникающих на внутренних - и межтекстовых уровнях. Такие возможности для комплексного анализа предоставляет только принцип моделирования, впервые примененный В.Я. Проппом при построении единой, инвариантной модели волшебной сказки.

Сказочный текст, так же как и собственно мифологический, предполагает значительную вариативность при своем функционировании, что обусловливает и некоторую общность методов, используемых для их изучения. Основная задача обычно заключается в тщательном анализе всей совокупности вариантов для выявления преобразований, по которым определяются правила развертывания текста, по тем или иным признакам относимого к определенному сюжетному типу. В результате должна быть построена инвариантная структурно-семантическая модель изучаемой сказки, которая может включать несколько эквивалентных подмоделей. Однако адекватность реконструируемой модели в какой-то мере всегда будет проблематичной уже по той причине, что сюжетные типы сказок могут образовывать классы пересекающихся сюжетов.

Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т.п.

Моделирование может быть:

- предметным - исследование объекта на модели основных геометрических, физических, динамических, функциональных его характеристик;

- физическим - воспроизведение физических процессов;

- предметно-математическим - исследование физического процесса путем опытного изучения каких-либо явлений иной физической природы, но описываемых теми, же математическими соотношениями, что и моделируемый процесс;

- знаковым - расчетное моделирование, абстрактно-математическое.

Дети младшего школьного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Уровень сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

- самостоятельного анализа ситуации или объекта;

- развития децентрации (умения менять точку отсчета);

- развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Рассказ по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее - то есть конец рассказа.

На практике «рассказы», самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

1.      выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

2.      определение взаимосвязи между ними;

3.      объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы - ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. 

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика