Воскресенье, 20.08.2017, 20:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Исследование профессиональной информированности и профессионального самоопределения учащихся старших классов

Экспериментальная работа была организована нами в 10 «А» классе В экспериментальном классе – 24 учащихся.

Целью констатирующего этапа нашей работы явилось исследование профессиональной информированности учащихся экспериментального класса. При организации констатирующих экспериментов мы взяли за основу показатели профессиональной информированности, предложенные Н.С.  Пряжниковым.

1. Наличие начальных знаний о профессии;

2. Наличие программы самоподготовки к избираемой профессии.

3. Знание перспектив трудоустройства и профессионального роста.

4. Знание способов адаптации к социально-производственным условиям труда по избираемой профессии.

На первом этапе исследования нами были использованы следующие методы: беседы,  анализ творческих работ, анкетирование учащихся.

Проведение констатирующих исследований осуществлялось нами по методике Н.С. Пряжникова, согласно которой определено несколько  уровней развития профессиональной информированности учащихся – высокий, средний и низкий. 

Высокий уровень профессиональной информированности характеризуется высоким уровнем знаний об избираемой профессии, наличием у учащегося программы самоподготовки к будущей профессии; четким знанием перспектив трудоустройства и профессионального роста; знанием способов адаптации а условиям будущей трудовой деятельности.

Средний  уровень профессиональной информированности:  учащийся владеет некоторыми знаниями об избираемой профессии, программа самоподготовки к будущей профессии нечеткая; знания  перспектив трудоустройства и адаптации к новым условиям труда  довольно расплывчатые.

Низкий уровень профессиональной информированности:  учащийся практически ничего не знает об избираемой профессии, программа самоподготовки к будущей профессии отсутствует; перспективы трудоустройства и адаптации к новым условиям труда  неизвестны учащемуся.

Согласно методике изучения профессиональной информированности, результаты, полученные нами по  каждому из четырех показателей  профессиональной информированности, оценивался по трехбалльной системе. Таким образом, минимально возможное количество баллов, которые может набрать учащийся,  будет равно четырем, максимальное – двенадцати. Соответственно, границы низкого, среднего и высокого уровней сформированности профессиональной информированности учащихся экспериментального класса будут следующими:

  • учащиеся, набравшие в сумме от  4 до 6  баллов,  включены в группу с низким уровнем профессионального информирования;
  • от 7 до 9 баллов – в группу со  средним уровнем профессионального информирования;
  • от 10 до 12 баллов - в группу с  высоким уровнем профессионального информирования.

С целью выяснить наличие начальных знаний о профессии у учащихся экспериментального класса, мы попросили учащихся написать небольшие творческие работы на тему «Моя будущая профессия – какая она?». Мы объяснили ученикам, что, если у них возникнут какие-либо вопросы, связанные с будущей профессией, они могут написать о них в работе.  На наших занятиях мы постараемся ответить на них. При анализе работ мы  попытались выяснить, каким объемом информации о будущей профессии владеют старшеклассники.  Результаты творческих работ учащихся оценивались нами по пятибалльной системе.

С целью уточнения полученных данных в результате анализа творческих работ, и выявления уровней таких показателей, как наличие программы самоподготовки к избираемой профессии; знаний перспектив трудоустройства и профессионального роста, а также знания способов адаптации к социально-производственным условиям труда по избираемой профессии, мы предложили учащимся ответить на вопросы анкеты (см. приложение).

Нам удалось выявить следующее. Оказалось, что еще не все учащиеся определились с выбором профессии. Например, у 25% учащихся письменные работы носили предположительный характер и высказывались несколько вариантов будущей специальности. 42% учащихся в своих работах четко назвали профессию и подробно описали ее особенности. 33% работ учащихся свидетельствовали о том, что ребята всерьез еще не задумываются над проблемой профессионального выбора, аргументируя это тем, что «еще два года учебы впереди», «зачем мне что-то знать о профессии, если все равно я не определился с выбором», «хочется узнать обо всех профессиях побольше, а потом уже выбирать» и т.д. Таким образом, анализ работ учащихся позволил нам сделать вывод о том, что не у всех учащихся экспериментального класса имеются четкие представления о будущей профессии.

Анализ ответов на вопросы анкеты подтвердил полученные нами ранее сведения о том, что у учащихся экспериментального класса имеется разный уровень знаний о будущей профессии. Наше анкетирование показало, что характер будущей профессии четко представляют себе 42% учащихся. 38% старшеклассников не знакомы с условиями труда, 21% - специфику профессии представляют себе в общих чертах.

Самостоятельной подготовке к будущей профессии не все учащиеся уделяют внимание. Оказалось, что 33% учащихся стараются изучать предметы школьной программы, связанные с профессией, посещают факультативные занятия или долговременные подготовительные курсы, постоянно занимаются самоподготовкой. Также мы выявили, что 46% старшеклассников время от времени ограничиваются посещением факультативов, а самостоятельной подготовке не придают особого значения. 21% респондентов  считает, что самостоятельно готовиться к будущей профессии не обязательно.

Знания о перспективах возможного трудоустройства по избранной профессии у учащихся экспериментального класса неоднозначны. Например, нам удалось установить, что знают, насколько востребована профессия всего 29% учащихся. 50% старшеклассников предполагают, что им удастся устроиться на работу после окончания учебы, а 21% учеников вовсе не знакомы с перспективами будущего трудоустройства. Примерно такие же результаты мы получили при ответе на вопрос возможного карьерного роста учащихся (33% старшеклассников полагают, что им легко удастся сделать карьеру по специальности, 46% – затрудняются с ответом, а 21% респондентов считает, что карьерный рост по избранной специальности будет трудным для них).

Что касается адаптации к социально-производственным условиям труда по избираемой профессии, то по результатам анкетирования мы выяснили, что  21% учащихся высказывают предположение, что  им легко будет адаптироваться к новым для них условиям труда, называют среди возможных способов адаптации следующие: «Буду стараться вникать в суть дела», «Постараюсь найти в коллективе единомышленников», «Буду брать пример с опытных работников» и т.п.  Большинство учащихся (63%), по-видимому, не представляют себе, как будет происходить адаптация, поэтому затрудняются ответить на данный вопрос. 17% старшеклассника ответили, что адаптация для них будет сложной.

Кроме анкетирования и анализа творческих работ старшеклассников на начальном этапе исследования мы вели наблюдение за учащимися на уроках, в ходе которого нам удалось выявить, что полученные данные получили подтверждение. Отношение к учебным предметам у учащихся неоднозначное. Те учащиеся, которые определились с выбором профессии, четко представляют себе, какие требования она предъявляет, более серьезно и ответственно относятся к профильным учебным предметам, значимым для них. Учащиеся, которые еще не определились с профессиональным выбором в силу разных причин (в том числе – и из-за недостаточной информированности о профессии) на уроках не демонстрируют особого старания, недостаточно серьезно относятся даже к тем предметам, которые, предположительно, будут связаны с их будущей профессиональной деятельностью.

Нами было подсчитано, что 46% учащихся экспериментального класса продемонстрировали высокий уровень профессиональной информированности. Однако, большая часть класса (54%)  показали средний и низкий результаты. На среднем уровне находятся 29% учащихся, а на низком – 25%. Общие результаты констатирующего эксперимента были занесены нами в таблицу 1.

Таблица 1. Уровни профессиональной информированности учащихся на констатирующем этапе (в процентах)

Уровни профессиональной информированности

Высокий

Средний

Низкий

46 %

29 %

25 %

Итак, проведенные исследования профессиональной информированности учащихся экспериментального класса показали следующее:

1) Не у всех учащихся экспериментального класса имеются четкие представления о будущей профессии. 42% учащихся определились с выбором профессии, и обладают знаниями об ее особенностях,  25% имеется несколько вариантов будущей специальности. В классе есть и такие учащиеся, которые всерьез не задумываются над проблемой профессионального выбора: таких учащихся 33%.

2) У учащихся экспериментального класса имеется разный уровень знаний о будущей профессии. Например, 38% старшеклассников не знакомы с условиями труда, 21% лишь в общих чертах представляют себе специфику будущей профессии.

3) Самостоятельной подготовке к будущей профессии уделяют внимание  33% старшеклассников. Эти ребята стараются  изучать предметы школьной программы, связанные с профессией, посещают факультативные занятия или долговременные подготовительные курсы, постоянно занимаются самоподготовкой. Вместе с тем, 46% старшеклассников время от времени посещают факультативные занятия, а самостоятельной подготовке не придают особого значения. 21% обследуемых высказывают мнение о том, что самостоятельно готовиться к будущей профессии не обязательно.

4) Неоднозначными оказались и знания о перспективах возможного трудоустройства по избранной профессии. Владеют информацией о  востребованности профессии всего 29% учащихся, а остальные старшеклассники предполагают, что им удастся устроиться на работу после окончания учебы, а то и вовсе не знакомы с перспективами будущего трудоустройства.

5) Только 21% старшеклассников могут назвать условия адаптации к будущей трудовой деятельности. Остальные старшеклассники испытывают трудности перед данной проблемой. Учитывая эти трудности, нам представляется необходимым использовать в дальнейшей работе игровые ситуации, способствующие решению возможных проблем учащихся.

6) Наше исследование показало, что те учащиеся, которые определились с выбором профессии, четко представляют себе, какие требования она предъявляет, более серьезно и ответственно относятся к профильным учебным предметам. Те учащиеся, которые еще не определились с профессиональным выбором в силу разных причин (в том числе – и из-за недостаточной информированности о профессии) на уроках не демонстрируют особого старания, недостаточно серьезно относятся даже к тем предметам, которые, предположительно, будут связаны с их будущей профессиональной деятельностью.

7) 46% учащихся экспериментального класса находятся на высоком уровне профессиональной информированности. Большая часть класса (54%) пока составляют группу со средним и низким уровнями. Поэтому нам представляется необходимым организовать специальные справочно-информационные профконсультационные занятия со школьниками. При этом особое внимание мы будем уделять тем учащимся, которые составляют последние две группы (со средним и низким уровнем профессионального информирования).

- Курсовые работы на заказ

Исследование профессиональной информированности и профессионального самоопределения учащихся
Поиск

Яндекс.Метрика