Суббота, 22.07.2017, 21:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Характеристика понятия «качество жизни», уровни качества жизни и его составляющие

Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев качества жизни человека конца XX века. Критерии и составляющие представляются следующими:

- физический - сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;

- психологические - положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания;

- уровень самостоятельности - повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения;

- общественная жизнь - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность (для детей не рассматривается);

- окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология;

- духовность - религия, личные убеждения.

С развитием цивилизации резко изменился образ жизни. Образ жизни - это очень широкое и сложное понятие. Как пишет Ю.П. Лисицын: «Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и немате­риальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей». Данное максимально общее определение образа жизни трудно сгруппировать в определен­ную систему, классифицировать, чтобы использовать его в конкретных исследованиях, рекомендациях. В нашей работе мы выделяем и рассматриваем более узкое понятие - здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые направлены на укрепление и сохранение здоровья (В.Г. Запорожченко).

«Под здоровым образом жизни следует понимать: - считают М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, - такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение им своих социальных и профессиональных функций».

Под образом жизни большинством авторов понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Это биосоциальная категория, интегрирующая опре­деленное представление человека о способе его жизнедея­тельности, характеризующееся его общественной и трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

По мнению Э. Вайнера, понятие образа жизни определяется как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Ю. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социально-психологическую - стиль жизни, социальную - качество жизни и социально-экономическую - уклад жизни. Здоровье человека в большей степени зависит от стиля и уклада жизни, обусловлено историческими и национальными традициями, закрепленными в сознании людей. Болезни людей обусловлены, прежде всего, образом жизни и повседневным поведением. А биологические тенденции в образе жизни современного человека существенно обостряют главную проблему здоровья, состоящую в противоречии между возрастающими потребностями в хорошем здоровье и неблагоприятными сдвигами в его состоянии. Последнее связано с низкой гигиенической валеологической и экологической грамотностью, а также поведенческой пассивностью, которую можно объяснить двойственной природой человека: биологической и социальной. В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим и социальным. В зависимости от преобладания тех или иных тенденций, чело­век организует свой индивидуальный образ жизни. В связи с этим актуализируются потенциальные возможности педагогики и психологии в формировании здоровой личности.

Образ жизни - это биосоциальная категория, интегрирую­щая представление об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующееся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни - это лицо индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Образ жизни обусловлен социально-экономическими условиями и в то же время зависит от -мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Образ жизни человека включает 3 категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это экономическая категория, представ­ляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраиваются психология и психофизиология личности.

Установлено, что при переходе к здоровому образу жизни происходит:

- изменение мировоззрения, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

- исчезает физиологическая и психологическая зависимость от вредных привычек, хорошее настроение формируется «гормонами радости», эндорфинами, образующимися в организме человека;

- половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно пере­программирование психики и формирование опосредующего образа «Я» в рамках здоровой личности.

Формирование здорового образа жизни является очень важным в свете современного состояния нравственности и дезориентации детей. Содержание его не должно сводиться к тому, что не надо делать, оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармоничной личности. Если взять за основу теоретическое положение В. Лободина о здоровой личности, можно сделать следующий вывод: здоровье - это нормальная деятельность орга­низма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы. Здоровье человека можно представить в виде схемы, показывающей четыре уровня человеческой природы, по которой можно определить, с какого уровня произошло у человека нарушение здоровья, как этот уровень влияет на другие.

В понятием качества жизни тесно связано понятие здорового образа жизни. В определении понятия здорового образа жизни, необходимо учитывать два важных фактора - генетическую природу человека и ее соответствие конкретным условиям жизни.

Научные взгляды на предмет здорового образа жизни таких учёных как Н.М. Амосов, И.С. Бердников, М. Борисов, И.И. Брехман, П.Г. Виноградов, Г.И. Соловьёв и других позволили дифференцировать понятие «Здоровый образ жизни» в социальном понимании и применительно к личности. Здоровый образ жизни - это социально-исторически определён­ное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, соответствующий генетически типологическим особенностям человека, конкретным условиям жизни и цели - формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также для полной реализации социально-биологических функций.

В данном определении здорового образа жизни, акцент делается на индивидуализацию концепции, здорового образа жизни должно быть столько, сколько существует человек. В создании здорового образа жизни для каждого человека должны рассматриваться, как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональные тип, преобладающий механизм растительного нервного регулирования и т.д.), и возраста, пола и социального окружения, в котором он живет (семейное положение, профессия, традиций, условий труда, материальная поддержка, жизнь и т.д.).

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект его жизни и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни, человек действует в единстве биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационное отношение человека в реализации социальной, физической, интеллектуальной и психической способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичная профилактика заболеваний и удовлетворение жизненных потребностей в области здравоохранения.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для человека, должны основываться на следующих основных допущений:

- индивидуально-типологические наследственные факторы;

объективных социальных условий и общественно-экономических факторов;

- конкретные условия жизни, в которых реализуется семейная и профессиональная деятельности;

- личностно-мотивационные факторы определяется идеология и культура человека, и степень их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Основываясь на этих предположениях, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

- оптимальный двигательный режим;

- тренировку иммунитета и закаливание;

- рациональное питание;

- психофизиологическое регулирование;

- психосексуальную и сексуальную культуры;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое самообразование.

Рассмотрим еще одно понятие, которое тесно связано с качеством жизни человека - это психическое здоровье.

Согласно современному определению В.И. Покровского, психическое здоровье - это состояние душевного равновесия, самостоятельность, умение владеть собой, устойчивое хорошее настроение, способность быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их способность в короткий срок восстановить душевное равновесие.

В одном из первых определений В.Н. Осипов утверждал, что норма характеризуется адекватностью реакции индивида на окружающие раздражители; возможность человеку самостоятельно проложить свой собственный путь в жизни и, наконец, особенности поведения человека в конкретных обстоятельствах. Мы подчеркиваем последний момент (индивидуальный аспект здоровья), поскольку она не существует в других определениях. Смысл определение относится к структуре Я, который обладает творческой силой. Эта идея находит свое продолжение в работе Б.Д. Карвасарского. По мнению автора, понятие «психическое здоровье» и «адаптация» родственные. Автор обоснованно утверждает, что психическое здоровье - это не только отсутствие признаков дезадаптации, но способность личности постоянно развиваться и обогащаться за счет повышения самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умению оптимально соотносить собственные интересы с интересами группы (коллектива).

Директор департамента психического здоровья ВОЗ Норман Сарториус выявил признаки психического здоровья следующим образом:

- отсутствие выраженных психических расстройств;

- резерв сил человека требуемый для преодоления неожиданных стрессов и трудностей;

- состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом.

Г.К. Ушаков, выдающийся отечественный психиатр, в 1976 году, предложил наиболее полный список, содержащий критерии психического здоровья. Здесь важными являются следующие:

- осознание и ощущение непрерывности, постоянства и идентичности
своего физического и психического Я;

- ощущение постоянства и идентичность переживаний в однотипных ситуаций;

- критичность к себе и своими собственной деятельности и ее результатам;

- соответствие уровня притязаний реальным возможностям личности;

- соответствие психических реакций силе и частоте воздействиям;

- способность к самоуправлению в соответствии с социальными стандартами, правилами и законами;

- умение планировать и реализовывать свою жизнь;

- возможность изменять поведение в зависимости от смены ситуаций и обстоятельств;

- чувство ответственности за детей и близких членов семьи.

К сожалению, автор не ранжировать ваш список, а не выявил отношений между критериями.

В списке А.Л. Каткова содержится 97 признаков психического  здоровья. Среди них такие важные составляющие зрелости личности, как:

- завершение идентичности;

- конструктивный, позитивный сценарий и доступность ресурса для его реализации;

- навыки ответственного выбора;

- внутренний локус контроля (принятие ответственности за свои
действия).

Очень емкое определение и В.Я. Семке, согласно которому, психическое здоровье «состояние динамического равновесия личности с окружающей его средой, когда все заложенные в его биологической и социальной природы способности проявляются наиболее полно, и все жизненно важные подсистемы, работают с оптимальной интенсивностью».

Таким образом, психическое здоровье является неотъемлемой характеристикой полного психологического функционирования человека, его «нормальности». В теоретической модели психического здоровья, должны быть внутренние (субъективные) и внешние (поведенческие) компоненты.

- Вам это пригодится:

- ЗОЖ - здоровый образ жизни

Характеристика понятия качество жизни, уровни качества жизни и его составляющие
Поиск

Яндекс.Метрика