Среда, 21.02.2018, 18:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Христианство в Парфяно-Персидском царстве и Индии в I - VI вв.

Проблема истории христианства на Востоке (в частности, в Передней Азии и Индии) некогда была достаточно популярной в отечественной науке, но в последние десятилетия она потеряла актуальность и к ней обращались только в связи с описанием вновь открытых памятников, которые, по мнению ученых, являлись христианскими. 

При этом в истории раннего христианства Востока существует ряд проблем, разработка которых помогает разрешить острые вопросы современности. С этой точки зрения, средневековая церковно-политическая история «Большого Ирана», играющего роль культурно-исторического посредника между европейско-средиземноморским, евразийско-дальневосточным регионами, и южной (и далее юго-восточной) Азией, представляет исключительный интерес для исследователя духовно-религиозной традиции всего Старого Света. 

Но изучение раннего периода христианства на Востоке в указанных регионах сталкивается с целым рядом трудностей. Эллинистическое и римское, парфяно-сасанидские завоевания повлекли за собой такое развитие морских и сухопутных сношений, каких мир никогда не видел до и долгое время после этого. Вследствие этого культурные элементы, проникавшие в этот период в Переднюю Азию и Индию, находились в постоянном соприкосновении между собой, и для того, чтобы понять какой-нибудь из них, нужно основательно изучить все. 

Между тем, именно в этот период складываются основные институциональные парадигмы и базовые проблемные отношения основных культурно-религиозных комплексов духовного пространства этих областей зарубежного Востока, сформировавшего главные векторы развития, существующие до настоящего времени в культурных традициях религий современности. 

Главными авторами, на фактологической базе и теоретических выводах которых основывалась наша разработка выбранной темы, стали: М. Легеев («Распространение христианства в Персии в I - VII веках»), Е.Н. Мещерская («Апокрифические деяния апостолов» М., 1997; «Деяния Иуды Фомы…» М., 1990), Н.В. Пигулевская («Византия и Иран на рубеже VI и VII веков» М.; Л., 1946; «Византия на путях в Индию» М.; Л., 1951; «Культура сирийцев в Средние века» М., 1979; «Ближний Восток. Византия. Славяне…» Л., 1976) и Н.Н. Селезнев («Ассирийская Церковь Востока…» М., 2001). 

Исследование по истории ранней христианской Церкви на Ближнем Востоке, вне пределов христианской государственности, показывает, что опорой развития и возобновления христианской общины здесь становятся вероисповедное и организационное единство, приспособляемость ее структуры к геополитическим и идеологическим изменениям. 

В период I - VI вв. Ближний Восток жил сложной и напряженной жизнью. Две его могущественные державы, Римская и Парфяно-Персидская империи, находились в тесных отношениях с целым рядом других государств, народов и областей - Аравией, Кавказом, Средней Азией и Индией, существовавших в военно-дипломатическом, торгово-экономическом и политико-идеологическом пространствах этих двух миров. Примером такого взаимодействия может служить Индо-Парфянское царство Гондофара I. 

Сирийский тип индийской церкви (в противовес существовавшему там ранее египетскому) был занесен из Персидского государства и поддерживался переселениями оттуда. Церковь Востока, в V в. принявшая несторианство, составила обширную церковную организацию, с VI - XI вв. распространившегося на Среднюю Азию, Индию и Китай. 

Особенностью сирийско-персидского и, как его составной части, индийского христианства в их ранний период было их взаимодействие с иудейской диаспорой. Христианская проповедь была обращена к разрозненным еврейским общинам Востока. Возникает двойственность их отношений. Много евреев приняло христианство, но существовало и взаимное неприятие синагоги и восточных христиан. Это связано с  общностью их авраамической духовной традиции, и условиями существования этих общин. 

В целом Церковь Востока имела притяжение к городским и административным центрам, а также торговым путям регионов своего распространения, поскольку это давало наибольшие возможности для выживания в иноэтничной религиозной среде. 

Распространение христианства на восток, в древние Персию и Индию, шло несколькими путями. Сухопутным - через Месопотамию и Закавказье в Иран. Далее сухопутный путь шел из Ирана в северо-западную Индию. Туда же шел и другой путь - морской - из Месопотамии через Персидский залив и Аравийское море. Морским же путем уже из Египта через Красное и Аравийское моря добирались христиане - в южную Индию. 
Таким образом, авторитетная христианская традиция связывает пребывание и проповедь апостола Фомы с Индо-Парфянским регионом. Литературное же добавление сюда южноиндийских реалий произошло позднее III в. При этом сохранение христианской церковной общины именно на юге Индии привело и часто приводит тех, кто касается этого вопроса, к попыткам слияния действительного места проповеди апостола с югом Индии и отождествления его деяний с многолетней деятельностью миссионеров Южной Индии. 

Одним из базовых условий сохранения религиозной традиции было наличие единого культурно-текстового пространства. Восточное Средиземноморье излагало свое мировоззрение на греческом, официальном языке империи. Сирийский же язык был языком значительных масс населения Ближнего Востока и отражал в своих памятниках жизнь широких слоев населения. Поэтому Церковь Востока органично приняла этот язык в качестве языка культурно-религиозной  традиции. И только в его рамках сегодня возможно полноценное изучение ее наследия. 

Углубленное изучение сирийских источников может открывать возможности для нового решения многих вроде бы уже решенных вопросов религиозного развития регионов Востока (к примеру, соотношения исторической достоверности письменной и устной традиции в апостольстве Иуды Фомы в Индии). 

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика