Четверг, 18.04.2024, 03:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Когнитивная метафора в тематической группе экономической лексики в русском и английском языках

Классическое определение метафоры звучит примерно так: "Метафора - фигура речи, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака, образное выражение". Современная распространенная точка зрения на метафору (ее отцами были Ричардс и Блэк) утверждает, что метафора порождает некую новую сущность, новый объект, в котором участвуют свойства двух метафорически сопоставляемых предметов.

В школе дети учат определение метафоры как переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются. Например: Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Разные словари дают различные определения:

  • Толковый словарь Ожегова: метафора - оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства (в литературоведении).
  • Логический словарь: метафора - (от греч. metaphora - перенос, образ) - перенесе­ние свойств одного предмета (явления или аспекта бытия) на другой по принципу их сходства в к.-л. отношении или по контра­сту, напр.: «говор волн», «нос самолета», «свинцовые тучи» и т. п. В отличие от сравнения, где присутствуют оба члена сопоставле­ния, М. - это скрытое сравнение, в котором слова «как», «как будто», «словно» и т. п. опущены, но подразумеваются. В М. различ­ные признаки - то, чему уподобляется предмет и свойства самого предмета - представлены не в их качественной раздельности, как в сравнении, а сразу даны в новом нерасчлененном единстве. Обладая неограниченными возможностями в сближении или неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет, М. позволяет вскрыть, обнажить, про­яснить его внутреннюю природу. В науке М. - необходимое средство научного творчества. Практи­чески всякое новое научное понятие появляется как некая М., ста­новясь точным понятием лишь с течением времени. Напр., «свето­вая волна» - это М., уподобляющая свет колебаниям волн на по­верхности воды; «электрический ток» - тоже М., приравнивающая электричество к потоку воды, и т. п. Часто новое явление обознача­ется старым термином, относящимся к известным явлениям, и в течение некоторого времени этот термин выступает в качестве М., в которой отображаются свойства различных явлений.
  • Энциклопедический словарь: метафора-троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов (""говор волн"", ""бронза мускулов"").

С.А. Хахалова понимает под метафорой «разноуровневые единицы вторичной косвенной номинации - номинативные знаки ( слова, словосочетания), предикативные знаки (предложения), сложные предикативные знаки (тексты),основанные на переносе форматива с фиктивного единичного( а может быть и сложного денотата) на реальный единичный (сложный) денотат, между которыми обнаруживается общая константа сравнения». [Хахалова,1998:69-70]

Количество исследований, посвященных метафоре, свидетельствует о сложности этого языкового явления и стимулируется уникальным его свойством, способностью проникать в любые контексты.

При когнитивном подходе метафора рассматривается как способ мышления, средство постижения, рубрикации, представления и оценки какого-то фрагмента действительности при помощи сценариев, фреймов и слотов, относящихся к совершенно иной понятийной области. Метафора создает возможность использовать потенции структурирования сферы-источника при концептуализации новой сферы. Специфика такой концептуализации во многом зависит от национального, социального и личностного сознания. Метафоры - это проявление аналоговых возможностей человеческого мышления, они заложены уже в самой интеллектуальной системе человека, это особого рода схемы, по которым человек думает и действует.

Когнитивный подход оказывается сегодня ключом к решению тех вопросов, исследования которых ранее без всякого обращения к анализу познавательных процессов оставались бесплодными.

В ХХ веке на фоне развития новых направлений метафора стала для лингвистики в целом некоторым объединяющим феноменом, исследование которого кладет начало развитию когнитивной лингвистики. Три десятилетия назад в сфере исследовательского интереса гуманитарных наук оказались когнитивные структуры и механизмы оперирования этими структурами. Впоследствии этот процесс получил название когнитивной революции (cognitive revolution), когнитивного поворота (cognitnve turn), приведшего к возникновению когнитивной науки (когнитологии, когитологии).

Центральное место в когнитивной лингвистике занимает проблема категоризации окружающей действительности, важную роль в которой играет метафора как проявление аналоговых возможностей человеческого разума.

Метафора является мощным средством преобразования существующей в сознании адресата политической картины мира, побуждения его к определенным действиям и формирования у него необходимого адресанту эмоционального состояния.

В исследуемых примерах из экономической сферы метафорически обозначают политические ценности и процессы, в том числе обозначающие товарно-денежные отношения, субъектов экономической деятельности и т. п., метафорически обозначают социальные процессы и деловые качества субъектов профессиональных отношений. Экономическая метафора - это сильное средство постижения, рубрикации, представления и оценки какого-то фрагмента деятельности, относящейся к экономической сфере. В соответствующих ситуациях очень важен прагматический потенциал метафоры - ее способность к преобразованию (переконцептуализации) существующей в сознании адресата картины мира, к переносу рациональных и эмоциональных оценок с экономических феноменов на политические.

Как известно, финансовая метафора издавна используется в русском политическом языке, но в последние годы она заметно активизировалась, что, видимо, связано с усилением роли товарно-денежных отношений в новых социальных условиях и повышением уровня хотя бы минимальной экономической эрудиции у наших граждан, большинство из которых еще полтора десятилетия назад понятия не имели о ваучерах, конвертации, дефолте, отмывании капитала и прочих "капиталистических премудростях". Иначе говоря, в настоящее время исходная понятийная область детальнее структурирована в национальном сознании, а это очень важно для анализирования всякой метафоры.

Вторая причина активизации когнитивной метафоры - это ее широкие возможности для формирования эмотивных смыслов, связанных с агрессивностью, опасностью, нарушением нравственных норм и традиций, что очень важно в период обострения социальных взаимоотношений в обществе.

Показательно, что финансовая метафора в политической речи чаще всего связана с тем, что традиционно осуждается в народном сознании.

 В заключении подчеркнем, что проблема когнитивной метафоры -явление многогранное и многосложное, поэтому его исследование является одной из наиболее перспективных сфер. Данное явление - весьма комплексное, поэтому поле исследовательской деятельности достаточно обширное, и представляет для лингвиста значительный интерес в равной степени в настоящем и в будущем.

- Курсовые работы на заказ

Поиск