Четверг, 25.04.2024, 13:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Количественный анализ употребления разных типов синтаксических конструкций предложений

При исследовании языкового оформления  мы произвели количественный анализ употребления разных конструкций предложений детьми экспериментальной и контрольной групп по всем видам заданий, который представлен в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что дети с нормальным речевым развитием чаще, в 5,2 раза употребляли в рассказах по всем видам заданий сложные предложения, чем дети экспериментальной группы. Среднее количество сложных предложений по всем видам рассказов у детей с ОНР составило 1,4 предложений, а у детей с нормальным речевым развитием - 7,3 предложений. Чаще употребляют в своей речи простые нераспространенные предложения дети с ОНР.

Таблица 1 - Количественный анализ употребления разных типов синтаксических конструкций предложений

Вид задания

            Количество предложений в рассказах

                     Простые

Сложные

   Всего

Нераспространенные

Распространенные

Э.г.

К.г.

Э.г

К.г.

Э.г

К.г.

Э.г.

К.г.

Пересказ

0,8

__

4,9

5,1

0,8

4,0

6,5

9,1

Рассказ по серии сюжетных картинок

0,6

0,1

3,2

3,6

0,1

1,8

3,9

5,5

Рассказ по сюжетной картине

1,0

0,1

3,3

3,5

0,4

1,2

4,7

4,8

Описательный рассказ

0,9

1,0

2,6

2,5

0,1

0,3

3,6

3,8

Всего предложений

3,3

1,2

14

14,7

1,4

7,3

18,7

23,2

 

Среднее количество данных конструкций предложений составляет у детей с ОНР - 3,3, что в 2,7 раза больше по сравнению с возрастной нормой, где среднее количество простых нераспространенных предложений от общего числа составляет всего 1,2. Не значительно отличается среднее количество простых распространенных предложений, хотя все же чаще их используют в своей речи дети с нормальным речевым развитием. В речи детей с ОНР количество простых распространенных предложений составляет 14, а у детей контрольной группы - 14,7 предложений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что высказывания детей с ОНР в основном краткие, неразвернутые, подчас имеют элементарные конструкции, в отличие от детей возрастной нормы, которые используют в большинстве случаев простые распространенные предложения и намного чаще используют сложные конструкции предложений.

Таким образом, говоря о языковом оформлении,  в рассказах детей при пересказе текста были выделены следующие особенности: рассказы состоят, в основном, из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций; имеют место морфологические аграмматизмы. Приведем примеры:

 «Когда стала зима, то белочка стала серая, а зайчик беленький и они из домика не узнали друг друга…» В данном примере ребенок, по сути, объединил два предложения в одно, вследствие чего поменялся и смысл и обнаружились дефекты в языковом оформлении. Кроме того, имеет место не правильное употребление глагола-сказуемого стала, вместо настала.

«… Пришла зима и они спрятались в домик свои…» В данном примере мы наблюдаем  ошибки согласования местоимения с существительным.

«…Они вышли с дома…» - ошибка в употреблении предлога: вместо предлога из,  ребенок употребил предлог с.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с ОНР испытывают затруднения в смысловой передаче и языковом оформлении своих высказываний при пересказе в отличие от детей без речевой патологии, которые не испытывали затруднений при воспроизведении содержания текста, о чем свидетельствует возрастание среднего количества баллов до 3,6, что соответствовало высокому уровню сформированности связного высказывания.

- Статьи, информация, новости

Количественный анализ употребления разных типов синтаксических конструкций предложений
Поиск