Вторник, 14.08.2018, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Концепт как основное понятие лингвокультурологии

История языка неотделима от истории народа, носителя языка. Язык в своем развитии тесно связан с развитием устного народного творчества, литературой. Для формирования научных, мировоззренческих взглядов человека важны даже элементарные представления о роли языка в жизни общества и в жизни каждого человека, о связи развития языка с развитием общества. Особую значимость для когнитивного (интеллектуального) и речевого развития человека приобретает познание языка как одной из сторон культуры народа. Такая работа приобщает к изучению истории языка, культуры русского и других народов, помогает осознать, что у каждого народа имеются свои представления о мире, явлениях, происходящих в мире, своё понимание определенных понятий, слов, ассоциаций, связанных с этим предметом или явлением. Языковые представления формируются у человека в течение всей его жизни. Так возникает языковая картина мира человека, народа и общества в целом.

Языковая картина мира отражается в ключевых словах - концептах. Термин концепт в лингвистике и старый и новый одновременно. В 1928 г. С.А. Аскольдов опубликовал статью «Концепт и слово», где определял универсалию (концепт) как «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределённое множество предметов одного и того же рода». Но до середины прошлого века понятие «концепт» не воспринималось как термин. Лишь в 80-е гг. XX в. вновь возникает понятие «концепта» как термина, который послужит объяснению единиц психических процессов нашего сознания.

Лингвокультурный концепт - термин современный, интегративный, хотя и прочно утвердившийся в теории языка, но до сих пор не имеющий единого определения. Исследованиями концептов плодотворно занимаются такие учёные, как Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, С.Е. Никитина, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина и др.

В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение концепта: «Концепт (от лат. cоncеptus - мысль, понятие) - смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объект которого есть предмет имени (например, смысловое значение имени Луна - естественный спутник Земли)».

На первый взгляд, концептом можно назвать лексическое значение слова. Однако, доказанным считается тезис американского лингвиста Рональда Лангакера о том, что значение слова в статье словаря представлено «недостаточным, узким, далёким от когнитивной реальности».

Приведем ещё несколько наиболее известных определений концепта.

В «Очерках о когнитивной лингвистике» концепт трактуется как «информационную структуру, которая отражает знание и опыт человека, оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике».

Академик Д.С. Лихачёв под концептами понимал «своего рода алгебраическое выражение значения, которым человек оперирует в своей письменной речи».

Р.М. Фрумкина определяет концепт как вербализованное понятие, отрефлексированное в категориях культуры.

С точки зрения В.Н. Телия, «концепт - это продукт человеческой мысли и явление идеальное, присущее человеческому сознанию вообще, а не только языковому. Концепт - это конструкт, он не воссоздается, а «реконструируется» через своё языковое выражение и внеязыковое знание».

Понятие «концепт» пришло из философии и логики и в последние 20 лет оно переживает период актуализации и переосмысления.

Концепт-- семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определённой этнокультуры. Отражая этническое мировоззрение, концепт маркирует этническую языковую картину мира и является кирпичиком для строительства «дома бытия» (по М. Хайдеггеру).

Концепт есть то, посредством чего слово вовлекается в языковую картину мира и функционирует в ней, приходя во взаимодействие с другими лексическими единицами, составляющими концептуальное поле и концептуальное пространство в целом. «Структура концепта включает в себя лингвистическую, когнитивную, культурологическую составляющие и имеет национальную специфику»,-- утверждает С.В. Иванова.

Согласно философско-лингвистической программе немецкого филолога, философа и языковеда Вильгельма фон Гумбольдта, определяющей взаимоотношения языка и картины мира, всякий язык, обозначая отдельные предметы, в действительности созидает: он формирует для говорящего на нём народа собственную картину мира.

Л.Г. Саяхова считает, что «формирование человека как языковой личности основывается на трёх компонентах: языковая, коммуникативная и культурологическая компетенция». Компонентами формирования языковой личности становятся выработка лингвистической (теоретических знаний о языке), языковой (практическое владение языком), коммуникативной (использование языка в соответствии с ситуацией общения, навыки правильного речевого поведения), культурологической (вхождение в культуру изучаемого языка) компетенций.

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика