Четверг, 22.02.2018, 05:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы общественного прогресса

На основе исследованной литературы по тематике конкуренции нами предложено следующее определение: «конкуренция - это процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях».

Конкуренция, как было неоднократно подтверждено многими экономистами, является движущей силой развития общества, а также представляет собой главный инструмент экономии ресурсов, и, механизм повышения качества товаров, и уровня жизни населения в целом. Следовательно, конкуренция предстаёт перед нами как очень сложное понятие. В данной ситуации становится очень важно изучить особенности её функционирования в условиях отечественной экономики, только начинающей осваивать этот динамично развивающийся экономический механизм.

Необходимо отметить, что в развитых странах эффективный механизм конкуренции существует достаточно давно, в настоящее время он хорошо отлажен и функционирует. Однако наша страна, в силу известных политических причин в этом плане, остается еще пока неуправляемой, или управляемой, но недостаточно эффективно. Исходя из этого, на первоначальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности страны необходимо будет определиться с терминами и понятиями. Мы стремились соблюсти принципы системности и комплексности в процессе определения понятия "конкуренция".

Здесь, в качестве "субъектов "в понятии "конкуренция" могут быть любые социальные, производственные или биологические системы. Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

Конкуренция, как основная движущая сила на текущей стадии мирового экономического развития, вынуждает производителей товаров постоянно исследовать и находить новые пути повышения их качества, понижения цены, совершенствования качества сервиса по товарам и услугам в целом. В данной ситуации, в связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема под названием - экономия ресурсов у потребителей товаров на основе упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами. Специалисты считают, что в XXI эта задача будет приоритетной, в конце двадцатого века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали цену до 5 раз в развитых странах, и до 20 раз - в развивающихся.

Следует выделить, что по степени интенсивности конкуренция может быть: умеренной; привлекательной; ожесточенной для субъекта конкуренции; ожесточенной для объекта конкуренции.

К основным формам конкуренции, как правило, относят:

- функциональная - конкуренция между товарами (объектами)-заменителями;

- предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

- личностная - конкуренция между людьми как трудовыми ресурсами современного общества.

По Фархутдинову, среди методов конкуренции, выделяется конкуренция:

- на базе повышения качества товара (неценовая);

- на базе критерия повышения качества сервиса потребителей товара;

- на базе снижения цены (ценовая);

- на базе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

- на базе повышения качества процессов управления;

- на базе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

С учетом темы настоящего исследования, на наш взгляд, весьма важной является градация конкуренции по следующим основным уровням:

1. Местный - в группе, отделе, организации и т. п.

2. Региональный - район, город, область и т. п.

3. Национальный - на уровне страны.

4. Межнациональный - на уровне нескольких стран.

5. Глобальный - на уровне мирового масштаба.

Важным понятием для конкуренции является рынок, который можно трактовать как:

- экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена;

- место купли-продажи товаров и услуг, территория заключения торговых сделок.

Рынок, на сегодняшний день, можно представить как условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Характеристика различных форм рынков приведена в таблице 1, в которой формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции. К основным факторам, влияющим на конкурентную борьбу, относятся: размер рынка; темпы роста рынка; мощности; препятствия для входа или выхода из рынка; цена; уровень стандартизации товаров; требования к размерам необходимых капитальных вложений; вертикальная интеграция; экономия на масштабе; быстрое обновление ассортимента продукции.

Таблица 1

Характеристика различных форм рынков в отношении развития конкуренции

Параметры (признаки рынка)

Формы рынков

Совершенная, или чистая конкуренция

Монополисти-ческая конкуренция

Олигополия

Монополия

1.Количество продавцов

Много

Много, но товар каждого из них имеет существенные отличия

Мало (2-8)

Один

2.Количество покупателей

Много

- - -

Два и более

Один или несколько

3.Объем продаж

Определяется конкурентно-способностью и спросом на товар

Определяется конкурентно-способностью, спросом и сговором участников

Определяется спросом, конкурентно-способностью, и сговором участников

Определяется спросом

4.Роль качества в конкуренции

Очень высокая

Очень высокая

Высокая

Определяется ситуацией

5.Сила конкуренции

Очень сильная

Сильная

Слабая

Отсутствует

6.Политика ценобразования

На основе закона спроса и предложения

На спроса и конкуренто- способности

Определяется спросом и конкурентно-способностью

Определяется производителем (продавцом)

7.Доли на рынке

Малые

Малые

Большие

Весь рынок

8. Доступ к рынку

Открыт

Затруднен

Затруден

Блокирован

9.Эффекктивность использования ресурсов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

10.Роль рекламы в продвижении товара

Высокая

Высокая

Очень высокая

Определяется ситуацией

11.Норма прибыли производителя (ориентировочно)

Незначительная

2-8%

8-20%

Более 20%

Конкурентоспособность также - это свойство объекта, которое характеризуется степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке. Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.

Следует отметить, что конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества: чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Наиболее системно и эффективно проблемами обеспечения конкурентоспособности, на наш взгляд, занимаются в США: В 1988 г. Конгрессом США был уточнен Закон "О торговле и конкурентоспособности", с введением которого начался современный этап технологической политики США. Однако на текущей стадии развития мировой экономики весьма активными темпами по повышению уровня конкурентоспособности, как на локальном, так и на глобальном уровнях, стали такие страны, как Япония, Германия и др.

Весьма новаторскими шагами явились программы "Передовые технологии" (поддержка рисковых, дорогостоящих и медленно окупающихся проектов) и "Партнерство в расширении производства", в рамках которой осуществляется техническое содействие модернизации деятельности 380 тыс. средних и малых фирм США в условиях усиления мировой конкуренции.

Изучая страницы «истории развития конкуренции», отметим, что в1993 г. с приходом Б. Клинтона было положено начало нынешней технологической политике - "Технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи". Был сделан вывод, что государство должно стать гарантом экономического роста и повышения конкурентоспособности хозяйства. В данном документе сформулированы три цели:

1. Долгосрочный экономический рост, при котором создаются рабочие места и обеспечивается защита окружающей среды.

2. Наличие эффективного производства, более чутко реагирующего на нужды граждан.

3. Мировое лидерство в фундаментальной науке, математике и инженерном деле, научно-техническом прогрессе в целом.

Так, а1994 г. администрацией президента США была принята "Стратегия национальной безопасности США", в которую входят следующие основные разделы: повышение конкурентоспособности товаров и производительности труда; расширение рынков сбыта товаров; обеспечение энергетической безопасности, повышение эффективности использования энергии; решение проблем экологии, окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; увеличение количества рабочих мест; повышение качества образования и обучения кадров и др.

На наш взгляд, В России проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять внимание только в 1999 г. В данной ситуации важно отметить, что основной целью любой современной страны является достижение реального и устойчивого роста уровня жизни своих граждан. Для этого наш государственный аппарат, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Исходя из этого, основным смыслом развития страны, главной идеей вхождения России в XXI в. должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.

Управленческому аппарату нашей страны важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Нам необходимо создать разумную и гибкую систему регулирования доступа иностранных производителей на российский рынок в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений. Сочетание свободной торговли и протекционизма - неотъемлемая черта внешнеэкономической политики развитых стран.

Причем основной инструмент защиты национальных рынков - это практически не используемые Россией нетарифные барьеры, антидемпинговые и компенсационные пошлины, договорные ограничения, жесткие и разнообразные нормы качества ввозимой продукции.

Взятый курс на включение России в международное экономическое сотрудничество должен использоваться не для односторонней перекачки отечественных сырьевых ресурсов, а для радикальной структурной перестройки российской экономики, для технологической модернизации нашей промышленности. При этом важно выделить, что рынок в будущем невозможен без масштабного обновления сильно изношенных основных производственных фондов. Данная задача становится выполнимой лишь при условии создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений отечественной научной мысли. Следовательно, основным приоритетом государственной политики России должна стать защита результатов интеллектуальной деятельности.

Большое внимание повышению конкурентоспособности России уделено в "Концепции национальной безопасности Российской Федерации"от 10 января 2000 г. В Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. Но, учитывая позиции России на рынке высокотехнологичных товаров, а также положение нашей страны в рейтинге по международной конкурентоспособности, говорит о не совпадении запланированных теоретических целей и итоговых практических результатов.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика