Суббота, 27.04.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Конституционные и иные принципы федеративного устройства России

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определен Конституцией РФ 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1991 г.

Раскрывая конституционно-правовой статус Российской Федерации, Конституция РФ устанавливает основные принципы федеративного устройства Российской Федерации, специфику территориального деления нашей страны и утверждает государственные символы Российской Федерации.

Принцип (от лат. principium - основа, начало) представляет собой основное исходное положение, руководящую идею, основное правило деятельности.

К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся:

- государственная целостность;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

- равноправие субъектов Федерации;

- единство системы государственной власти.

1. Принцип государственной целостности. Российская Федерация - единое государство со своим суверенитетом и территорией (ч. 3 ст. 5).

Принцип государственной целостности связан с концепцией суверенитета народа, который выражается в государственном суверенитете.

Суверенитет (от фр. - верховная власть) - верховенство и независимость власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Суверенное государство имеет возможность в соответствии с установленной им самим процедурой, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

Однако в современном обществе есть многие сферы жизни, в которые государство не может вторгаться с целью их изменения или нарушения (например, права и свободы человека, рассматриваемые как минимальные международными пактами; правила международного общения, установленные международным правом межличностные отношения).

Государственный суверенитет распространяется не только на внутренние и внешние дела, но и на всю территорию страны.

К территории Российской Федерации относятся территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Также, в соответствии со ст. 67 Конституции РФ, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации.

Данный принцип, закрепленный в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5), устанавливает несколько понятий: "народ", "равноправие народов" и "самоопределение народов".

Народом называется совокупность людей, проживающих на определенной территории и являющихся гражданами данного государства.

Равноправие народов означает, что государство учитывает и обеспечивает равное положение всех народов, представленных как мононациональными, так и многонациональными группами людей, их право на участие в федеративных отношениях.

Под самоопределением народа надо понимать право народа на самоуправление, а также на самостоятельное решение вопросов своей жизни, его право определить свою судьбу в государственно-правовом плане, либо в создании своего государственного образования в виде республики или автономии, либо в отказе от создания собственного государственного образования.

3. Принцип равноправия субъектов РФ. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ.

Под равноправием субъектов РФ следует понимать равенство субъектов РФ в правах по отношению друг к другу; они имеют один и тот же объем прав, т.е. равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В Конституции РФ 1993 г. было отдано предпочтение "симметричной федерации". Конечно, субъекты РФ могут быть различными по экономическому потенциалу, уровню культуры и т.п., но юридически (в правовом поле) они находятся в одинаковом положении.

4. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Принцип нашел свое отражение в ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ, которые устанавливают предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Компетенция Российской Федерации - это полномочия Российской Федерации по решению вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ее ведению.

Одним из наиболее сложных вопросов функционирования российского федерализма является проблема сферы ведения и полномочий как самой Федерации, так и ее субъектов. Эта проблема является одной из самых серьезных и трудноразрешимых задач не только для Российской Федерации, но и для многих зарубежных федераций.

Поэтому Конституция РФ при закреплении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов исходит из принципа разграничения отдельных вопросов:

1) ведения Российской Федерации;

2) совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) ведения субъектов РФ. Субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации - это так называемые вопросы исключительного ведения субъектов РФ.

5. Принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Единство системы означает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), построенное на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

К единству системы государственной власти относятся также требования к органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые должны быть только трех видов, обозначенных Конституцией РФ. Так, для законодательной деятельности может быть создан только законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ, а исполнительную власть осуществляет соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. Судебная власть в Российской Федерации централизована и является федеральной системой, хотя ее отдельные звенья функционируют в рамках субъектов РФ.

- Курсовые работы на заказ

Поиск