Суббота, 27.07.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Конструирование и развитие речи у дошкольника

Рассматривая умственное воспитание в дошкольном возрасте как процесс формирования у детей универсальных способностей, на основе которых происходит овладение умственными действиями, представляется необходимым выделить эти психические новообразования. Среди них особое место принадлежит способности к наглядному моделированию, которое впоследствии обеспечивает успешное решение интеллектуальных задач.
Конструирование по графическим моделям проводится без последующей зарисовки. Но если дефектолог считает необходимым ввести создание графической модели, то выполнение изображения следует проводить только по готовой объемной конструкции, не по графическому образцу (все образцы убирают либо переворачивают изображением вниз). Иначе создание графической модели будет подменено копированием графического образца, и педагог не будет иметь представления о том, справился бы ребенок с заданием по графическому моделированию или нет, если бы не было буквальной подсказки.
Конструирование по условиям проводится на разных занятиях, в том числе и в работе по образцу. Так, например, по одному графическому образцу детям предлагают построить два разных по величине дома (для разных по размеру животных, кукол; два моста для крупных и мелких машин или для машин и пешеходов). Для реализации задания каждому ребенку дают два набора строительных деталей (число деталей может точно соответствовать их количеству в образце, но могут быть и «лишние» элементы). Перед выполнением ребенок должен разобрать данные в смешанном виде элементы на две группы, ориентируясь на их величину, а уже потом строить. Однако не обязательно требовать предварительной группировки деталей от всех воспитанников. Некоторые из них оказываются способны в ходе конструирования выбирать из имеющихся элементов необходимые для одной, а затем для другой постройки.
Педагог направляет внимание детей на точное следование заданному условию, вырабатывает умение объяснять, обосновывать способ и последовательность выполнения («Я сделал так, потому что...»).
Конструирование по представлению. Этот вид конструирования используется как для обучения, так и для контроля за усвоением программного материала. Детям предлагают знакомые темы, но с использованием новых строительных материалов. Вводятся также элементы условий. Конструирование по представлению проводится без образцов, показа, объяснения и прочих видов помощи со стороны взрослого. Основные усилия педагог направляет на обучение анализу готовой продукции - это своеобразная работа над ошибками, совместный поиск адекватных способов деятельности. В процессе конструирования по представлению создаются условия для формирования у детей предварительного планирования этапов выполнения, а также умения объяснить содержание выполненных операций.

Оригами

Одним из приемов арттерапии является моделирование с бумагой или оригами (искусство складывания изделий из бумаги), это не только практический метод психокоррекции, который помогает корректировать психическую деятельность ребенка, но и является средством развития интеллекта, речи, мелкой моторики пальцев рук.
 В оригами используется активная форма арттерапии, где клиент (воспитанник) сам создает продукты творчества: модели из бумаги, аппликации. Занятия оригами структурированы, где тема жестко задается и материал предлагается педагогом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема и манера исполнения. Педагог использует такие варианты метода арттерапии как:
-    использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;
-    творчество самого психолога - педагога (изготовление модели), направленное на установление взаимодействия с клиентом (воспитанником).
Оригами рассматривается как гештальториентированная арттерапия.
Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:
-    излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;
-    помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;
-    пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
Арттерапевтические занятия оригами проводятся и таким способом: воспитаннику предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента (воспитанника), его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Вновь приобретенные способы самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе творчества, снижают агрессивность, повышают самооценку («Я не хуже других»). Эмоциональная заинтересованность активирует клиента (воспитанника) и открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия.

Тема. Заключительное занятие

Цель: снятие напряжения ребёнка путём вовлечения его в физическое действие, способствование возникновению партнёрских отношений со специалистом, вызов положительных эмоциональных переживаний.
-    Вводная часть
-    Разминка
-    Задания
-    Рефлексия и подведение итогов занятий.

- Курсовые работы на заказ

Конструирование и развитие речи у дошкольника
Поиск