Четверг, 21.09.2017, 13:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Консультирование семей по поводу нарушения речевого развития у детей

В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой за консультацией к психологу обращаются родители детей раннего возраста. Родители стали обращать пристальное внимание на возникающие отклонения в развитии их детей, а также прибегать к помощи психолога. Среди семей, которые обращаются за помощью, можно встретить родителей детей раннего возраста. В таком возрастном диапазоне психолог-консультант встречается с самым большим спектром проблем. Однако эта ситуация обусловлена как объективными особенностями психологии данного возраста, так и отношением взрослого к имеющимся проблемам их детей, восприятием их проходящими, временными по мере взросления. В родительском сознании есть представление о проблемах первого года жизни детей. [1]

Такие проблемы, как: беспричинный плач, бессонные ночи, родители считают, что все это необходимо лишь перетерпеть. Следовательно, учитывая эту установку и недостаточность знаний, а также особенностей развития детей у родителей не возникает мысли о том, что существующие у них проблемы выходят за рамки нормы. Следовательно, на практике посещение психологической консультации родителями представляет собой весьма редкое событие, однако учитывая то, что на сегодняшний день работа психологов с будущими родителями лишь усиливается, в результате может измениться и ситуация с консультированием.

Просветительская профилактическая работа психолога – консультанта помогает направить родительское внимание на такие стороны психического развития детей, которые в будущем будут определяющими в его успешности, а также даст нужные средства для контроля. Но, в настоящее время, работа с будущими родителями не заняла достойного места в консультативной практике, в Российской Федерации проблемы развития детей редко решаются с помощью консультирования. Следовательно, психолог уже встречается не с самой проблемой, а с ее отсроченными последствиями. Проблемы, с которыми приходят родители в консультацию чаще всего – это последствия особенностей развития ребенка в младенчестве.

В настоящее время родители детей раннего возраста обращаются к психологу-консультанту с проблемой запаздывания появления активной речи у их детей. Практика свидетельствует о том, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить примерно в 2 – 3 года. Активная речь формируется у детей как средство ситуативно-делового общения с взрослыми.  В ходе взросления ребенка, эта форма общения для него становится нужной в его окружающем мире предметов. После того, как дети для себя открывают независимое существование предметов, они стремятся к их познанию. Предметно-орудийная деятельность детей раннего возраста становится для них основой, а также обуславливает стремление к познавательной деятельности. В результате это ведет к развитию личности детей. Российские психологи отмечают значения участия взрослого в освоении ребенком предметного мира, так как предметы, которые окружают ребенка, он может познать самостоятельно, то есть без участия взрослых. С тесным общением с взрослыми связана вся познавательная активность детей. Именно речь становится средством для данного общения. [2]

Появление активной речи – основное подтверждение своевременного и правильного психического развития детей. Появление активной речи дает возможность родителям сравнивать собственного ребенка со сверстниками, однако иногда это сравнение приводит к неоправданным волнениям. Достаточно часто психологи встречаются с взволнованными родителями, в том случае, когда их ребенок говорит на месяц – другой позже сверстников. Так как у родителей нет возможности оценить, насколько серьезным считается это отставание, то родители часто начинают сосредоточивать собственные усилия на возможных формах стимуляции развития речи и часто драматизируют ситуацию.

Бывают случаи, при которых усердие родителей ведет к прямо противоположному эффекту. Когда просят ребенка постоянно произнести определенное слово, это налагает отпечаток и складывается на эмоциональной окрашенности ситуации. Из-за такой настойчивости со стороны родителей может быть то, что дети начинают избегать этих ситуаций общения с взрослыми. В будущем это усугубляет проблему.

Совместно с этими случаями, когда в основании, которых лежат проблемы, при которых родители не учли индивидуальные и возрастные особенности развития детей, психологу – консультанту приходится сталкиваться с более серьезными трудностями развития речи. В работе с этими случаями требуется дифференциация задержек, которая считается следствием органического дефекта или имеет психогенную сущность. Помощь психолога принесет максимальный эффект лишь в том случае, если отставание в развитии речи ребенка было вызвано конкретными условиями общения с ним, которые в данной семье сложились. Так как речь представляет собой средство коммуникации, то важно проанализировать условия взаимодействия «дети – родители». [3]

Из сказанного выше можно сделать вывод, что появление активной речи у ребенка считается результатом изменения формы его общения с взрослыми. Причин задержек развития речи у детей множество. Основным условием для развития речи детей считается его включенность в общение с иными людьми, с членами семьи.

Решение проблемы развития речи требует от психолога-консультанта, в первую очередь, анализа обстановки в семье. Под углом зрения: насколько на достаточном уровне организовано общение с взрослыми, а также способы и специфика их взаимодействия. В ходе взросления, ребенок становится более самостоятельным, его действия становятся автономными от действий взрослых. Формируется необходимость ребенка оставаться на некоторое время в одиночестве, отпускать от себя взрослых должно приветствоваться родителями. Если у ребенка отсутствует стремление к автономности при достижении им возраста 2 – 3 лет, то это начинает беспокоить родителей и воспринимается как серьезная проблема.

 

[1] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010 год. – С. 67.

[2] Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2 – 3 лет. – М.: АРКТИ, 2010 год. – С. 68.

[3] Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Десткая литература, 2008 год. – С. 98.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты, ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, решение задач на заказ.

- Статьи, информация, новости

Консультирование семей по поводу нарушения речевого развития у детей
Поиск

Яндекс.Метрика