Вторник, 12.12.2017, 19:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Контрольно-оценочный этап исследования эмоционально-волевой сферы подростков занимающихся в детско-юношеском центре «Китеж»

Экспериментальное исследование механизмов коррекции исследования эмоционально-волевой сферы представлены результаты динамики показателей ситуативной тревожности личности в условиях формирующего эксперимента. Задачей формирующего эксперимента являлось изучение возможностей базовых психологических механизмов - рефлексивного и мотивационного - для коррекции ситуативной тревожности личности.

Дифференциация испытуемых на экспериментальные и контрольные группы проводилась на основе диагностики начальной ситуативной тревожности. В экспериментальных группах педагогическая работа велась в детско-юношеском центре «Китеж», с использованием специальных приемов оптимизации мотивационного потенциала личности.

По методикам на уровень притязания и потребность в достижении были выделены значимые показатели изменения (где показатель в уровне притязания, низкий уровень: 3-9 баллов; средний уровень: 10-16 баллов; высокий уровень: 17-21 балл; а в потребности в достижении: менее 9 баллов - низкая, 10-13 баллов - средний уровень, более 14 баллов - высокий уровень потребности в достижениях):

  • высокий показатель мотива избегания (19 баллов) свидетельствует о боязни показать низкий результат со всеми вытекающими из этого последствиями. После проведения воспитательной работы данный мотив снизился и находится в области среднего показателя (15 баллов);
  • высокий состязательный мотив (19 баллов) показывает, насколько спортсменка придает значение высоким результатам в деятельности других спортсменок. После воздействия произошло снижения до средних показателей (16 баллов). Содержание данного мотива определяется тем, насколько спортсменка придает значение таким результатам, как превышение результатов других спортсменов. Снижение данного показателя говорит о том, что спортсменку перестали интересовать чужие результаты, теперь она больше концентрируется на своих;
  • средний показатель мотива самоуважения (15 баллов) выражается в стремлении спортсмена ставить перед собой все более и более трудные цели в спортивной деятельности. После воздействия с помощью когнитивно-поведенческой воспитательной работы произошло значительное повышение мотива самоуважения до 21 балла;
  • средняя оценка своего потенциала (11 баллов) близка к низкой. Но после психологического воздействия заметно повысилась до 18 баллов;
  • средний показатель инициативности (13 баллов) выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач. После воздействия (18 баллов) у спортсменки появилось понимание того, насколько постановка задач является ее инициативой;
  • так же произошли изменения в личностной установки потребности в достижении успеха от среднего показателя в 12 баллов, до высокого, 16 баллов.

Трансформация ситуативной тревожности и сопутствующих психологических характеристик личности прослеживалась через изменение показателей тревожности и изменение поведения личности. Данные изменения в экспериментальной и контрольной группах сопоставлялись и определялась эффективность применения базовых психологических механизмов в коррекции ситуативной тревожности личности.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что под воздействием экспериментальной работы, направленной на изменение тревожных состояний у воспитанников детского центра наметилась тенденция к снижению уровня рефлексивности (Р<0.05). Этот факт мы связываем со стабилизацией (снижением до оптимального уровня) ситуативной тревожности личности (Р<0.01).

Изменения в рефлексивности личности связаны с возможностью не «зацикливаться» на своих переживаниях, объективно оценивать свои переживания и чувства, давать положительную оценку своему «Я», относиться к себе как к уверенному, самостоятельному и волевому человеку, что как раз характеризует эмоционально устойчивую личность.

Считаем необходимым отметить, что именно эмоциональная устойчивость является неким новообразованием, возникающем в ходе воспитательной работы детско-юношеского центра. В контрольной группе значимых изменений в показателях ситуативной тревожности и рефлексивности не произошло.

При общей видимости изменения показателей особый интерес для нас представляют показатели, характеризующие группу высокотревожных подростков. В экспериментальной группе, как и в контрольной, первичные показатели ситуативной тревожности соответствуют очень высокому уровню тревожности (49,85 и 48,77 б. соответственно). После занятий показатель состояния тревоги у высокотревожных подростков экспериментальной группы значительно снизился (Р<0,001) и стал ниже, чем показатель у высокотревожных подростков контрольной группы, при этом изменение показателя ситуативной тревожности у данной группы подростков имеет тенденцию к снижению, но изменения не значимы.

Примечательно, что экспериментальная и контрольная группы не отличались по исходному уровню ситуативной тревожности, а конечные результаты как внутри группы, так и в выделенной группе высокотревожных людей существенно различны, при этом в экспериментальной группе имеет место значительное изменение показателей ситуативной тревожности (Р<0,05).

Следовательно, предлагаемый подход и используемые методические средства оптимизации мотивации деятельности подростков значительно уменьшили ситуативную тревожность в экспериментальной группе.

Динамика ситуативной тревожности подростков, как показали наши данные, непосредственно связана с изменениями в мотивационной сфере личности.

Таким образом, в экспериментальной группе произошли качественные изменения по всем параметрам: у 60-65% испытуемых сформировалась мотивация высокого уровня, она приобрела большую силу и динамичность. Подростки стали посещать Центр (20 человек из экспериментальной группы и 5 - из контрольной). В процессе работы подростки выполняли различного рода творческие работы, приобретали навыки работы с исторической литературой, им было предложено составить тезисы научных докладов. Таким образом, полученные результаты позволяют с достаточной определенностью считать, что специальным образом организованные занятия по программе «Основы патриотического воспитания личности», использование специальных психотехник воздействия на испытуемых оптимизируют мотивационный потенциал личности, что способствует снижению ситуативной тревожности подростков.

Кроме вышеописанных методов, позволяющих непосредственно определить уровень ситуативной тревожности, рефлексивности и особенностей мотивации личности, на последнем этапе исследования мы провели повторную диагностику в экспериментальных группах по тесту Кэттелла, самоактуализационному тесту и методике исследования самоотношения.

Анализ показывает, что после коррекционной работы профиль личности подростков, относящихся на начало эксперимента к высокотревожным, имеет тенденцию приближения к профилю личности контрольной группы. Динамика показателей очевидна по всем факторам, кроме фактора В. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в задачи исследования не входило коррекционное воздействие на интеллект испытуемых, хотя на 0,2 стена в экспериментальной группе интеллекта изменились в сторону увеличения. Мы считаем, что это стало возможным благодаря усилению социального интеллекта на занятиях, которые носили развивающий характер. Говоря о других показателях, мы можем отметить, что произошла стабилизация по фактору «эмоциональная устойчивость», личность можно характеризовать как самоуверенную, предприимчивую, активную. Очевидно, на это повлияло изменение показателей по факторам: «ситуативная тревожность-СТ», «тревожность-О», «тревожность, вторичный фактор-QI». Теперь мы можем охарактеризовать личность как более самоуверенную, спокойную, способную достичь желаемого.

Мы имеем очевидную картину изменения результатов в экспериментальной группе. Так, снижение уровня ситуативной тревожности в экспериментальных группах до оптимального, сопряжено с изменениями в структуре самоотношения личности. По всем параметрам, отражающим внутренние характеристики личности, мы отмечаем стабилизацию: изменилась самоуверенность личности до высокого уровня, т.е. личность можем охарактеризовать как открытую, самостоятельную и волевую. Кроме того, изменились такие параметры как Спв. («самопривязанность»), Сцн. («самоценность»), Спн. («самопринятие») в сторону приближения к линии «профиля личности с оптимальным уровнем тревожности». После проведенной экспериментальной работы личность стала положительно оценивать свои личностные особенности, что, безусловно, связано с рефлексивными способностями личности.

Применение рефлексивного механизма для коррекции ситуативной тревожности способствовало изменению и более глубинных личностных образований. В частности, стабилизировалось внутреннее состояние испытуемых за счет снижения уровня «внутреннего конфликта» и «самообвинения». Опираясь на данные, полученные с помощью корреляционного анализа, мы видим, что эти параметры личности на высоком уровне значимости связаны с ситуативной тревожностью: чем выше уровень тревожности, чем глубже внутренний конфликт личности - тем больше она склонна к самообвинению.

Таким образом, мы можем отметить общую стабилизацию в показателях самоотношения при снижении ситуативной тревожности до оптимального уровня, причем показатели «высокотревожной» личности по окончании экспериментальной работы сходны с показателями личности со средним уровнем ситуативной тревожности.

Изменение уровня ситуативной тревожности личности связано с изменением ее самоактуализационного потенциала, при этом показатели «высокотревожной» личности снизились до уровня показателей личности с оптимальным уровнем ситуативной тревожности.

Абсолютно все показатели в экспериментальной группе изменились в сторону увеличения, что трактуется как повышение самоактуализационного потенциала. По окончании работы стало возможным охарактеризовать личность как способную переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, при этом у нее появляется способность руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. По результатам первичной диагностики по основным шкалам (Тс и I) были получены результаты, соответствующие «зоне патологии» (ниже 45 стен). Важно также отметить, что изменилась степень осознания своих потребностей и чувств, личность теперь хорошо ощущает и рефлексирует их, на поведенческом уровне человек может непосредственно выражать свои чувства; личность способна к продуманным и целенаправленным действиям, но при этом не боится вести себя естественно. Значительно изменилась способность субъекта ценить свои достоинства, уважать себя.

Личность способна принимать себя такой, какая она есть. Эти результаты согласуются с результатами по тесту Кэттелла и методикой исследования самоотношения.

Итак, в результате применения базовых психологических механизмов - рефлексивного и мотивационного - для коррекции эмоционально-волевого состояния личности можно значительно изменить личность, повышая ее уверенность, эмоциональную стабильность, снижая ее ситуативную тревожность.

В экспериментальном исследовании по психолого-педагогической диагностики подростков приняли воспитанники МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж». Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе в сентябре 2014 года были проведено исследование подростков, которые обрались впервые в детско-юношеский центр и подростков, второго года обучения.

На втором этапе с 20 воспитанниками Центра, которые составили экспериментальную группу (с сентября по декабрь), с воспитанниками проводилась учебно-воспитательная работа детско-юношеского Центра «Китеж».

На заключительном третьем исследовательском этапе была проведена повторная диагностика исследования уровня эмоционально-волевой сферы. В исследовании приняли участие 40 подростков (20 человек контрольной группы, подростки первого года обучения и 20 подростков второго года обучения). База эксперимента - МАОУ ДОД ДЮЦ «Китеж». Рассмотрим более подробно исследовательскую базу детско-юношеского Центра.

Полученные в ходе исследования экспериментальные данные и выявленные на их основе закономерности позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Тревожность может быть определена как эмоциональное состояние или реакция человека на фрустрирующие ситуации, которые личность воспринимает как угрожающие ее престижу, самооценке. Ситуативная тревожность характеризуется различной интенсивностью, наличием неприятных осознаваемых переживаний изменчивостью во времени.

2. Выделены характеристики личностей с разным уровнем тревожности, которые подтверждают различие в структуре личности с высоким и оптимальным уровнем тревожности ввиду повышенной рефлексивности, низкой мотивации, с низкими возможностями саморегуляции.

3. Разработанная на основе выделенных показателей тревожности диагностическая программа позволяет исследовать личностные особенности, обусловливающие ситуативную тревожность.

4. Выявлена статистически значимая и достоверная взаимосвязь между уровнем тревожности и эмоциональной неустойчивостью, внутренним конфликтом, уровнем самоактуализационных составляющих. Высокий уровень тревожности характеризует уровень неустойчивости нервно-психического состояния личности.

5. Сопоставительный анализ результатов исследования показал, что педагогическая работа в Центре является эффективными в коррекции эмоционально-волевой сферы личности подростка.

6. В результате снижения тревожности до оптимального уровня в организации личности возникают такие психологические новообразования как эмоциональная стабильность, внутренняя уравновешенность, позитивное самоотношение, что находит отражение в интегральной характеристике самоактуализации.

7. Выявление личностных особенностей, предопределяющих склонность человека к тревожности, позволяет определить «группу риска» для проведения своевременной психолого-педагогической работы по специально разработанным программам, в основу которых положено патриотическо-спортивное воспитание.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты (в том числе онлайн), ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, дневник, решение задач на заказ по психологии и педагогике на любую тему.

- Статьи, информация, новости

Контрольно-оценочный этап исследования эмоционально-волевой сферы подростков занимающихся в ДЮЦ
Поиск

Яндекс.Метрика