Воскресенье, 23.07.2017, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Коррекция страхов и тревожности подростков

Специалисты отмечают и рост количества тревожных детей. Школьная жизнь стала одним из значимых источников тревожности из-за повышения стрессогенности в следствие ужесточения требований и увеличения учебных нагрузок. На подростковый возраст часто приходиться «пик тревожности», в том числе и школьной.
В наше время, когда на подростка возлагается большая ответственность за учебу, за дополнительные занятия будь то занятия спортом, музыкой или каким-либо еще, подросток невольно становится возбудим и очень тревожным. Сама тревога является защитным механизмом на опасность, но когда она в избытке то она дезорганизует личность, приводит ее к дисгармонии. Что же такое тревога эмоциональное состояние, беспокойство, вызванное иногда неопределенным страхом, без какой-либо причины, либо имеющее причину, предмет.
Во время тревоги или страха надпочечники выделяют гормон норадреналин, который с одной стороны помогает человеку сконцентрироваться на решении какой-либо задачи, мобилизовать свои силы, «собраться» и действовать, а с другой стороны он приводит к разбалансировке организма и заторможенности. При длительном стрессе уровень тревожности повышается у подростков. В состоянии тревоги подросток оказывается более осторожным в затруднительных ситуациях. В другом случае, произвольная тревога и страх препятствуют и приводят к нестабильности личность дезорганизуется  и не в состоянии нести ответственность за свои действия.
В тоже время, подростковый период - это время активной социализации личности подростка, и страхи, в частности, социальные, могут нарушить это процесс.
На сегодняшний день накоплен большой объем теоретических и эмпирических данных о подростковых страхах и проблеме социализации, однако, детально влияние страха как психологического барьера на социализацию, не исследовано.
В связи с этим противоречием возникает, проблема исследования: каким образом психологический барьер страха влияет на социализацию подростка?

Основные этапы исследования:

На первом этапе, проблемно-аналитическом (сентябрь 2015 г.) - осуществлялись анализ теоретико-эмпирической базы исследования, составление библиографии, сбор, изучение и анализ источников, накопление эмпирического материала, выявление исходных теоретико-методологических основ, постановка проблемы исследования, разработка понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, рабочей гипотезы, определение основных направлений исследования.
На втором этапе - экспериментально-формирующем (октябрь-декабрь) поэтапно проводился эксперимент, включавший контрольный, формирующий и констатирующий эксперименты.
На третьем этапе - обобщающе-аналитическом (январь 2016 г.) -осуществлялись: систематизация материалов эксперимента, их итоговая математическая и статистическая обработка, интерпретация, уточнение выводов опытно-экспериментальной работы.
Психологический барьер - это феномен, представленный в форме ощущений, переживаний, образов, понятий и др., который ограничивает личностное и профессиональное совершенствование, препятствует удовлетворению потребностей и вызывает эмоциональный дискомфорт. Переживание профессиональных трудностей, связанное с объективными и субъективными ограничениями, тормозит конструктивное профессиональное становление, снижает динамику профессиональной активности, детерминирует потерю смыслов профессиональной деятельности.
Психологические барьеры, порождающие психическую напряженность и придающие процессу развития неустойчивость, неравновесность, являются главным конструктом, определяющим динамику профессионального развития. Они нарушают эволюционное развитие, вносят в процесс взаимодействия человека с профессией рассогласования, приводят к образованию критических точек развития.
Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Переживание страха - это врожденная способность человека, которая играет важнейшую роль в процессе становления личности. Несмотря на свою негативную окраску, страх выполняет важные защитные функции психики человека, такие как защитно-адаптивную, социализирующую, воспитательную и обучающую. Страх связан с такой личностной чертой как тревожность.
На подростковый возраст приходится один из пиков тревожности. Выделяют природные и социальные подростковые страхи. Природные страхи базируются на инстинкте самосохранения, к таким страхам можно отнести: страх смерти, глубины, воды и т.п. Социальные страхи отображают взаимодействия ребенка с обществом. К этим страхом относят: страх позора, осуждения людей, опоздания куда-либо. Страх одиночества так же относится к социальным страхом. Подростки начинают стремиться к индивидуальности, происходит становление себя как личности, формирование своего «Я». Это непосредственно связанно с беспокойством и страхом «быть не собой».
Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальной связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Выделяют три ведущие функции социализации - усвоение и воспроизводство социального опыта - структурно и по содержанию заняли соответствующие места в определении понятия. Третья функция - социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество.
Выделены различные виды социализаций. В фокусе внимания исследователей находились гендерная социализация, этническая социализация, гражданская социализация, политическая социализация  и т. д. Все эти виды социализации представляются в единстве и в подростковом возрасте социализация двигается по всем этим направлениям.
Эмпирическое исследование показало, что среди подростков 12-13 лет  на констатирующем этапе: 27% подростков относятся к слабой степени выраженности страхов; 47% относятся к средней степени выраженности страхов; 17% испытуемых относятся к сильной степени выраженности. На контрольном этапе присутствуют положительные изменения:  60% подростков относятся к слабой степени выраженности страхов; 20% относятся к средней степени выраженности страхов; 20% испытуемых относятся к сильной степени выраженности.
Среди подростков 14 лет на констатирующем этапе: 20% подростков относятся к слабой степени выраженности страхов; 50% относятся к средней степени выраженности страхов; 30% испытуемых относятся к сильной степени выраженности. На контрольном этапе присутствуют положительные изменения:  25% подростков относятся к слабой степени выраженности страхов; 55% относятся к средней степени выраженности страхов; 20% испытуемых относятся к сильной степени выраженности.
Можно видеть также, что возрастная динамика страха выражена не явно, хотя отмечается небольшой рост выраженных страхов у подростков 14 лет по сравнению с 12-13-летними.
В результате можно сделать вывод, что при проведении формирующего эксперимента произошла положительная динамика результатов, то есть степень выраженности страхов в подростковом возрасте снизилась.
В целом, при интерпретации данных, полученных в ходе проведения методики «Виды страхов», можно констатировать, что у 34% подростков преобладает низкий уровень наличия страхов, у 33% -средний уровень, у 34% высокий уровень страхов.
Среди всех видов страхов у испытуемых преобладают фобии (32%). Большинство респондентов боятся смерти близких людей, болезни, медицинских процедур, темноты, высоты. Вероятнее всего, они берут свое начало в дошкольном возрасте, в младшем школьном, когда среди всех видов страхов преобладают именно фобии. По мере взросления они убывают, но, как оказалось, сохраняют свое место и в подростковом возрасте.
Социальные страхи выявлены  у четверти испытуемых (25%) и у 22%  - учебные. Другими словами, подростки опасаются негативной оценки со стороны окружающих, боятся критики, предательства и утраты любви со стороны близких. Социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают именно в подростковом возрасте, поскольку на этом этапе развития ведущей деятельностью является общение со сверстниками. К учебным страхам относятся: боязнь получить плохую отметку, страх отвечать у доски, вызов родителей в школу. Несмотря на то, что учебная деятельность, как ведущая, отходит на второй план, учебные страхи также широко распространены у подростков. Криминальные страхи присутствуют у 12% подростков, мистические - у 9%.
Гендерные различия выявлены в основном по учебным и социальным страхам: девушки острее переживают социальные страхи, а юноши - учебные. Достоверность различий доказана применением U-критерия Манна-Уитни. Различия между двумя группами значимы, т.к. Uэмп=1251,5 ниже Uкр 0,01=1356.
Получены достоверные различия в показателях фобий, учебных страхов и социальных, они достоверно снизились после проведения коррекционной программы.
Для подростков с высоким уровнем социализации характерен низкий уровень страхов. Для подростков с низким уровнем социализации характерен высокий уровень страха, причем, преобладают социальны страхи и страхи, связанные с учебой, у подростков с низким уровнем социализации достоверно выше показатели социальных и учебных страхов по сравнению с подростками с высоким уровнем социализации.

- Курсовые работы на заказ

Коррекция страхов и тревожности подростков
Поиск

Яндекс.Метрика