Суббота, 27.07.2024, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Косово - частично признанное государство

Прекращение существования одного государства и появление на его месте новых образований, претендующих на самостоятельное независимое существование в соответствии с правом на самоопределение, редко обходится без вооруженного насилия, человеческих жертв и серьезных разрушений. Свидетельство тому распад Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ), который происходил, на наш взгляд, по наихудшему из возможных в подобной ситуации сценариев, сопровождаясь чередой вооруженных конфликтов, отличавшихся крайней жестокостью и зверствами, которые нельзя оправдать ни реализацией права на самоопределение, ни стремлением сохранить территориальную целостность государства.

Обширный документальный, аналитический материал, включая значительное число публикаций отечественных и зарубежных исследователей, содержит самые различные, порой диаметрально противоположные подходы к определению причин югославского кризиса, отягощенного цепью взаимосвязанных вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера, в ходе которых были совершены грубые и массовые нарушения норм и принципов международного гуманитарного права.

Так, средства массовой информации большинства западноевропейских стран, отражавших в известной мере официальную позицию, возлагали главную ответственность за трагические события в Югославии на Республику Сербию, которая, по их мнению, пытаясь силой сохранить прежний общественный порядок и утвердить свою гегемонию на всей территории Югославии, совершила агрессию последовательно против Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины (БиГ). Следствием подобного умонастроения стало признание большинства республик, вышедших из состава Югославии и как бы явившихся жертвами Сербии, отказ в признании и введение международных санкций против Союзной Республики Югославии (Сербии и Черногории), а затем применение против нее мер воздействия, предусмотренных главой VII Устава ООН, включая прямое военное вмешательство во внутренние дела суверенного государства под предлогом прекращения вооруженного насилия и восстановления мира.

Согласно другой точке зрения, трагические события в стране стали следствием противоправного отделения от Югославии субъектов федерации, не учитывавшего интересы тех наций, которые не хотели раскола СФРЮ. При этом особенно пострадала та часть сербского народа, которая в результате отделения Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговины оказалась в положении национального меньшинства в этих вновь созданных государствах.

Некоторые исследователи рассматривают югославский кризис и вооруженные конфликты как проявление сложной внутригосударственной борьбы, происходившей на почве политических, этнических и религиозных противоречий, на исход которой оказали воздействие события, произошедшие в сфере международных отношений. По их мнению, ведущие политические и военные организации регионального и универсального характера оказались не готовыми к адекватному восприятию югославских событий, что, как они полагают, позволило вовлеченным в конфликт субъектам бывшей югославской федерации манипулировать политико-правовым сознанием международного сообщества и добиваться своих целей.

Определенная часть аналитиков главную причину усматривает во внешних силах, указывая на своего рода "международный заговор" против Югославии, а последнюю определяет как "лабораторию" по отработке регулирования региональных кризисных ситуаций в целях изменения баланса сил и достижения тех или иных геополитических целей.

Некоторые авторы относят к числу важнейших причин и факторов, приведших к распаду Югославии историко-культурные и национальные разногласия в республиках и областях, входивших в СФРЮ, изменения и особенности политической системы СФРЮ, экономические процессы 80-х гг., кардинальные перемены, происходившие в СССР и в странах Восточной Европы, а также участие стран Западной Европы и США в переделе сфер влияния после окончания "холодной войны".

Не вызывает сомнений, что кризис Югославии, имевший место в конце XX в., имеет глубокие исторические корни и что Югославское государство прекратило свое существование под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Первые, в частности, сводятся, но не исчерпываются причинами экономического, социально-политического характера, обострившими этноконфессиональные, этнотерриториальные и межнациональные проблемы и противоречия, присущие государству, организационному по национально-территориальному принципу, каковым являлось СФРЮ.

Формальной датой начала распада и вооруженного противоборства считается 26 июня 1991 г., когда Парламенты Хорватии и Словении приняли решение о выходе из состава Югославии и провозглашении независимости. Вооруженный конфликт в Словении, в котором подразделения Югославской Народной Армии (ЮНА) вели боевые действия против местных отрядов самообороны, оказался самым скоротечным и завершился подписанием Брионского соглашения 7 июля 1991 г., согласно которому ЮНА обязалась прекратить боевые действия на территории Словении, а последняя приостанавливала на три месяца вступление в силу декларации независимости.

В ходе конфликта в Хорватии (1991 - 1995 гг.) ЮНА и вооруженным формированиям местных сербов противостояли хорватские силы сопротивления. Конфликт в Хорватии сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения, в ходе которых погибли 20 - 26 тыс. человек, около 550 тысяч стали беженцами.

Наиболее масштабной и ожесточенной была война в БиГ (1992 - 1995 гг.) с участием мусульман (бошняков), сербов и хорватов. Эскалация напряженности последовала за референдумом о независимости, прошедшим в этой республике 29 февраля - 1 марта 1992 г. В конфликт оказались вовлеченными ЮНА, армия Хорватии, наемники, а также вооруженные силы НАТО. Конец конфликту положило Дейтонское соглашение, парафированное 21 ноября 1995 г. на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) и подписанное 14 декабря 1995 г. в Париже Президентами БиГ, Сербии и Хорватии. Соглашение определяло послевоенное устройство БиГ и предусматривало ввод международного миротворческого контингента под командованием НАТО численностью 60 тыс. человек. Непосредственно перед выработкой Дейтонского соглашения в августе - сентябре 1995 г. авиация НАТО осуществила воздушную операцию против боснийских сербов, которая в определенной мере изменила военно-политическую ситуацию в пользу мусульмано-хорватских сил.

Боснийская война сопровождалась массовыми этническими чистками и расправами над мирным населением. В ходе этого конфликта погибли около 100 тысяч человек, еще два миллиона стали беженцами.

Вооруженный конфликт в южном крае Сербии Косово и Метохия (1998 - 1999 г.) был связан с резким обострением противоречий между Белградом и косовскими албанцами. Сербия предприняла масштабную силовую операцию против боевиков албанской Освободительной армии Косово (ОАК), добивавшихся независимости от Белграда. После неудачной попытки достичь мирных договоренностей в Рамбуйе в начале 1999 г. страны НАТО во главе с США, в одностороннем порядке, без санкции Совета Безопасности ООН, предприняли в период с 24 марта по 10 июня 1999 г., военную операцию, подвергнув массированным бомбардировкам территорию Союзной Республики Югославия (Сербия и Черногория). В качестве причины интервенции НАТО были названы масштабные этнические чистки в регионе. За время конфликта и бомбардировок НАТО погибли около 10 тысяч человек (главным образом, албанцы). Около миллиона человек стали беженцами и перемещенными лицами. Большинство беженцев-албанцев в отличие от беженцев-сербов вернулись в свои дома.

В результате распада от СФРЮ на рубеже веков отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию сначала БиГ, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН. Для урегулирования межэтнического конфликта между сербским и албанским населением Косово над последним был установлен протекторат ООН. Тем временем Югославия, в которой в начале XXI в. оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): с 1992 по 2003 г. - Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 г. - конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ). Югославия окончательно прекратила существование с выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г. 17 февраля 2008 г. парламент Косово в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии. Самопровозглашенное государство признало несколько десятков стран.

Общее число жертв конфликтов на Балканах с начала 1990-х гг. превышает 130 тыс. человек. Материальный ущерб исчисляется десятками миллиардов долларов.

Степень влияния на распад югославской федерации различных факторов оценивается по разному. Бесспорным остается то, что и СЕ, и СБСЕ, и ООН оказались не в состоянии предотвратить вооруженное насилие на пространстве бывшей Югославии и те массовые преступления, которые совершались в тот период. Эти преступления носили столь масштабный характер и отличались такой жестокостью, что сообщество государств в лице ООН не могло остаться безучастным. Реакция ООН выразилась в учреждении международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии с 1991 г.

Этапы, предшествовавшие учреждению Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), заслуживают, на наш взгляд, особого внимания поскольку именно в это время происходило в известной мере формирование политико-правовых представлений о характере событий в Югославии, о целях их участников, о средствах и методах, которые ими использовались для достижения этих целей. Именно тогда формулировались идейно-политические и закладывались организационно-правовые основы будущего судебного органа, определялись особенности его юрисдикции, задачи, которые он призван решить, порядок его создания и деятельности, содержание его уставных документов. Одним словом, формировалась парадигма справедливого международного судопроизводства, соответствующая нынешнему состоянию международного права, уровню правосознания и политической культуры сообщества государств. Кроме того, еще на подготовительных этапах были поставлены и стали обсуждаться проблемы, связанные с процедурой создания и функционированием МТБЮ.

Заметим, что вопрос о восстановлении мира на территории Югославии впервые рассматривался Советом Безопасности (СБ) ООН 25 сентября 1991 г. Участвовавший в заседании СБ союзный секретарь по иностранным делам Будимир Лончар отметил, что кризис в Югославии представлял собой угрозу "миру и безопасности в крупных масштабах". Он сообщил, что события уже унесли "огромное число человеческих жизней", "многие дома были превращены в руины, историческим памятникам нанесен ущерб". По итогам заседания была принята Резолюция 713, явившаяся первой резолюцией СБ по вопросу о восстановлении мира на территории Югославии.

Нарушения норм международного гуманитарного права и, в частности, о применении практики "этнических чисток" на территории Югославии обсуждали на 3093 и 3106 заседаниях СБ ООН соответственно 13 июля и 13 августа 1992 г. Постоянный представитель РФ в СБ ООН Воронцов Ю.М. отмечал, что "сообщения о грубых массовых нарушениях прав человека, в том числе о незаконном заключении в тюрьмы и лагеря, надругательства над гражданскими лицами на территории бывшей Югославии" вызывают крайнюю озабоченность. Обращаясь с призывом информировать обо всех нарушениях норм международного гуманитарного права, он подчеркнул необходимость установления достоверности каждого факта и применения "необходимых мер к нарушителям, какая бы сторона в югославском кризисе не несла ответственность за такие нарушения".

Итогом 3106 заседания стало принятие Резолюции 771, в которой, в частности, СБ просил "государства и, при необходимости, международные гуманитарные организации сводить воедино подтвержденную информацию, касающуюся нарушений положений гуманитарного права, в том числе, серьезных нарушений Женевских конвенций, совершаемых на территории бывшей Югославии, и предоставлять эту информацию Совету".

 - Курсовые работы на заказ

Поиск