Пятница, 19.04.2024, 11:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Кредитно-денежная политика в 2014-2015 гг.

         Существенное замедление экономического роста в России в 2013 году стало предметом многих научных и политических дискуссий. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015-2016 гг.» было отмечено, что в первом полугодии 2013 года темпы роста ВВП снизились до 1,4% к соответствующему периоду 2012 г. Рост производства товаров поддерживался за счет повышения потребительского спроса и роста экспорта. Валовое накопление, по оценке, внесло отрицательный вклад в прирост ВВП. В предстоящий трехлетний период (2014-2016 гг.) основной целью денежно-кредитной политики Банка России будет обеспечение ценовой стабильности, что подразумевает достижение и поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен и является одним из важнейших условий формирования сбалансированного и устойчивого экономического роста.

         Однако, под воздействие макроэкономических и политических факторов уже в марте 2014 г. начали появляться тревожные звонки для практической применимости вышеуказанной кредитно-денежной политики ЦБ РФ.

         Отправной точкой нового кризиса считается 22 февраля 2014 года. Именно в этот день президент Украины В. Янукович сбежал из своей страны, охваченной митингами. В Крыму впервые открыто начали заявлять о независимости от Украины. В международном сообществе начали раздаваться голоса о возможном введении санкций против России в случае присоединения Крыма к своей территории. 16 марта 2014 года был проведен референдум о статусе Крыма, на котором 96,77% жителей высказались за вхождение в состав России, а уже 18 марта 2014 года был подписан межгосударственный договор о принятии независимой Республики Крым в состав России и образовании двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. 11 апреля 2014 года Республика Крым и Севастополь официально включены в перечень субъектов Российской Федерации.

         А ещё за две недели до крымского референдума в преддверии будущих антироссийских санкций российские компании и Центральный Банк начали выводить капитал из американских активов. Данные, опубликованные Федеральным резервным банком Нью-Йорка, позволяют делать предположения о том, что российский центральный банк также снижает свою уязвимость к возможному введению санкций. Последняя статистика показала, что объем долговых обязательств США Treasuries в портфелях иностранных учреждений упал на 105 млрд. долларов за неделю, закончившуюся 12 марта. Согласно данным министерства финансов США, по состоянию на конец декабря 2013 года России принадлежали ценные бумаги ФРС на 138,6 млрд. долларов. «Мы можем только догадываться о том, кто мог выводить свои деньги из ценных бумаг ФРС, но одним очевидным кандидатом на это является Россия», - полагает Лу Крэндалл из Wrightson Icap.

         Украинский кризис начал медленно, но верно выходить за пределы своих территориальных границ. В апреле 2014 года стали появляться сообщения, что экономика России готовится к ситуации осени 2008 г. Уже с апреля 2014 г. Центробанк начал проводить валютные интервенции. Валютные интервенции в начале стадии антироссийских санкций уже могли рассматриваться как плохая примета, это первый сигнал о том, что рубль нуждается в стабилизации. В тоже время продолжается зачистка банков замеченных в отмывании денег.

         25 июля 2014 года Центробанк повышает ключевую ставку (ставка недельного РЕПО, главный канал предоставления ликвидности коммерческим банкам) с 7,5% до 8%. Такой шаг объясняется ростом инфляционной активности на рынке. На самом деле, инфляционная активность на рынке ещё не началась, - во-первых, санкции, которые начали вводить с марта 2014 г. носили больше абстрактный, декларационный и персональный характер, но конечно успели испугать иностранных инвесторов. На мой взгляд, решение о повышении ключевой ставки Центробанк использовал как превентивную меру. Начиная с марта 2014 года Центробанк пошел на ужесточение денежно-кредитных условий в экономике в связи с изменением макроэкономических факторов. Процентные ставки по кредитам и рублевым депозитам коммерческих банков начали расти. Рост кредитования немного замедлился, годовой темп роста денежной массы снизился, что при условии увеличения ключевой ставки, по мнению Центрального Банка, должно было создать условия для уменьшения инфляции.

         В сентябре 2014 года прогнозировалось, что к концу 2014 года ключевая ставка будет повышена до 9%. Санкционная антироссийская политика стран Евросоюза и США, начиная с марта 2014 года только набирала обороты. К сентябрю 2014 г. под санкции попала большая часть нефтяных компаний России, однако, речь никогда не шла о запрете продажи российской нефти (как это было в случае с Ираном). Российским нефтяным компаниям закрыли доступ к инновационным иностранным разработкам и новым технологиям добычи нефти. То есть, предполагалось, что отсутствие инноваций в нефтяную отрасль повысит себестоимость производства российской нефти, что при падающих мировых ценах на нефть приведёт к существенному ущербу для государственного бюджета России и заставит Россию изменить политику по поводу Украины.

         В сентябре 2014 года Центральный Банк России признал, что ключевой уровень инфляции, заложенный в Основах кредитно-денежной политики РФ на 2014 год, нуждается в пересмотре. Так как, годовая инфляция в августе 2014 года ускорилась и составила 0,2% к июлю 2014 г., когда она была зафиксирована на уровне 0,5%, что в годовом исчислении приводило к 7,5% инфляционной активности в год и ни о каких планируемых 5% (как это было заложено в Основах кредитно-денежной политики на 2014 г.) речи уже не было. Необходимо особо отметить, что месяц август является своего рода индикатором инфляционной активности, традиционно для России в августе замедляются инфляционные процессы, а иногда даже происходит дефляция. Банк России оперативно отреагировал на нестандартную картину «августа 2014 г» и начал предпринимать меры, чтобы свести уровень инфляции хотя бы к 7% на конец года. Однако, Минэкономразвитие на протяжении всего 2014 года критиковало Центробанк за политику увеличения ключевой ставки, говоря о том, что развитие экономики невозможно без смягчения денежно-кредитной политики. В августе 2014 г. наметилась еще одна негативная тенденция, заставившая Центральный Банк пересмотреть свои прогнозы до конца года и ужесточить денежно-кредитную политику. Началось падение цен на нефть на мировых рынках.

         Уже 25 сентября 2014 ЦБ РФ снова пересмотрел свой прогноз по инфляции и надеялся, что инфляция к концу года останется ниже 8%. Глава Центробанка Э. Набиуллина заявила, что «…Банк России дополнительно прорабатывает четвертый, стрессовый сценарий, который предполагает резкое, более существенное падение цены на нефть на прогнозном горизонте. Мы рассматриваем возможность включения данного сценария в документ (ДКП) на следующем этапе доработки проекта основных направлений». Основы денежно-кредитной политики на 2014 год не учитывали стрессовый сценарий развития экономики. При негативном сценарии для поддержания курса рубля используются средства золотовалютных резервов и других фондов (Резервный Фонд, Фонд национального благосостояния). Опыт использования средств этих фондов был уже в 2008 г., а их размер в два раза превышал тот, что Россия имела в 2008 году.

         Несмотря на все сложности в политике и экономике России, Центральный Банк как и планировалось в 2014 году отменил валютный коридор, существовавший с 1995 г. и отпустил рубль в свободное плавание. С 10 ноября 2014 года ЦБ РФ проводит денежно-кредитную политику ориентируясь только на показатель инфляции, а не на поддержание стабильности курса рубля. Одновременно Центральный Банк оставил за собой право проведение валютных интервенций в случае угрозы финансовой стабильности.

         16 декабря 2014 года вошло в историю России как крайняя фаза финансового кризиса. В этот день глава Центробанка РФ Э. Набиуллина объявила о поднятии ключевой ставки сразу до 17% с прежних 10,5%. Заметим, что ставка 10,5% была объявлена четырьмя днями раньше - 12 декабря 2014 года. Повышение ключевой ставки объяснялось экономической неопределенностью, обусловленной нестабильностью макроэкономических условий и увеличением волантильности на финансовых рынках. Также это решение было вызвано возросшими инфляционными и девальвационными рисками. Странно, то, что четырьмя днями раньше существовали те же самые риски, но таких экстренных поднятий ставок не было. Шок на рынке от этого решения был вполне предсказуемый. После объявления о поднятии ключевой ставки в ночь с 16 на 17 декабря 2014, российский рубль обвалился до небывалого уровня - в течение дня его курс к доллару достиг 80 рублей за доллар, а к евро - 100 рублей за евро. К концу этого же дня рубль частично укрепился, но в тоже время индекс РТС упал в этот день сразу на 10,2%, но на следующий же день индекс РТС восстановился и даже вырос на 18%. Центральный Банк в этот день не проводил валютных интервенций, а, фактически, наблюдал за картиной со стороны, что сразу вызвало шквал критики.

         Я полагаю, что глава Центробанка прекрасно понимала, что решение об увеличении ключевой ставки сразу на 6,5%, при том, что даже недели не прошло с предыдущего увеличения ставки, а также учитывая отсутствие валютного коридора, вызовет шок на рынке и взлёт курса доллара был заранее прогнозируемым. Но это было прагматичное решение для поиска дна. Это, скорее всего, было политическим решением, согласованным с руководством страны. Затяжная фаза, в которую вошел финансовый кризис негативно отражалась на всём, начал проявляться кризис доверия, конец этому можно было положить только волевым решением, которое будет сродни шоковой терапии. В принципе ожидания оправдались. После этого 30 января 2015 года Центробанк снизил ключевую ставку до 15%, что уже свидетельствовало о завершении острой фазы кризиса, а с 16 марта 2015 г. - ставка снижена до 14%. Кроме того, повышение ставки в декабре 2014 г. до 17% было мерой противодействия банкам-спекулянтам, который брали рубли по ключевой ставке и зарабатывали на росте курса доллара.

         Корректировки в денежно-кредитную политику вносились также и потому, что санкции ударили по банковскому сектору. Банкам России было запрещено кредитоваться в международных кредитных организациях, - этот фактор, а еще уменьшение потребительского спроса и начавшиеся просрочки платежей по кредитам среди населения и предприятий привели к тому, что уже в январе 2015 года убыток банковского сектора составил 24 млрд. руб. (против прибыли 93 млрд.руб. в январе 2014 года).

- Курсовые работы на заказ

Поиск