Пятница, 16.11.2018, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

"Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам".

Ж.-Ж. Руссо, французский философ XVIII века.

Каждый человек принимает участие в политической жизни общества. Мы можем быть политиками по случаю, по профессии, по совместительству. Слова французского философа, сказанные в XVIII веке актуальны и сегодня, когда власть в нашей стране настолько слаба, что не может обеспечить своим гражданам ни свободу, ни безопасность. Согласно теории общественного договора, одним из составителей которого являлся сам Руссо, государство создавалось гражданами, чтобы те, передав часть своих полномочий, обрели свободу и безопасность. Соответственно, чем сильнее становится государство, тем лучше оно справляется со своей задачей. Однако важно понимать, что под «силой» имеется в виду не «силовые методы», а смелость правителей государства и сила их духа. Ведь действительно, не в авторитаризме, не в тоталитаризме или монархии, а только в демократическом государстве власть учитывает интересы общества, интересы граждан. Сейчас каждый имеет право мирных собраний и публичных манифестаций, имеет равный доступ к государственной службе и право участвовать в управлении делами государства.

Экономическая жизнь общества также затрагивает человека ежедневно. Кто-то работает, кто-то совершает покупки в магазине или на рынке, и даже не задумывается, что может выполнять какие-либо экономические операции. Но и здесь не забывают о правах человека. Каждый имеет право на труд, свободу предпринимательской деятельности, право наследования и частной собственности. Социальные права тоже являются важной частью жизни человека и гражданина. Ведь именно в социуме происходит развитие индивида как личности. Мы не должны забывать, что человек имеет право на социальное обеспечение по возрасту, охрану здоровья и медицинскую помощь. Социальные права тесно переплетаются с гражданскими правами человека. Каждый имеет право на свободу слова, совести и вероисповедания. Но даже здесь нарушаются права человека. Создаются националистические, расистские группировки, которые не могут быть толерантны к людям другой нации, культуры, религии. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением обществоведа И.Н. Шевелева: «Гордиться своей нацией- патриотизм, хвалиться своей национальностью-национализм».

Однако нельзя забывать и о культурных правах человека. Ж.-Ж. Руссо говорил: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Действительно, если мы будем запрещать детям дерзость их воображения и полную свободу их творчеству, то наш мир не будет столь прекрасным и совершенным. Например, Моцарт начал создавать свои первые произведения совсем в юном возрасте. А Чарльз Дарвин, автор эволюционной теории происхождения человека, был признан выдающимся ученым лишь через двести лет после смерти.

Согласимся с высказыванием Ж.-Ж. Руссо т.к. каждый человек от рождения обладает определенным набором прав, и право на личную свободу одно из важнейших в этом списке. Но и личные свободы разнятся между собой. Свобод существует несколько: свобода слова, вероисповедания, передвижения, творчества. Но в данном контексте нас скорее интересует абстрактное понятие свободы в отношениях гражданин - государство, то есть то, что государство должно гарантировать в самом полном объеме, независимо от расы, пола и других субъективных показателей. Так только ли сильное государство способно обеспечить свободу своим гражданам? Должно ли государство быть сильным для обеспечения свобод, свободы своих граждан? Насколько соотносятся понятия свободы и силы?

Для начала нам необходимо определить для себя - что такое государство? Кроме того что это особая форма организации общества на определенной, ограниченной территории, это еще коммуникативное объединение людей с определенными ролями. Если верить договорной теории, то государство образовалось путем молчаливого признания возможности править одних и потребности в защите других членов общества. С другой стороны, что есть изначально государство, как не объединение с целью выполнения каких-то задач (здесь можно вспомнить ирригационную теорию): будь то защита, нападение, улучшение обстановки вокруг, технический и научный прогресс. Что есть граждане для государства, как не функциональные единицы - показатель состоятельности и дееспособности? Как любое производство, предприятие, организация, государство заинтересованно в том, чтобы КПД его функциональных единиц стремился к наибольшему значению, то есть к максимальной пользе при минимальных затратах. В каком случае проявляется высшая форма осуществления данного принципа? Конечно же в принципах рабства, когда свобода гражданина (а по сути даже не являвшегося таковым) ограниченна (а по сути сведена на нет), а всё его существование полностью, или почти полностью, занимает труд на благо государства. Отсюда следует что для того, чтобы позволить своим гражданам хоть какую-то свободу, государство должно располагать какими-то ресурсами. Если же подойти к проблеме, рассматривая свободу как свободу волеизъявления и голоса, то очевидно, что государство должно быть полностью уверенно в своей мощи, правоте, легитимности, в харизме лидера государственного аппарата и в прочих факторах, обеспечивающих государству полноту власти. Уверенность в том, что граждане имея свободу выбора, все же сделают его в пользу государства, обеспечивается именно силой государства. Слабое государство будет просто напросто разрушено собственными гражданами получившими свободу. Имея свободу, разве не станет гражданин терпеть власть над собой государства слабого - нет, не станет. Поэтому и должно быть сильным государство, обеспечивающее своим гражданам свободу. Оно должно быть уверенно, что эта свобода не обернется против него самого, не превратится в анархию или протест, но станет подспорьем в укреплении государственного уклада и его силы.

Необходимо учитывать и тот факт, что некоторые страны стремятся к расширению своих границ и проводят агрессивную внешнюю политику. Следствием этого является насильственный захват чужих территорий и фактическое пленение населения, проживающего на этих территориях. Чтобы охранять свои границы, отбивать нападения агрессивно настроенных стран, необходимо иметь силовые государственные структуры: армию, вооружение, военную промышленность. Хотя сегодня в мире господствуют принципы гуманизма, которые декларированы в нормах международного права, сохранить суверенитет, а значит и свободу своих граждан, государству просто необходимо быть сильным.

Так, например, в 1989 году начался грузино-абхазский конфликт в связи с желанием Абхазии расширить автономию в составе Грузии и, в последствии, стать суверенным демократическим государством. В 1992 году началась настоящая война с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Будучи довольно слабой в военном и экономическом отношении, Абхазия не смогла обеспечить своим гражданам реализацию их конституционного права на самоопределение, что и позволило Грузии ввести свои войска на территорию Абхазии. Война длилась до 2006 года. И только посредничество России, одной из сильнейших стран мира, заставило Грузию прекратить этот конфликт и дать возможность населению Абхазии реализовать свою свободу и право на самоопределение.

Отсюда следует, что сила - непременный атрибут свободы. Свободен - значит силен. Только сильное государство может обеспечить своим гражданам свободу во всей её полноте, только сильное государство может оградить граждан от посягательств на их свободу, только сильное государство может не опасаться последствий, к которым может она привести. Только сильное государство может не опасаться, что свобода обернётся против него самого. 

В заключение необходимо отметить, что многие права человек имеет с момента своего рождения, а многие получает, достигая совершеннолетнего возраста. Но какими бы ни были эти права, государство обязано защищать их, а человек, в свою очередь, обязан защищать свое государство.

- Контрольные работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика