Суббота, 27.07.2024, 06:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и артикуляционной моторики

Развитие речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами зависит от создания психолого-педагогических условий развития сенсомоторики. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
В методике коррекционной работы по развитию речи, реализованной в процессе экспериментального обучения, выделяются следующие компоненты: задачи, содержание, методы, средства и организационные формы обучения.
Основной целью коррекционного воздействия было комплексное развитие всех компонентов речевой деятельности детей с речевыми расстройствами.
Учитывая, что методы обучения представляют собой многомерное и многоаспектное педагогическое явление, в структуре данной системы коррекционной работы метод понимается как отрегулированное по определенному принципу организованное взаимодействие педагога и детей, направленное на достижение определенных задач коррекционно-образовательного процесса.
В процессе обучающего эксперимента были использованы: наглядные методы и приемы обучения: наблюдение, рассматривание (рисунков, картин, фотографий, предметов); практические методы и приемы обучения: упражнения (игровые, речевые); игровой метод, предусматривающий использование разнообразных компонентов игровой деятельности (игровых действий, воображаемой игровой ситуации); наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения), словесные приемы обучения в структуре наглядных и практических методов: речевой образец, пояснение (объяснение); вопрос; прием оценки хода выполнения деятельности, ее результата.
Также были выделены методические приемы, которые использовались в рамках различных направлений коррекционной работы, на разных ее этапах: прием «опосредованного общения через игрушку», прием «отраженной» речи, прием хорового проговаривания высказываний, прием использования «формального диалога» и др.
Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, организация формы обучения понимается нами как конструкция процесса взаимодействия взрослого и ребенка, характер которой обусловлен ее содержанием, приемами и методами, используемыми видами деятельности. В ходе обучающего эксперимента использовались групповые (от 2 до 4-5 человек) и индивидуальные формы работы. Это создавало условия, благоприятные для дифференцированного подхода, позволяло учесть психологические особенности детей. На индивидуальных занятиях обеспечивалось раскрытие и активизация потенциальных возможностей речевого, познавательного и коммуникативного развития каждого ребенка. При групповых формах работы обеспечивались условия для развития умений учащихся устанавливать взаимодействие в различных видах деятельности. В качестве основных используемых организационных форм обучения выделяем следующие: совместная деятельность педагога и ребенка на занятии (индивидуальная и подгрупповая), совместная деятельность педагога и учащихся в свободном общении, совместная деятельность учащихся с речевыми расстройствами.
Главной задачей коррекционно-логопедической работы по развитию речевой деятельности у учащихся в игре является усвоение и актуализация детьми с речевыми расстройствами речевых средств общения при взаимодействии со взрослыми или другими детьми. Реализация этой работы предполагает использование подгрупповых занятий, совместной деятельности в игре учащихся с речевыми расстройствами, нерегламентированной деятельности.
Развитие учащимися вербальных средств общения в условиях специально организованных занятий осуществляется на групповых, подгрупповых занятиях и в процессе индивидуальной коррекционной работы. В ходе индивидуальных коррекционных занятий организуется индивидуальная работа по развитию речи каждого ребенка в соответствии со структурой дефекта, как речевого, так и интеллектуального.
При реализации данной программы решаются такие задачи, как:
-    развитие речевой активности, обеспечение мотивации общения;
-    уточнение, закрепление, активизация словарного запаса связанного с обогащением содержания социально-эмоционального, бытового, игрового опыта;
-    развитие слухового внимания, фонематического восприятия, просодических компонентов речи. Подготовка детей к усвоению элементов грамоты;
-    формирование навыков словоизменения и словообразования. Уточнение значения изученных предлогов, знакомство с новыми предлогами.
-    закрепление умений вступать в разнообразные формы общения: отвечать на вопросы детей и взрослых, обращаться с просьбами, вопросами к окружающим людям, поддерживать разговор;
-    развитие связной речи. Обучение составлению рассказов-описаний окружающих предметов (с использованием опорной схемы), рассказов по предметной и сюжетной картинам, серии картин;
-    формирование умений отражать свои впечатления в речи, делать короткие сообщения, об ярких жизненных событиях, составлять рассказы из личного опыта (по направляющим вопросам педагога);
-    закрепление умений выполнять несложные поручения, данные в словесной форме, комментировать выполнение действий, регулировать свое поведение посредством речи;
-    поддержание интереса детей к литературе. Развитие способности воспринимать и анализировать содержание литературного произведения, определять последовательность развертывания сюжета, оценивать поступки героев, анализировать разные жизненные ситуации и явления;
-    закрепление умения эмоционально пересказывать литературные произведения, рассказывать стихотворения, считалки, поговорки, выражать свое отношение к рассматриваемым событиям.
Содержательным компонентом методики коррекционной работы по развитию речи дошкольников с речевыми расстройствами, характеризующим логику ее построения, стало выделение ряда направлений и этапов коррекционного воздействия, отражающих последовательное усложнение и расширение содержания и средств речевой деятельности.
В структуре обучающего эксперимента были выделены направления, предполагающие развитие речевой деятельности у учащихся:
1. В повседневной жизни;
2. В ходе ведущей деятельности:
- продуктивной (рисование, конструирование);
- игре;
3. На специальных занятиях по программе;
4. На индивидуальных занятиях.

- Курсовые работы на заказ

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и артикуляционной моторики
Поиск