Четверг, 24.05.2018, 22:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Метод «мозгового штурма», его модификации

Нередко творческой деятельности требуется стимуляция. Для этого существует немало методов. Один из них - метод «мозгового штурма», или «мозговая атака». От английского brainstorming, этот термин означает решение проблемы таким способом, при котором участники высказывают как можно больше идей, в том числе и самых нереальных. Из их числа потом отбираются самые жизнеспособные, которые можно использовать в дальнейшем.

Метод «мозгового штурма» был изобретен в 1941 году. Копирайтер и основатель агентства BBD&O Алекс Осборн предложил именно так активизировать творческую деятельность. Он считал: «Количество, количество и ещё раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

Еще «мозговой штурм» считается выходом из тупиковых ситуаций, когда не получается придти к единому мнению, придумать какую-то концепцию, название для компании или найти решение насущной проблемы. Очень часто к «мозговому штурму» прибегают тогда, когда ситуация кажется нерешаемой, и если отказываться от ее решения, то почему бы не попробовать этот прием.

«Мозговой штурм» выполняет две важнейшие функции: это мощный инструмент решения проблем с помощью творческого подхода, а также он активизирует коллективное взаимодействие, сплачивает коллектив.

Цель этого метода - преодоление внутренних и социальных барьеров, разрушение шаблонов, привычек, стереотипов и инерции мышления. Именно атмосфере комфорта, дружбы и доверия, когда отброшены рамки субординации «начальник-коллектив» рождаются новые эффективные идеи.

Для того чтобы «мозговой штурм» был эффективен, при использовании этого метода активизации творческой деятельности необходимо руководствоваться рядом правил.

Главное - правильно и четко поставить задачу перед «штурмом». Это предварительный этап. На этом этапе можно разослать участникам «мозгового штурма» оповещение о мероприятии с тезисным описанием темы и задачи (бриф). Быть может, кто-то придет с готовыми идеями.

Здесь же необходимо и произвести отбор участников. По классическому правилу, участников «мозгового штурма» может быть 6-7 человек. Однако не стоит строго отталкиваться от этой цифры. Быть может, эффективные устроить мини-штурмы в группах, а затем высказать самые удачные идеи в общем коллективе.

Выбор лидера - ведущего «мозгового штурма» - определяет почти половину успеха этого метода. Он должен уметь создать творческую, бесконфликтную атмосферу, давать слово не только активным, но и скромным участникам дискуссии. При необходимости должен уметь направлять обсуждение в нужное русло. Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты

Когда роли всех участников определены, можно приступать непосредственно к «мозговому штурму». На него отводится определенное время, обычно 20-40 минут. Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться.

За это время участники предлагают максимальное количество идей. Причем, здесь важна быстрота, спонтанность возникающих в голове у участников идей и мгновенное их озвучивание, даже если эти идеи нереальные, абсурдные. Замечено, что нелепые и слабореализуемые идеи, произнесенные во время «мозгового штурма», оказываются вполне жизнеспособными, когда их прорабатывают уже после в спокойной обстановке.

Важен непрерываемый поток этих идей, мыслей, дополнение одним участником другого. Это позволяет комбинировать идеи, улучшать первоначальные.

Есть на этом этапе и то, что априори невозможно и не допустимо: критика, даже если она скрытая (отрицательные покачивания головой, жесты руками и так далее). Тем более запрещена критика на словах. Например, в агентстве «Saatchi & Saatchi» запрещалось использовать словосочетание «Да, но…». Вместо него надо было говорить «Да, и…».

Пресекать критику должен ведущий «мозгового штурма». Существуют idea killers (дословно «убийц идей») - это типичные фразы, которые могут остановить мозговой штурм. Вот их примеры и как на них нужно отвечать:

- Из этого ничего не выйдет. - «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».

- Это не работает - «Но идея ведь неплохая?»

- Это чересчур - «И что?»

- Клиент никогда это не одобрит - «А что если одобрит?»

- Ну и что в этом оригинального? - «То, что это раньше никто не предлагал».

- Кто угодно может придумать такое - «Точно!».

Так же запрещено и одобрение идей, это затягивает время генерирования идей, а иногда не дает высказаться всем желающим, и пока до них дойдет очередь, они попросту могут забыть то, о чем хотели сказать. Это сбивает участников «мозгового штурма», отвлекает их от основной задачи.

Немаловажный факт: если в «мозговом штурме» принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

Чтобы «мозговой штурм» был действенным способом активизации творческой деятельности, необходимо фиксировать его течение. Лучше всего записать на видео- или аудио-носитель. Но в любом случае все идеи, выдвинутые на «мозговом штурме» должны фиксироваться на бумаге, иными словами, протоколироваться. Это позволит потом, в процессе анализа результатов, выявить все идеи, особенно те, которые могли быть не услышаны в процессе.

«Мозговой штурм» длится достаточно долго. Как известно, без смены деятельности через двадцать минут внимание человека рассеивается. Так и в процессе «мозгового штурма» необходимо «подстегивать» участников. Например, использовать следующие приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении), эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущения), фантазия (сделай нечто фантастическое).

Также генерации идей способствует (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):

  1. «Национальные» решения. Предложить участникам «мозгового штурма» подумать: как бы реши проблему английский лорд, испанский мачо?
  2. Эмпатия - вживание в роль. Представить себя на месте предмета дискуссии. Например, фирма по продаже окон придумывает слоган, ведущий предлагает генераторам идей представить, что он - окно, которое нуждается в рекламе. А участники «штурма» предлагают свои эпитеты - какое окно красивое, надеждное и т.д. Также можно предложить генераторам ощутить себя в роли потребителя продукта или услуги, о которой идет речь.
  3. Прямая аналогия - сравнение. Предложить участникам сравнить объект обсуждения с природным явлением, объектом животного мира.

и т.д.

Итак, при «мозговом штурме» количество порождает качество, а идеи оцениваются после мозгового штурма.

Приступаем к следующему этапу - обсуждение. Здесь существует два подхода. Первый - коллективное. Выбор наиболее интересных идей идет путем голосованием всех участников. Применяется обычно, если все участники являются экспертами в обсуждаемой области. В обсуждении выбранных идей также участвуют все.

Второй вариант: суждение проводится экспертами. Этот вариант применяется, когда экспертная группа зашла в тупик.

При оценке идей важно помнить: самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте ее так, как будто других идей нет вообще. Это правило подразумевает предельное внимание к каждой записанной идее. Любая критика должна быть конструктивной. Чтобы определить, подходит данная идея или нет, лучше всего сделать сразу определить критерии, создать некий опросник. Например:

1) Решение в рамках закона?

2) Идея реализуема до определенной даты?

3) Разумны ли предполагаемые затраты?

4) Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?

Существует немало модификаций «мозгового штурма». Например, индивидуальный. Здесь все роли на себе берет один человек. Генерирование идей происходит в течение 10-15 минут. Они так же фиксируются на бумаге. Оценка происходит через 3-5 дней.

Обратный мозговой штурм, когда выявляются отрицательные качества той или иной идеи, объекта. Осуществляется поиск противоречий, нестыковок, происходит «сгущение красок», доведение негатива до крайности. Затем ведется поиск путей верного решения.

Еще одна модификация - проведение мозгового штурма онлайн. Это виртуальный форум или чат, где формулируется вопрос, и участники вносят свои и идеи и реплики. Зачастую он даже более эффективен, так как, не видя друг друга, участники не стесняются высказывать свои идеи. И у них есть некоторое время на обдумывание своих идей. Не видя оппонентов, они не боятся быть смешными и предлагают, казалось бы, абсурдные, но при ближайшем рассмотрении очень интересные и неординарные идеи. Кстати, «мозговой штурм» онлайн удобен еще и тем, что все идеи сразу остаются записанными.

 все идеи и предложения по определению остаются запротоколированными. Участники не мешают друг другу, не перебивают, не отвлекают. Эта модификация «мозгового штурма» удобна для интровертов. В компании активных людей они стесняются высказать свои идеи. А когда никто им не мешает, они могут свободно выражать свои мысли. Также виртуальный мозговой штурм обычно требует для своей организации намного меньше ресурсов. В-пятых, результаты виртуального мозгового штурма намного легче обрабатывать.

Существует еще модификация - метод «635», когда шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений.

В двойном «мозговом штурме» после классической сессии участники делают перерыв на 2-3 дня, а затем повторяют ее снова. В перерыве - подсознание участников активизируется и генерирует новые неожиданные и фундаментальные идеи. При этом возможны самые различные комбинации.

В дидактическом мозговом штурме (Didactic Brainstorming), который применяется для исследования более глубоких методологических и теоретических оснований практических проблем. Данный метод начинается с абстрактного представления проблемы, например: Что такое красота? Участники на протяжении определенного времени обсуждают проблему, и генерируют различные варианты ответов. Только после этого раскрывается истинное определение реальной проблемы. Такой подход эффективен в группе с философски настроенными участниками.

Круговой мозговой штурм и метод круглого стола (Round-Robin And Roundtable Brainstorming) С. Каган (1992), предполагает установление очередности ответов, которые даются по кругу, по принципу «один ответ за один раз». Этот метод предоставляя всем равные шансы для внесения своего вклада, обеспечивает активное включение в процесс каждого участника, поощряет более сдержанных членов команды и ограничивает активность более доминантных участников.

Таким образом, модификация «мозгового штурма» может быть великое множество. Каждое предприятие, организация или группа людей выбирают для себя наиболее подходящий. А одинаково эффективных для всех не существует.

Делая вывод, можно сказать, что злоупотреблять «мозговыми штурмами» не стоит. Они полезны изредка, в сложных ситуациях, в условиях, когда по их итогам предпринимаются конкретные шаги, достигаются поставленные цели. Но если в определенном коллективе «мозговые штурмы» происходят регулярно, имеет смысл в основной костяк участников вводить новых членов. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика