Понедельник, 26.02.2018, 04:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методика экспериментального исследования (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой)

Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).

 

А) Исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у дошкольников (I серия заданий)

1. пересказ текста;

2. составление рассказа по серии сюжетных картинок;

3. составление рассказа по сюжетной картине;

4. составление описательного рассказа о предмете.

1) пересказ текста

Речевой материал:  сказка «Дружба».

Дружба

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга.

Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту.

Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели.

Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а эта была серая.

Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.

Процедура: Ребёнку читается сказка, задаются вопросы по ее содержанию. После того как ребёнок ответил на вопросы, сказка читается ещё раз. Экспериментатор просит пересказать текст.

Инструкция: “Прослушай внимательно сказку. Что тебе было непонятно? Ответь на мои вопросы:

Вопросы:

  • Какая была белочка?
  • А какой был зайчик?
  • Чем они угощали друг друга?
  • Куда спрятались белочка и зайчик?
  • Почему белочка и зайчик спрятались?
  • Почему они не узнали друг друга?

Прослушай сказку ещё раз и постарайся ее пересказать”.

2) составление рассказа по серии сюжетных картинок

Материал для обследования: серия сюжетных картинок «Яблоня» из серии «Готовимся к школе» - дидактический материал для развития логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста.

Процедура: Ребёнку предъявляется последовательность из четырёх сюжетных картинок и предлагается составить по ним рассказ. Примерное содержание картинок:

 I  – Весна. Мальчик и девочка пришли посмотреть на цветущую яблоню.

II – Созрели яблоки. Мальчик и девочка взяли корзины и пришли к яблоне.

III –Яблоки росли высоко. Мальчик залез на дерево и наклонил ветку с яблоками, а девочка их срывала.

IV –Дети собрали полные корзины яблок и пошли домой.

Инструкция: “Картинки разложены не правильно. Разложи правильно картинки. Составь по ним рассказ”. Если ребенок  не верно разложил картинки, экспериментатор исправляет ошибку и просит составить по ним рассказ.

3) составление рассказа по сюжетной картине

Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик». Примерное содержание картины: «Зима. Мальчик и девочка слепили снеговика. У девочки в руках морковка. Она встала на санки и пытается дотянуться, чтобы сделать снеговику нос. У мальчика в руке кисточка с красной краской, он нарисовал снеговику рот».

Процедура: Логопед предъявляет ребёнку сюжетную картинку, задает вопросы по картинке  и просит составить по ней рассказ.

Инструкция: “Придумай рассказ по картинке”.

4) составление описательного рассказа о предмете

Материал для обследования: яблоко или муляж яблока

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу? «Что ты можешь рассказать о яблоке?»

Б) Влияние применения наглядного моделирования на процесс составления рассказов дошкольниками (II серия заданий)

  • составление рассказа по сюжетной картине с использованием наглядного моделирования;
  • составление описательного рассказа о предмете с использованием схемы-описания.

1) составление рассказа по сюжетной картинке с использованием наглядного моделирования

Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик», 2 набора фишек разного цвета по 7 штук в наборе.

Процедура и инструкция: Предлагаем ребенку рассмотреть картину и выкладываем один набор фишек. «Подумай о чем можно рассказать? Разложи фишки на те места, о которых ты хотел бы рассказать». Если ребенок затрудняется, то в качестве примера демонстрируем выкладывание одной фишки. После того, как все фишки разложены, предлагаем ребенку второй набор фишек. «А теперь, подумай, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем потом. Раскладывай фишки по порядку под картиной. Они помогут тебе составить рассказ по этой картине. Составь рассказ по картине».

2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования

Материал для обследования: яблоко, схема для описания овощей и фруктов.

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание, используя наглядную схему. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу?”, «Что ты можешь рассказать о яблоке?»

Оценка выполнения:

Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин)

  • правильная последовательность картинок – 1 балл;
  • неправильная последовательность картинок – 0 баллов.
  1. Уровни семантической оценки текста

Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла.

Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла.

Средний уровень - рассказ в  значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла.

Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений – 1 балл.

Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам – 0 баллов.

  1. Уровни языкового оформления текста
  • Высокий уровень - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью, употребляются различные виды синтаксических конструкций – 4 балла.
  • Уровень выше среднего - рассказ состоит главным образом из простых и сложносочинённых предложений; имеются грамматически правильные предложения, однако средства синтаксической связи представлены эпизодически – 3 балла.
  • Средний уровень - рассказ краткий, состоит из простых предложений, а также дефектных синтаксических конструкций, средства синтаксической связи ограничены – 2 балла.
  • Уровень ниже среднего - рассказ очень краткий, состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют средства синтаксической связи между ними– 1 балл.
  • Низкий уровень - рассказ отсутствует, вместо него воспроизводится несколько дефектных, фрагментарных предложений – 0 баллов.

- Статьи, информация, новости

Методика экспериментального исследования (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой)
Поиск

Яндекс.Метрика