|
Методика экспериментального исследования (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой)Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи. Материалы: руководство к тексту, диагностические карты, сводная таблица регистрации результатов, стимульный материал (картинки).
А) Исследование уровня сформированности связного речевого высказывания у дошкольников (I серия заданий) 1. пересказ текста; 2. составление рассказа по серии сюжетных картинок; 3. составление рассказа по сюжетной картине; 4. составление описательного рассказа о предмете. 1) пересказ текста Речевой материал: сказка «Дружба». Дружба Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а эта была серая. Но наступит лето, и они снова узнают друг друга. Процедура: Ребёнку читается сказка, задаются вопросы по ее содержанию. После того как ребёнок ответил на вопросы, сказка читается ещё раз. Экспериментатор просит пересказать текст. Инструкция: “Прослушай внимательно сказку. Что тебе было непонятно? Ответь на мои вопросы: Вопросы:
Прослушай сказку ещё раз и постарайся ее пересказать”. 2) составление рассказа по серии сюжетных картинок Материал для обследования: серия сюжетных картинок «Яблоня» из серии «Готовимся к школе» - дидактический материал для развития логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста. Процедура: Ребёнку предъявляется последовательность из четырёх сюжетных картинок и предлагается составить по ним рассказ. Примерное содержание картинок: I – Весна. Мальчик и девочка пришли посмотреть на цветущую яблоню. II – Созрели яблоки. Мальчик и девочка взяли корзины и пришли к яблоне. III –Яблоки росли высоко. Мальчик залез на дерево и наклонил ветку с яблоками, а девочка их срывала. IV –Дети собрали полные корзины яблок и пошли домой. Инструкция: “Картинки разложены не правильно. Разложи правильно картинки. Составь по ним рассказ”. Если ребенок не верно разложил картинки, экспериментатор исправляет ошибку и просит составить по ним рассказ. 3) составление рассказа по сюжетной картине Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик». Примерное содержание картины: «Зима. Мальчик и девочка слепили снеговика. У девочки в руках морковка. Она встала на санки и пытается дотянуться, чтобы сделать снеговику нос. У мальчика в руке кисточка с красной краской, он нарисовал снеговику рот». Процедура: Логопед предъявляет ребёнку сюжетную картинку, задает вопросы по картинке и просит составить по ней рассказ. Инструкция: “Придумай рассказ по картинке”. 4) составление описательного рассказа о предмете Материал для обследования: яблоко или муляж яблока Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу? «Что ты можешь рассказать о яблоке?» Б) Влияние применения наглядного моделирования на процесс составления рассказов дошкольниками (II серия заданий)
1) составление рассказа по сюжетной картинке с использованием наглядного моделирования Материал для обследования: сюжетная картина «Снеговик», 2 набора фишек разного цвета по 7 штук в наборе. Процедура и инструкция: Предлагаем ребенку рассмотреть картину и выкладываем один набор фишек. «Подумай о чем можно рассказать? Разложи фишки на те места, о которых ты хотел бы рассказать». Если ребенок затрудняется, то в качестве примера демонстрируем выкладывание одной фишки. После того, как все фишки разложены, предлагаем ребенку второй набор фишек. «А теперь, подумай, о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем потом. Раскладывай фишки по порядку под картиной. Они помогут тебе составить рассказ по этой картине. Составь рассказ по картине». 2) составление описательного рассказа о предмете с использованием наглядного моделирования Материал для обследования: яблоко, схема для описания овощей и фруктов. Процедура и инструкция: Ребенку предлагается рассмотреть яблоко и составить рассказ-описание, используя наглядную схему. Логопед дает установку на описание: «Что это? Какого цвета? Какое по форме? По размеру? Какое на вкус? Где растет? Как употребляют в пищу?”, «Что ты можешь рассказать о яблоке?» Оценка выполнения: Оценка способности производить анализ неречевой ситуации (для задания на составление рассказа по серии сюжетных картин)
Высокий уровень - рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, последовательность звеньев не нарушена, все основные звенья представлены полностью; между частями ситуации имеются причинно-следственные и временные связи – 4 балла. Уровень выше среднего - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации; последовательность звеньев не нарушена, имеются пропуски отдельных деталей ситуации; отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения – 3 балла. Средний уровень - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации; имеются искажения отдельных смысловых звеньев либо их пропуски, перестановки – 2 балла. Уровень ниже среднего - рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев, воспроизведены лишь отдельные фрагменты ситуации без определения их взаимоотношений – 1 балл. Низкий уровень - неспособность самостоятельно составить рассказ; ответы на вопросы по картинкам – 0 баллов.
|
|