Суббота, 27.07.2024, 06:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методика изучения речевого ритмического ряда с учетом метрических признаков слога, слова, синтагмы

Методика обследования предназначена для детей дошкольного возраста, разработана с учетом некоторых приемов диагностики, предложенных Л. С. Медниковой, и включала три задания на уровне слога, слова и синтагмы. Слоговой, словесный и синтагменный ритмы исследовались по результатам воспроизведения ребенком речевой продукции. Ребенку предлагалось прослушать речевой ритмический образец и повторить его.

При предъявлении речевого ритмического образца экспериментатор выделял голосом акцентированный звук, слог, слово. Сначала экспериментатор объяснял задание, затем следовали вводные (простые) и основные (усложненные) пробы, сопровождавшиеся аналогичным объяснением. Обследование проводилось индивидуально.

Последовательность предъявления заданий:

  • Задание 1. Воспроизведение слогового ритма речи по метрическим признакам (без акцента, с акцентом; акцент на разных слогах).
  • Задание 2. Воспроизведение словесного ритма речи по метрическим признакам (двухсложные, трёхсложные слова, двухсложные слова со стечением согласных, трёхсложные слова со стечением согласных).
  • Задание 3. Воспроизведение синтагменного ритма во фразе, состоящей из 3-х двусложных слов. Речь каждого ребенка записывалась на аудионоситель. Результаты выполнения заданий заносились в протокол.

Оценивалось: наличие/отсутствие акцента, позиция акцента (верная/неверная). Дополнительно отмечались: повторения слогов, искажения слоговой структуры слова, необходимость повторного разъяснения задания.

Теоретическое изучение моторных и речевых ритмических процессов у детей с нарушениями речи открывает широкие перспективы обсуждения данной проблемы с точки зрения трансдисциплинарности научного знания. В связи с этим введены, уточнены и расширены следующие понятия: «психосенсомоторный речевой стереотип как результат действия функциональной системы речи», «плавность/неплавность речи», «экстренная дизритмия», «момент заикания», что обогащает понятийно-терминологический аппарат современной логопедической науки и способствует развитию метаязыка специалистов в области речевого онтогенеза и дизонтогенеза.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Артикуляционная моторика является частью общих моторных функций организма. Все движения формируются главным образом за счет двух факторов - кинестезического и кинетического. Информацию о качестве речевого акта, помимо этих сенсорных афферентаций, дает акустический контроль. Известно, что кинетическая составляющая движения осуществляется в форме кинетических и мелодических схем.

- Курсовые работы на заказ

Методика изучения речевого ритмического ряда с учетом метрических признаков слога, слова, синтагмы
Поиск