Суббота, 27.07.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методика изучения слухомоторных, зрительно-моторных и слухозрительномоторных координаций

Основой для разработки специализированных приемов исследования двигательного ритма у детей дошкольного возраста явилась методика А. Р. Лурия для нейропсихологического изучения слухомоторных координаций и методика Х. Бирч, Л. Белмонт для изучения слухозрительных связей в модификации Н. Н. Волосковой.

Моторный ритм исследовался по результатам воспроизведения ребенком ритмических звуковых и зрительных сигналов в виде отстукивания рукой или графической записи с помощью карандаша (моторный ответ). Звуковые ритмические сигналы (образцы) предъявлялись экспериментатором: рукой отстукивался ритмический образец карандашом по поверхности стола (рука исследователя экранировалась). Зрительным сигналом являлись графические схемы ритмических структур, предъявляемые экспериментатором на карточках в виде рядов точек диаметром 2 мм.

Обследование включало 4 задания, каждое из которых состояло из 6 проб от 2 до 9 сигналов, объединенных в «пачки» и предъявлявшихся в порядке усложнения ритмического рисунка от простого (например, || |, | |||) к сенсибилизированному варианту (например, | | |||, | ||| ||| |). Темп подачи звуковых сигналов во всех пробах был оптимальным для восприятия: большие интервалы - около 1 секунды, малые - около 0,5 секунды.

Выполнению каждого задания предшествовала словесная инструкция с обучением. Затем следовало основное задание, предварявшееся повторением аналогичной инструкции.

Последовательность предъявления заданий:

  • Задание 1. Моторные ответы на звуковые ритмические стимулы.
  • Задание 2. Моторные ответы на зрительные ритмические стимулы.
  • Задание 3. Моторные ответы на одновременное предъявление звуковых и зрительных (бимодальных) ритмических стимулов.
  • Задание 4. Графическая запись (точки карандашом) в ответ на предъявление звуковых ритмических стимулов.

Моторные реакции каждого ребенка фиксировались экспериментатором в протоколе.

Оценивалось: соответствие моторного ответа предъявленному образцу (+/), отказ от выполнения задания.

Анализировалась возможность воспроизведения простых и усложненных ритмических рисунков. Обращалось внимание на темп выполнения ритмического рисунка (нормальный, замедленный или ускоренный) без его количественного анализа.

Проводился количественный и качественный анализ полученных данных. При обработке результатов определялось количество правильных ответов на простые и усложненные ритмические образцы в каждом задании, что в дальнейшем позволило сравнить качество моторного воспроизведения ритмических сигналов в зависимости от канала подачи стимула.

Для количественной обработки результатов изучения моторного ритма использовалась балльная система оценки:

  • 2 балла - правильный моторный ответ на усложненный ритмический образец;
  • 1 балл - правильный моторный ответ на простой ритмический образец;
  • 0 баллов - несоответствие моторного ответа предъявленному ритмическому образцу.

При анализе полученных данных вводился критерий оценки - «уровень успешности моторного ответа», который оценивался по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствовавших образцу (100 % или 9 баллов). На основании анализа результатов выявлялись уровни успешности моторного ответа в каждом задании:

  • высокий уровень успешности моторного ответа - точное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (70- 100 % правильных ответов);
  • средний уровень успешности моторного ответа - точное воспроизведение простых ритмических рисунков и неточное воспроизведение усложненных ритмических рисунков (25-70 % правильных ответов);
  • низкий уровень успешности моторного ответа - неточное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (менее 25 % правильных ответов);
  • нулевой уровень успешности моторного ответа - полная невозможность воспроизведения простых ритмических рисунков, отказ от выполнения (0 % правильных ответов).

- Курсовые работы на заказ

Методика изучения слухомоторных, зрительно-моторных и слухозрительномоторных координаций
Поиск