В организации работы по формированию патриотических чувств у школьников был разработан проект «Мой любимый город» с использованием элементов сказкотерапии и творческой деятельности, при взаимодействии которых патриотическое воспитание формируется интенсивнее.
1. Проведение первичной беседы с детьми на тему любви к Родине (природа, фольклор)
2. Сказкотерапия:
- Царевна Лягушка;
- Гуси лебеди;
- 12 месяцев;
- Составление собственной сказки (с иллюстрированием главных героев);
3. Обсуждение и разбор сказки, выделение патриотических идей
4. Творческая деятельность: рисование, ручной труд по прочитанной и разобранной сказке.
- Составление коллажа с поэтапным пересказом сказки
- Изображение главных героев с выделением их качеств
- Изображение природы
5. Подведение итогов, заключительная беседа с детьми с целью выявить уровень патриотического воспитания после проведения ряда методик.
6. Оценка результатов проведенной методики.
Цель: создание системы формирования и развития свободной, нравственной личности, обладающей качествами гражданина-патриота, на основе изучения исторического прошлого и настоящего своего города.
Задачи:
- Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
- Систематизировать знания педагогов.
- Активизировать работу педагогического коллектива.
- Создать развивающую среду, способствующую развитию интереса к истории родного города, окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.
- Воспитывать у младших школьников любовь к родному городу, его природе, жителям.
- Формировать у детей представления об историческом прошлом города, его современной жизни, достопримечательностях.
- Приобщать к культуре и традициям семьи, детского сада, родного города.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; умение воспринимать и анализировать произведения литературного жанра, живописи, музыки.
- Совершенствовать формы и методы включения родителей в деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
- Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
Проблемы, на решение которых был направлен проект:
- познакомить детей с городом - Москвой;
- дать представление о достопримечательностях родного города;
- привлечь к участию родителей, способствовать формированию культурных семейных ценностей и традиций.
- использовать при реализации проекта элементы интерактивного игрового обучения взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой любимый город!».
Элементы интерактивного игрового обучения позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Интерактивное обучение развивает творческие способности младших школьников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Участники проекта: дети Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1466 им. Надежды Рушевой (ГБОУ СОШ №1466).
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2015 г. - январь 2016 г.
Направления проектной деятельности:
1. Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
2. Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
3. Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному городу; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Продолжать знакомить детей с родным городом Москвой; дать представление о том, что город Москва является столицей
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения г.Москвы, его основателем, основными культурными и историческим достопримечательностями.
- Закрепить знания о символике г. Москвы.
- Воспитывать интерес к истории своего города, чувство любви и гордости к родному краю.