Понедельник, 20.11.2017, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Эмпирическое исследование выявления степени развития речи и обработка результатов

Эмпирическое исследование проводилось в дошкольной группе МОУ Невская средняя школа. Выборка включала 30 детей в возрасте от 2 до 3 лет, из которых 15 детей вошли в контрольную группу, а 15 в экспериментальную группу. Эмпирическое исследование проводилось с ноября 2013 по май 2014 года.

Цель эмпирического исследования состояла в выявлении особенностей развития речи у детей раннего возраста.

Констатирующий эксперимент включал несколько этапов. К ним относятся:

Этап 1. Выявление состояния работы по повышению степени развития речи и общения у детей раннего возраста.

Первый этап констатирующего эксперимента осуществлялся благодаря беседе с воспитателями.

Этап 2. Диагностика степени развития речи у детей раннего возраста. 

Второй этап констатирующего эксперимента осуществлялся благодаря следующим методикам:

1. Блок диагностических ситуаций: «Совместное разглядывание картинок» Мещеряковой С.Ю., «Совместная игра с взрослыми» Галигузовой Л.Н., «Пассивный взрослый» Смирновой Е.О.

2. Беседа с воспитателями.

В беседе с воспитателями были использованы следующие вопросы:

1. Проводится ли в вашем ДОУ обсуждение проблемы речевого развития у детей раннего возраста?

2. В ДОУ имеется литературы по данной проблеме?

3. Какие методы повышения степени развития речи известны вам?

4. Как вы считаете, к каким последствиям приводит понижение степени речевого развития у детей раннего возраста?

5. Вы считаете нужным повышать степень речевого развития?

6. В вашей группе проводится диагностика речевого развития у детей раннего возраста?

7. Как вы думаете, какая степень речевого развития у детей раннего возраста преобладает в вашей группе?

8. Вы знаете, что включает в себя понятие «речь»?

9. По каким показателям она оценивается?

При анализе результатов беседы была установлена недостаточность организации предметной среды, которая стимулирует развитие речи у детей. Воспитатели понимают важность проблемы повышения степени речевого развития, знают методы ее контроля и оценки. Не используется индивидуально-дифференцированный и индивидуальный подход к детям с учетом речевого развития. Эта проблема выносится на обсуждение педагогических советов, проводится консультирование родителей.

При диагностике развития речи у детей раннего возраста автором были применены методики, которые направлены на диагностику развития речи у детей раннего возраста. Отнесение ответов детей к конкретному уровню производилось на базе сочетаний оценок (по 3-х балльной шкале), которые были получены во время проведения диагностических ситуаций.

Для диагностики развития речи у детей раннего возраста автором использовались критерии оценки, которые разработаны Мещеряковой С.Ю., Галигузовой Л.Н., Смирновой Е.О.:

1. Способность к выполнению речевых инструкций взрослого (исполнение указаний и просьб взрослого).

2. Понимание речи (понимание слов взрослого ребенком).

3. Активная речь (использование вербальных средств общения).

4. Чувствительность к воздействию взрослого (реакция на инициативу взрослого).

5. Инициативность, то есть активное привлечение взрослого к собственным действиям.

Выделение критериев речевого развития помогает выявить и описать исследуемый параметр. Степень сформированности развития речи в нашем эмпирическом исследовании выступает в виде обобщенной величины – оценки (3 – высокая, 2 – средняя, 1 – низкая).

Низкая степень развития речи сопровождается тем, что все показатели ребенка оцениваются не более чем в 1 балл. Такие дети сами практически не разговаривают, не отвечают на предложения и просьбы взрослого, выполняют лишь элементарные инструкции. Отнесение ответов детей к определенной степени проводилось на базе сочетаний оценок (по 3-х балльной шкале), которые были получены во время проведения диагностических ситуаций.

Средняя степень развития речи заключается в неравномерном развитии пассивной и активной речи. Такие дети могут прекрасно понимать речь взрослого, но они редко способны использовать слова в общении либо пользоваться детскими «автономными» словами. При данной степени речевого развития дети исполняют простые инструкции, но не всегда это делают, в зависимости от привлекательности и расположения предметов.

Высокая степень речевого развития проявляется в высоких значениях всех параметров. Дети с хорошо развитой речью используют вербальные средства в общении с взрослыми (предлагают, комментируют, спрашивают), прекрасно понимают обращенную к ним речь и исполняют инструкции взрослых.

При выявлении исходной степени речевого развития автора интересовала гармоничности развития главных ее параметров: способность к исполнению в процессе общения речевых инструкций, понимание речи, развитие активной речи.

Диагностика исходной степени речевого развития включала следующие диагностические ситуации:

1. Совместное разглядывание картинок.

Целью диагностической ситуации является выявление степени развития речи и общения детей раннего возраста.

В ходе проведения данной работы взрослый привлекает внимание детей к книге и предлагает прочесть ее. Сначала взрослый дает возможность детям самим посмотреть картинки, назвать те, которые они узнают, при этом поддерживая их активность вопросами и поощрениями. Если дети не проявляют интереса, то взрослый старается вовлечь их в совместное рассматривание и обсуждение картинок. Если дети принимают данную форму взаимодействия, то взрослый строит ее в следующей последовательности:

1. Назовите два – три знакомых животных. Воспитатель задает вопросы: «Кто это? Что он делает? Где он живет?» и пр. Если дети молчат, то воспитатель сам отвечает на эти вопросы, а затем просит повторить высказывания.

2. Воспитатель предлагает найти среди картинок самолет или машину и просит назвать предмет, который изображен на картинке.

3. Взрослый показывает картинки с изображениями детей и спрашивает, что они делают. Если дети не отвечают, то воспитатель просит показать детей определенную картинку (к примеру, то, на которой изображена девочка, которая рисует).

4. Взрослый показывает рисунки с животными и просит показать одну картинку из них (к примеру, на которой заяц ест морковь).

При полной пассивности детей или отказа исполнять инструкции картинки убираются, воспитатель пытается осуществить с детьми иные виды общения.

При анализе данной диагностической ситуации было установлено, что большинство детей контрольной группы не проявляли интерес к совместному разглядыванию картинок. В экспериментальной группе – наоборот. Те дети, которые приняли данную форму взаимодействия, исполнили указания взрослого: назвали 3-х животных на картинке, ответили на вопросы.

2. Совместная игра с взрослым.

Целью данной ситуации является выявление степеней ситуативно-делового общения детей с взрослыми, пассивной и активной речи детей раннего возраста.

Этап 1. Воспитатель подводит детей к столу и предлагает рассмотреть то, что на нем находится. Взрослый показывает детям разные предметы и всегда спрашивает «Что это?». Если дети не отвечают, что воспитатель называет сам предмет и просит повторить название предмета. В данной ситуации проверяется степень активной речи детей и их словарный запас.

В ходе проведения данного этапа дети экспериментальной группы были более активны при ответе на вопросы взрослого, чем дети в контрольной группе. Но 6 человек отвечали на вопрос взрослого лишь после его «подсказки». Были дети (6 человек), которые называли часть предметов самостоятельно. Многие дети (5 человек) называли предметы лишь с помощью взрослого.

Этап 2. Воспитатель просит детей дать ему сначала 2—3 пред­мета поочередно, а потом по 2 предмета сразу. К примеру: «Дай мне мишку и матрешку». Потом взрослый предлагает детям поса­дить мишку (или куклу) на стул, а затем спрятать ее под стул. Если дети не понимают данной просьбы и не исполняют действий, то воспитатель проделывает их сам, комментируя собственные действия, после чего предлагает детям повторить их. Затем воспитатель просит выбрать определенный предмет из тех, что имеются на столе в нескольких экземплярах. К примеру: «Дай мне красный кубик» Следовательно,  проверяется степень понимания речи исполнение простых инструкций воспитателя.

Действия детей в контрольной и экспериментальной группе на этом этапе тоже не однозначны. Практически все дети исполняли просьбу взрослого дать ему предметы поочерёдно,  а когда взрослый просил подать ему 2-3 предмета сразу, возникли трудности. При исполнении задания посадить предмет на стул, под стул и так далее, тоже возникли затруднения у 6 детей. Дети (6 человек) смогли исполнить эти инструкции после комментирования и выполнения этих действий воспитателем. Были дети, которые и после показа взрослого не смогли выполнить эти действия. 

Этап 3. Воспитатель предлагает детям поиграть с игруш­ками и спрашивает, какая из игрушек им нравится больше всего. В случае если дети называют или выбирают определенную игрушку, то воспитатель начинает совместную игру с данной игрушкой. Если дети не могут сделать выбор, то воспитатель предлагает совместное действие, которое предполагает участие 2-х партнеров (к примеру, совместное собирание пирамиды или катание машины от одного к дру­гому). Так выявляются способность и стрем­ление детей к ситуативно-деловому общению.

Анализируя действия детей на этом этапе можно выделить следующее. Девочки выбирали мишку или кукол, мальчики кубики или машинки. При затруднении в выборе игрушки, воспитатель предлагал совместные действия. Однако большинство детей, как и в контрольной, так и в экспериментальной группах отказывались от совместных действий с партнером.

3. Пассивный взрослый.

Цель – выявление предпочитаемого детьми вида деятельности (индивидуальная предметная деятельность или общение с взрослым) и формы общения (ситуативно-личностное, внеситуативно-познавательное или ситуативно-деловое), определение степени инициативности детей в общении.

Воспитатель садится на стул рядом с детьми и в течение 1 мин. наблюдает за поведением детей, не проявляя инициативы. Если дети самостоятельно начинает игру, либо вступает в контакт с воспитателем, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 мин. дети остаются выжидающе пассивными, то воспитатель прекращает игру.

В ходе проведения этого этапа было установлено следующее: многие дети контрольной и экспериментальной групп не обращали внимания на сидящего рядом воспитателя. Трое мальчиков строили гараж для машинки из кубиков, четверо манипулировали с машинками, трое рассматривали яркие книжки. Шесть девочек укладывали спать кукол, четыре кормили кукол, пять девочек раскрашивали картинки.

Полученные результаты, явились базой для осуществления и создания комплексных занятий по развитию речи, а также консультированию родителей по исследуемой проблеме.

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, который был проведен в контрольной и экспериментальной группе для определения развития речи у детей раннего возраста, выявилась необходимость проведения работы с родителями - консультирования,  которое на­правлена на повышения степени развития речи.

На нашем сайте можно заказать курсовую, дипломную, контрольную, семестровую, самостоятельную работу, проект, презентацию, вычисление заданий, расчёты, написать реферат, диссертацию, доклад, тесты, ответы на вопросы, эссе, схемы, отчёт по практике, заполнить рабочую тетрадь, решение задач на заказ.

- Статьи, информация, новости

Эмпирическое исследование выявления степени развития речи и обработка результатов
Поиск

Яндекс.Метрика