Четверг, 22.02.2018, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методики исследования взаимосвязи толерантности и коммуникативной компетентности у работников

1. Экспресс опросник «Индекс толерантности». Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

2. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).

Назначение: методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической - отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

3. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Назначение: данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности.

Опросник включает в себя 100 утверждений, расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа.

Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием.

4. «Тест описания поведения в конфликте» К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

Назначение: изучение стратегии поведения личности в конфликтной ситуации; определение личностной предрасположенно­сти к конфликтному поведению.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  • соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерны как отсут­ствие стремления к кооперации, так и отсут­ствие тенденции к достижению собственник целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации при­ходят к альтернативе, полностью удовлетворяю­щей интересы обеих сторон.

Выборка составила 31 человек, это дает возможность для статистической обработки данных с помощью критерия Пирсона.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика