Суббота, 27.07.2024, 05:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методики состояния звукопроизношения артикуляционной моторики у дошкольников с речевым дизонтогенезом

Согласно одному из положений концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанного коллективом авторов Института коррекционной педагогики РАО (Е. Л. Гончарова, И. А. Коробейников, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, Г. В. Чиркина), начинать «специальное обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития».

Изучение профессиональной готовности специалистов к диагностике и коррекции ритмических процессов у детей с речевыми нарушениями, а также состояния осведомленности социального окружения в идентификации нарушений плавности речи представляется важным для последующего проектирования направлений экспериментального изучения ритмических процессов и разработки модели ритмических воздействий при разных речевых нарушениях у детей. Это тем более актуально, поскольку на современном этапе модернизации системы специального образования одна из линий совершенствования логопедической помощи связана с оказанием превентивного логопедического воздействия, новым подходом к комплектованию логопедических групп для детей с разными нарушениями речи.

Изучение профессионального осознания нарушений ритмической организации речи. В современной отечественной педагогике термин «профессионализм» рассматривается Б. С. Гершунским, В. А. Сластениным и др. в связи с компетентностью специалиста, что определяется уровнем его профессионального образования, опытом, индивидуальными способностями, стремлением к самообразованию и проч. для успешной деятельности в определенной области.

За рубежом профессиональные качества специалиста в отношении практики и коррекции нарушений речи принято также относить к понятию «профессиональная компетентность», «профессиональное осознание» (professional awareness). Введение термина «профессиональное осознание» в определенной степени связано с тем, что в разных странах приняты разные обозначения речевых расстройств и разные их классификации, а также есть национальные особенности профессионального словаря в области логопедии. Это затрудняет общение специалистов по вопросам теории и практики логопедии, что не способствует созданию метаязыка для исследователей и практиков разных стран.

Изучение профессионального осознания специалистами той или иной речевой патологии является перспективным, поскольку позволяет стимулировать исследовательский интерес практиков к данной проблеме, помогая развитию профессионального мышления, уточнению диагностических признаков того или иного речевого нарушения и разработке авторских программ коррекции.

Следует отметить, что научные работы в этой области немногочисленны и касаются в основном профессионального осознания клаттеринга. Как показывают исследования D. Georgieva, K. O. St. Louis, А. R. Hinzman, L. Rustin, введение в логопедическую практику представлений о новых видах речевых расстройств связывается в том числе и с недостаточностью профессиональной компетентности.

Исследования в области изучения ритма речи, его компонентов и нарушений при различных речевых расстройствах единичны и касаются изучения онтогенеза плавности речи в норме и при заикании, нарушений речевого поведения при клаттеринге.

В настоящее время имеется потребность в унификации понимания специалистами разных стран термина «ритм речи», входящих в него компонентов и его особенностей при разных видах речевой патологии. В связи с этим одно из направлений нашего анализа - экспериментальное изучение профессионального осознания нарушений ритмической организации речи в России и за рубежом.

Опросник

Для реализации поставленной задачи нами разработан опросник, включающий следующие аспекты:

  1. определение речевого ритма;
  2. выделение компонентов речевого ритма;
  3. типичные нарушения речевого ритма при заикании;
  4. типичные нарушения речевого ритма при клаттеринге;
  5. констатацию, при каких речевых нарушениях, помимо заикания и клаттеринга, страдает речевой ритм.

Опросник является анонимным и состоит из нескольких условно выделяемых блоков:

I - информация о специальности и месте работы респондента;

II - профессиональное понимание специалистами речевого ритма и входящих в него компонентов;

III - вопросы, касающиеся нарушений речевого ритма при различных речевых расстройствах.

Особое внимание в опроснике уделяется заиканию и клаттерингу как наиболее типичным нарушениям ритмической организации речи.

Респондентам предлагаются определения этих речевых расстройств и перечень входящих в структуру нарушения ритма речи характеристик, из которых необходимо выделить типичные признаки для заикания, а затем для клаттеринга, соответствующие их мнению.

Опросник распространялся между отечественными и зарубежными специалистами, имеющими опыт работы с людьми с нарушениями плавности речи. Для зарубежных специалистов опросник был переведен на английский язык.

Применяются следующие методики:

- Методика изучения слухомоторных, зрительно-моторных и слухозрительномоторных координаций
- Методика изучения речевого ритмического ряда с учетом метрических признаков слога, слова, синтагмы

Таким образом, развитая устная речь представляет собой систему тесно взаимодействующих различных компонентов, неоднородных по своей структуре, темпу и этапам морфофункционального формирования. В связи с длительностью и гетерохронностью созревания компонентов функциональной системы речи, незрелостью регуляторных систем мозга речь ребенка дошкольного возраста характеризуется особенностями ритма по типу физиологического десинхроноза, который в ходе речеязыкового развития сменяется постепенным формированием ритмоинтонационных качеств зрелой речи.

 

Артикуляционная моторика методики состояния звукопроизношения
Поиск