Четверг, 22.02.2018, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методы исследования межличностных отношений

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Человек, взаимодействуя с другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную).

Как отмечает Аникеев Н.П., внутренней (содержательной) стороной взаимодействия является совокупность отношений личности с социальной средой, которые можно рассматривать в двух аспектах: широком (социальном) и узком (межличностным). В широком смысле личность является субъектом многочисленных и разнообразных отношений: производственных, политических, религиозных, национальных, нравственных и т.д. Такие отношения часто называют общественными, или социальными, их характерной чертой является то, что они лишены индивидуализированного, личного выражения и отражают связи, взаимодействие не между конкретными личностями, а между репрезентантами различных социальных групп, между различными социальными типами. Эти отношения носят объективный характер: личность вступает в них независимо от их желаний и стремлений, симпатий или антипатий.

В социальных отношениях отражаются существенные связи между различными сферами жизнедеятельности людей, которые выполняют в обществе определенные социальные функции (роли). Система этих функций определяет, регламентирует поведение лица определенным нормам, отражающие наиболее типичные, общественно необходимые виды деятельности и способы их выполнения.

Но для каждого конкретного лица такие общественные отношения очень редко выступают в «чистом» виде. Отражаясь в его внутреннем мире, они приобретают субъективного, личностного окраску, индивидуального отображения и формы проявления, становятся фактом сознания как межличностные отношения, как конкретный результат ее взаимодействия с социальной средой.

Основной критерий межличностных отношений в группе заключается в состоянии удовлетворенности или неудовлетворенности отдельных членов группы. При этом наиболее важную роль играют симпатии, или антипатии, привлекательность, или непривлекательность. Причем если первые могут проявляться лишь на эмоциональном уровне, то вторые включают такой момент, как притяжение - отталкивание.

Взаимное притяжение людей заключается в субъективно переживаемой реальной либо желаемой взаимозависимости субъектов отношений. Притяжение между людьми не обязательно сопровождается состоянием удовлетворения. Привлекательность бывает однонаправленной либо двунаправленной. Межличностная привлекательность всегда двунаправленна. Она предполагает наличие взаимной привлекательности, а также ее проявление при близких контактах.

Андреева Г.М. указывает, что во многом межличностная привлекательность зависит от такого явления, как совместимость и несовместимость между людьми, которая раскрывается в процессе взаимоотношений. При наличии несовместимости проявляются негативные взаимоотношения и острые конфликты. На взаимоотношения также оказывает влияние сработанность людей в коллективе в процессе совместной деятельности. Она вызывает положительную тенденцию удовлетворенности друг другом. Социально-психологический климат в группе является показателем удовлетворенности или неудовлетворенности всей группы от совместной жизнедеятельности, общения, взаимодействия, взаимоотношений.

Е.М. Дубовская и Р.Л. Кричевский вопрос межличностного восприятия рассматривают с психологической точки зрения в нескольких плоскостях. Одна из них - изучение межличностного восприятия в виде первичного структурного компонента межличностного общения, в основном, диадного, которое заметно воздействует на его последующее развертывание.

Другой аспект изучения перцепции межличностных отношений связан с обращением к групповому контексту: речь идет о выяснении роли межличностного восприятия в групповом процессе, воздействии групповой деятельности на межличностное восприятие, влиянии успешной деятельности группы на межличностное восприятие. А.В. Петровский и А.И. Донцов обнаружили множество стабильных показателей межличностного восприятия. Среди них:

- уровень развития каждого члена группы и форма организации совместной деятельности в группе;

- уровень эффективности совместной деятельности в группе;

- переменные группового характера и значимые личностные переменные.

Первый этап отношений между людьми обусловлен межличностным восприятием и его закономерностями.

Второй этап - собственно появление межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на эмоциональном и рациональном уровнях. На уровне эмоций появляются соответствующие переживания, формируется эмоциональный отклик и т.п. Рациональный уровень охватывает осознание находящимися во взаимодействии людьми достоинств и недостатков друг друга.

Внутреннее отношение людей друг к другу может облекаться в форму уважения или неуважения, удовлетворенности - неудовлетворенности, доверия - недоверия, симпатий - антипатий, доброжелательности - недоброжелательности, содействия - противодействия. В немалой степени характер внутреннего отношения к человеку зависит от уже сложившегося представления о другом человеке, на этапе его первичного восприятия и оценивания. По мере накопления опыта контактов между людьми первое мнение друг о друге может подтвердиться и укрепиться, но может и измениться.

Третий этап - обращение людей друг к другу в форме демонстрации внутреннего отношения. Надо учитывать, что отношение в виде внутреннего содержания и обращения, как внешней формы внутреннего содержания, не всегда совпадают. Например, В.Н. Куницына, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова указывают на следующие варианты, возможные в данном случае:

- отношение - позитивное, обращение - тактичное, вежливое, сухое, грубоватое;

- отношение - негативное, неприязненное, обращение - грубое, вежливое или бестактное, культурное.

Отношение проявляется в вербальном и невербальном общении. На данном этапе эффективность межличностных отношений во многом обусловлена особенностями обращения между субъектами.

В зависимости от выраженности личного аспекта разделяют формальные и неформальные взаимоотношения. Официальные, или формальные взаимоотношения хорошо заметны, четко обозначены. Они легко воспринимаются и зачастую регламентированы расписаниями, уставами, инструкциями. Реальные взаимоотношения, которые проявляются в предпочтениях, симпатиях, антипатиях, авторитете, взаимных оценках являются неформальными. Чтобы понять истинный характер взаимоотношений между сотрудниками, всю их сложность и противоречивость, надо внимательно проанализировать и сопоставить оба вида взаимоотношений.

Таким образом, межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Различают много видов межличностных отношений. На основе межличностных отношений строится групповое взаимодействие.

Личность всегда включена в общественные (социальные отношения), в которых и становится собственно личностью. То есть межличностные отношения влияют на формирование личности и в свою очередь индивидуально-личностные особенности индивида влияют на его межличностные отношения с другими. При возникновении совместной деятельности образуются группы. Наименьшая группа состоит из двух человек, объединенных разными взаимоотношениями, но общей целью совместной деятельности.

Высшая форма организованной группы - коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям. Коллектив - это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Цели деятельности коллектива, обязательно вынесенные за рамки данной группы, создают отношения ответственной зависимости внутри группы.

Любая группа имеет динамику развития: формирование, смятение и конфликт, принятие ответственности и заключение соглашения, достижения и свершения, завершение.

Изучение межличностных отношений опирается на различные психические детерминанты, как личности, ее особенностей, так и группы в целом.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. отмечают, что при диагностике межличностных отношений используются следующие группы методов:

- диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест и его модификации. Недостатком методов является влияние социально-психологических особенностей личности на оценку своего отношения к другим (психологические защиты личности, степень комформности, отношение к своему положению в группе и т.п.).

- методы косвенной оценки межличностных отношений. В их основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. В основном - это проксемическая оценка, то есть выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица и паралингвистические параметры. Среди недостатков методов следует указать их не разработанность и узость даваемой информации.

- методы наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент в данных группах методов дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. Недостатком таких методов является субъективность оценок, зависимость интерпретаций от психологической теории, которой придерживается исследователь.

- диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Однако опросники также имеют недостаток, поскольку индивид может давать ответы под влиянием социальной желательности.

- методы исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство таких методик имеют проективный характер. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются субъективизмом в интерпретации данных.

Следует отметить, что изучение межличностных отношений сопряжено с рядом трудностей. В действительности ни одна личность взаимодействует с группой, личностей может быть несколько, вся группа может состоять из личностей, которые составляют сложную систему отношения человека к каждой личности. В тоже время индивид может выступать при взаимодействии с группой только в определенной социальной роли, которая возможно ему чужда по индивидуально-психическим характеристикам. К тому же, реальное богатство связей каждой личности с миром состоит именно в богатстве ее связей. С одной стороны, это ряд групп, расположенных «по горизонтали» (семья, класс, бригада, офис, спортивная команда и т.п.), с другой - это ряд групп, расположенных «по вертикали» (отдел, организация, фирма, объединение). И в том и в другом направлениях развертываются совместная деятельность и общение, в которых личность встречается с другими личностями. Ее социально-психологические качества формируются и корректируются всеми этими группами. Отдельная личность в свою очередь участвует во многих временных и структурных образованиях группы.

Таким образом, изучение всех групповых воздействий на личность и личности на группу еще не решенная задача социальной психологией. При исследованиях межличностных отношений следует применять различные комплексы методик из разных групп социально-психологических методов.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика