Среда, 22.11.2017, 06:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методы оценки инвестиционной привлекательности территории

Своеобразным барометром положения дел в экономике является ситуация в инвестиционном комплексе страны. Если инвестиционный процесс ослаблен, то отсутствует так называемый “катализатор”, который необходим для развития народнохозяйственного комплекса и наращивания темпов производства, что влечет за собой экономическую стагнацию и застой реформ. Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Только при их наличии будет развитие этого сектора и, как следствие, экономический подъем.

В условиях растущего спроса на капитал при ограниченном предложении инвесторы все избирательнее относятся к объектам его приложения. Их интерес привлекают не только внутренние характеристики эффективности инвестиционного проекта, но и качество условий внешней среды, в которых будет реализовываться данный проект. Все чаще во внимание принимается такой критерий, как уровень инвестиционной привлекательности территории.

Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» связывают с предпочтениями инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Согласно выводам экспертов наиболее значимыми при выборе региона для инвесторов являются факторы, выделившиеся в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инвестиционная инфраструктура, инновационный и интеллектуальный потенциал. Осознавая тот факт, что инвестиционная привлекательность территории играет существенную роль при размещении капитала потенциальным инвестором, региональные власти должны быть заинтересованы в ее повышении. Поспособствовать этому могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это разовое и краткосрочное по своему характеру мероприятие, которое не позволяет решить проблему в целом. Реальные возможности местной власти повлиять на уровень инвестиционной привлекательности территории весьма ограничены.

Для повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ и привлечения необходимого экономике объема инвестиций необходимо менять общепринятое представление об управлении инвестиционной сферой, выбирая в качестве приоритетной задачи не разовое повышение инвестиционной привлекательности реального сектора экономики, а непрерывное управление этим процессом. Разработкой научно-методических основ управления инвестиционной привлекательностью регионов занималась Е. Онищенко.

В своих исследованиях она предложила и апробировала систему показателей, а также методику оценки инвестиционной привлекательности регионов, на основании полученных результатов. Ученая провела моделирование инвестиционной привлекательности и предложила ряд рекомендаций по формированию региональной стратегии управления этим процессом. В. Машкин рассматривает теоретические аспекты проблемы и приходит к выводу, что управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, помимо объективного интереса инвесторов здесь присутствует объективный интерес общества.

Как видим, данная проблематика уже нашла должное отражение в работах современных ученых и признана актуальным направлением исследований. В связи с этим, считаем целесообразным продолжить данные исследования и предложить методологические основы формирования концепции стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона.

Методология предполагает четкое определение основных понятий и категорий, поэтому, прежде всего, определимся с понятийным аппаратом. И. А. Бланк инвестиционную привлекательность региона рассматривает как интегральную характеристику региона, учитывающую инвестиционный потенциал, уровень развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и другие факторы, существенно влияющие на формирование доходности инвестиций и инвестиционные риски.

Е.А. Онищенко под “инвестиционной привлекательностью региона” подразумевает интегральную характеристику преимуществ и недостатков объектов инвестирования, которые в совокупности обусловливают возможность и целесообразность осуществления инвестиций на определенной территории в текущем и перспективном периоде, и определяется с учетом мотивов инвестиционного поведения разных групп инвесторов.

 Управление инвестиционной привлекательностью - целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам.

На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора к их созданию и контролю над функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора.

Когда механизмы сформированы и отлажены, такое управление состоит в регулировании доступа инвестора к принятию стратегических решений и выработке финансовой политики. Управление инвестиционной привлекательностью региона - это, прежде всего, управление тенденциями: создание нормативной базы, формирование структурных механизмов и инициация процессов, наличие которых позволяет говорить об определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда реальный сектор экономики будет отличаться стратегической направленностью деятельности, оптимальной структурой распределения ресурсов и надежностью системы управления.

В этих условиях управление инвестиционной привлекательностью территории должно осуществляться на основе долгосрочной концепции инвестиционно-инновационного развития, разработанной в соответствии с современными мировыми тенденциями в науке, технике и размещении капитала.

Далее будут предложены методологические основы формирования концепции стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона, которая разработана с учетом следующих принципов.

1. Принцип системности. Предполагает рассматривать инвестиционную сферу региона как сложную систему, выполняющую ряд функций, обеспечивающих реализацию потребностей, интересов и целей населения, делового сообщества и органов управления.

2. Принцип эволюционной наследственности. Означает использование в стратегическом управлении элементов из старых и новых подходов, т.е. ранее существовавших прогрессивных форм организации инвестиционной и инновационной деятельности в качестве базовых составляющих новых структур: государственных научных центров, технопарков.

3. Принцип опережения. Заключается в том, что инвестиционная сфера и инновационный сектор должны выбирать собственный путь развития, который позволил бы им сохранить свою индивидуальность, укрепить конкурентные позиции, повысить привлекательность и выйти на опережающую траекторию развития.

4. Принцип новых ориентиров. Предполагает переход к новой системе ценностей в управлении, основу которой составляют растущая значимость человеческого капитала, интеллектуальный потенциал нации, возрождение духовности, повышение качества жизни населения.

5. Принцип выравнивания диспропорций. Ориентирован на уменьшение ассиметрии в развитии инвестиционной сферы и инновационного сектора региона, ликвидацию «узких» мест в структуре их отдельных компонентов.

6. Принцип согласования интересов. Заключается в нахождении баланса интересов участников инвестиционно-инновационной деятельности в процессе достижения ими их целей.

7. Принцип учета неопределенности. Означает необходимость наличия альтернативных сценариев развития из-за растущей неопределенности в функционировании мирового рынка капиталов и инновационного сектора.

Методология формирования концепции стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона предполагает наличие спектра общенаучных методов исследования.

С учетом поставленной задачи наиболее целесообразными видятся следующие: диалектический метод в связи с необходимостью учета накопленного нового опыта в системе регионального управления инвестиционной сферой и инновационным сектором и перехода его в новое качество стратегического управления; системно-функциональный метод, предусматривающий анализ функциональных связей компонентов системы - концепции; нормативный метод, предполагающий учет различных факторов: опыта, знаний, интересов различных целевых групп, при достижении поставленных целей развития; позитивный метод, ориентированный на анализ и систематизацию факторов, на основе которых формулируются направления поиска решений.

Учитывая арсенал научных исследований последних лет и роль концепции как базового инструмента системы стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона, предлагается следующая структура концепции и основных этапов прогнозно-аналитических работ.

1. Стартовые условия и исходные предпосылки повышения инвестиционной привлекательности региона.

2. Стратегические цели повышения инвестиционной привлекательности территории.

3. Основные направления их достижения.

4. Управление инвестиционной деятельностью в регионе.

 5. Механизм повышения инвестиционной привлекательности региона.

Основной составляющей концепции стратегического управления инвестиционной привлекательностью регионов РФ должна стать научно обоснованная методика оценки инвестиционной привлекательности территории, которая бы обеспечила экономически обоснованное отнесение региона к тому или иному типу. Последнее время в методологии современных исследований вырисовалось несколько подходов к проведению такого рода оценки. Группой ученых под руководством И.А. Бланка была разработана специальная программа по оценке инвестиционной привлекательности регионов РФ с учетом особенностей их развития в условиях переходной экономики.

Инвестиционная привлекательность регионов страны оценивается на основе их ранжирования по следующим синтетическим показателям: уровень общеэкономического развития региона; уровень развития инвестиционной инфраструктуры; демографическая характеристика региона; уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона; уровень криминогенных, экологических и других рисков. Каждый синтетический показатель оценивается по совокупности входящих в его состав аналитических показателей. Его количественная оценка получается путем суммирования ранговых значений этих аналитических показателей.

 На основе количественной оценки пяти рассмотренных синтетических показателей рассчитывается интегральный индекс инвестиционной привлекательности регионов РФ. При этом обязательно учитывается разная степень влияния показателей на процесс принятия инвестиционных решений. Экспериментальным путем была определена следующая значимость каждого в совокупной оценке: уровень общеэкономического развития региона - 35%; уровень развития инвестиционной инфраструктуры - 15%; демографическая характеристика региона - 15%; уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры - 25%; уровень криминогенных, экологических и других факторов - 10%.

Расчет интегрального индекса инвестиционной привлекательности регионов РФ проводится на основе суммирования произведений рангового значения каждого синтетического показателя на его значимость при принятии инвестиционных решений.

По данным интегрального индекса, определяются инвестиционный рейтинг региона, его место в составе регионов страны и основные группы регионов: регионы приоритетной инвестиционной привлекательности, регионы высокой инвестиционной привлекательности, регионы средней и низкой инвестиционной привлекательности. Несколько позднее была разработана новая методика оценки инвестиционной привлекательности систем мезоуровня.

В ее основу положена эталонная динамическая математическая модель режима деятельности хозяйственной системы региона, которая позволяет перейти при анализе и определении его инвестиционного рейтинга от экспертных оценок к научно обоснованным стандартам.

Новизна методики состоит в переходе от абсолютных параметров к относительным, что дает возможность включить в оценку разнородные по своей экономической сути показатели, влияющие на эффективность и качество региональной хозяйственной системы, и далее свести их в единый коэффициент, не утратив ценности каждого. Исследование основных результирующих характеристик деятельности субъектов инвестиционного процесса базируются на динамическом подходе.

Для выведения показателя результативности деятельности хозяйственной системы региона, который и признается свидетельством уровня его инвестиционной привлекательности, используются корреляционно-регрессионный анализ, ранговая статистика и коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла.

 Вероятность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются за счет использования методов анализа и синтеза, логического обобщения, приемов системного и технического анализа, математической статистики, экономико-математического моделирования.

В качестве альтернативы можно использовать методику рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, которая была разработана Ю. Лукашиным и Л. Рахлиной. Она построена на основе обобщающих показателей, которые учитывают ряд факторов, влияющих на активность инвесторов. Интегральный показатель авторы рассчитывают на основе рейтинговых оценок каждого из факторов. На завершающем этапе исследования проводится группировка регионов в соответствии с полученными интегральными показателями, выделяются четыре группы: наиболее привлекательные регионы, регионы с высоким уровнем привлекательности, а также регионы со средним и низким уровнем привлекательности.

Одной из новых разработок в современной методологии научных исследований инвестиционной привлекательности регионов является методика Е.А. Онищенко. Она основывается на использовании искусственных нейронных сетей и предполагает осуществление как ретроспективного, так и прогнозного оценивания, что, в отличие от существующих подходов, дает возможность определить степень влияния отдельных факторов инвестиционной привлекательности на ее общий уровень.

Система показателей, введенных в методику, отображает состояние основных факторов инвестиционной привлекательности территории, которые являются наиболее значимыми для отдельных категорий инвесторов и характеризуют рынок сбыта, средства связи / телекоммуникационные системы, качество и стоимость рабочей силы, наличие факторов производства (энергия, сырье), транспортную инфраструктуру, инновационно-инвестиционную активность и природно-ресурсный потенциал.

Методика позволяет осуществить моделирование изменения инвестиционной привлекательности регионов как на основе сформировавшихся в предыдущие годы тенденций, так и с учетом потребности в инвестиционных ресурсах.

После выбора методики оценки инвестиционной привлекательности территории и проведения аналитических расчетов есть смысл рассмотреть концептуально саму модель государственного управления инвестиционным процессом на всех институциональных уровнях и определить, каким образом ее необходимо трансформировать, чтобы стратегическое управление инвестиционной привлекательностью регионов стало возможным и эффективным.

Теоретически модель государственного управления инвестиционным процессом и ее экономико-правовой механизм имеют смысл, но с точки зрения практических возможностей создания ряда проектов, их экономического обоснования и реализации она имеет некоторые узкие места.

Так, в действительности регионы не обладают достаточными экономическими полномочиями, чтобы самостоятельно реализовать указанные проекты и программы, что предполагает непосредственное участие государства.

Происходит взаимодействие различных институциональных уровней власти. При этом на стыке интересов макро - и мезоуровней принципиально важно установление правильных взаимоотношений и определение меры разделения экономической и политической власти между государством и регионами, а также степени участия каждого из них в проектах. Вероятность возникновения противоречий в отношениях государства и регионов проявляется чаще всего именно на этом уровне, образуя слабое звено в механизме государственного управления инвестиционным процессом. Восстановить баланс интересов макро - и мезоуровня по вопросам оптимизации размещения инвестиционных ресурсов предлагается на основе селективного подхода.

Целенаправленная политика государства по стимулированию инвестиционных процессов на мезоуровне, складывающаяся из налоговых льгот и протекционистских действий, и финансовая поддержка ряда проектов, должны опираться на концепцию экономических приоритетов, что поможет избежать при сложившемся дефиците госбюджета всеобщего предоставления льгот.

Более того, селективный подход необходим и к самой системе льгот на уровне регионов: их предоставление целесообразно только в строго определенных территориях и отраслях.

Таким образом, базовый подход в государственной инвестиционной политике на этом уровне должен состоять в дифференциации регионов по критерию их социально-экономического развития и уровню инвестиционной привлекательности. Каждая же группа регионов нуждается в особой стратегии развития и индивидуальном подходе при осуществлении региональной инвестиционной политики государства.

Несомненно, не все производства в регионах и не все регионы способны к перестройке и переходу в режим эффективной работы. Поэтому предполагается финансово-экономическую поддержку предоставить тем, кто обладает достаточным потенциалом, для чего и необходимо вычленить из общей совокупности регионы с более устойчивыми экономическими системами и высоким уровнем инвестиционной привлекательности. Ведущая роль в активизации и определении направленности инвестиционных процессов должна принадлежать государству, которое мобилизует для этого средства бюджета и специальные внебюджетные фонды.

Прерогатива определения перспективных «точек роста», способных положительно повлиять на секторы экономики, также отдается государственным органам управления для направления в них государственных кредитов и субсидий; законодательного создания временных протекционистских прикрытий, предоставления налоговых льгот в особенности для иностранных инвесторов, готовых прийти в отечественную экономику с улучшением условий инвестирования.

 Низкая инвестиционная привлекательность ряда регионов РФ определяет необходимость использования специальных экономических рычагов повышения активности инвесторов - фискальных мероприятий и налогово-преференциальных методов.

Оценивая роль налогово-преференциальных методов, следует отметить, что они не могут быть самодостаточными, ибо имеют существенные изъяны применительно к национальной экономике. Во-первых, их введение требует законодательного решения, для чего потребуется длительное время для прохождения проектов правовых актов через парламентские органы.

Во-вторых, в связи с дефицитом госбюджета исполнительная власть с трудом идет на предоставление налоговых преференций. Заслуживают внимания методы финансового стимулирования, связанные с предоставлением предпринимателям, намеривающимся привлекать иностранные инвестиции, денежных ресурсов в виде государственных ссуд, государственных гарантий, субсидированных кредитов, долевого участия правительства в инвестиционных рисках.

Цель государственной политики по отношению к инвестиционно привлекательным регионам должна заключаться не в выкачивании из них средств, а в предоставлении им возможности самостоятельно использовать заработанные деньги и максимально привлечь инвестиции. Отдача на инвестируемую единицу финансовых ресурсов здесь гораздо выше, чем в менее привлекательных регионах. Этот принцип может быть и наиболее приемлемым вариантом создания централизованных возможностей для развития слабых регионов в условиях ограниченных финансовых ресурсов государства, так как далее в экономике под действием мультипликативного эффекта сильные регионы косвенно вовлекут слабые в общий экономический оборот, что станет знаком общего оздоровления экономики. Предлагаемый подход может быть рассмотрен, во-первых, как способ уменьшения противоречий при проведении региональной инвестиционной политики. Во- вторых, как селективная возможность повышения инвестиционной привлекательности отдельных экономически устойчивых территорий посредством системы финансовых льгот и фискальных мероприятий, действующих в этих анклавах.

При этом достигается двойной эффект: проведение экономических реформ с учетом минимизации государственных расходов, с одной стороны, и стимулирование активности инвесторов - с другой.

В-третьих, установление приоритетов на региональном уровне позволит выделить регионы с сильной производственной базой. Предоставляя им ряд преференций, государство своего рода стимулирует и направляет потоки капитала в регионы, производящие реальную продукцию, уменьшая возможность поступления денег в малозначимые для экономики объекты.

Происходит искусственное манипулирование потоками капитала в пользу регионов с мощной производственной базой. Если же этот процесс оставить стихийным, капитал по-прежнему будет поступать в торговлю и непроизводственные структуры, а не в фондосоздающий сектор экономики. Концепция как база системы стратегического управления инвестиционной привлекательностью региона должна стать руководством к действию для управленческого звена территориального уровня. Ее реализация может осуществляться через стратегические планы и программные мероприятия, направленные на обеспечение инвестиционно-инновационного развития территории.

Успех концепции будет зависеть от того, в какой мере в процессе ее реализации будет задействован научно-технический, инновационный, интеллектуальный и инвестиционный потенциал региона.

- Курсовые работы на заказ

Поиск

Яндекс.Метрика