|
Методы оценки конкурентных преимуществ объектовК целостной оценке конкурентных преимуществ целесообразно применять системный, комплексный и нормативный подходы. 1. Комплексный подход. С позиций данного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать следующие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния: - правовые: стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права; - технические: технический уровень производства и выпускаемой продукции и т. п., - организационные: организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т. д., - рыночные: потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг и т. п.; - научные: глубина анализа экономических законов, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов; - экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т. д.), - психологические. 2. Системный подход. С позиций системного подхода при целостной оценке конкурентных преимуществ объектов (компании, отрасли, страны) как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем (или внешние и внутренние факторы). 2.1. Персонал как внутренний фактор конкурентоспособности. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших, и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью. 2.2. Товар, услуга. Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне - конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара. Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, качества управления. Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее. Данная информация также относится к конкурентным преимуществам отрасли, региона страны, так как на данном конкурентном макроуровне функционируют различные предприятия с разным уровнем конкурентоспособности. 3. Нормативный подход: применение такого подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов. Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ различных объектов. Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ. На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т. д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ. Следует отметить, что интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность. Такой показатель можно рассчитывать в рамках отрасли, страны по какому-либо конкретному национальному продукту, товару. Не все вышеприведенные конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяются экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости. Выводы: 1. Согласно правилу ромба для конкурентных преимуществ, условия для факторов производства, состояние спроса, родственные или поддерживающие отрасли, устойчивая стратегия, структура и соперничество, все эти факторы предопределяют возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать. 2. Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль; они подразделяются на внешние и внутренние преимущества. Конкурентные преимущества региона, страны состоят из множества различных факторов: уровень развития экономики; НТР и НИОКР; уровень профессионализма персонала, предпринимательской активности, культуры бизнеса и др. 3. Выделяют четыре основных этапа развития конкурентоспособности национальной экономики: - конкуренция на основе факторов производства; - конкуренция на основе инвестиций; - конкуренция на основе нововведений; - конкуренция на основе богатства. 4. В основе методологии целостной оценки конкурентных преимуществ объектов в частности, страны в целом, заложены три основных подхода оценки конкурентных преимуществ: системный, комплексный, нормативный. |
![]() |