Суббота, 27.07.2024, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Методы оценки конкурентных преимуществ объектов

К целостной оценке конкурентных преимуществ целесообразно применять системный, комплексный и нормативный подходы.

1. Комплексный подход.

С позиций данного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать следующие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния:

- правовые: стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права;

- технические: технический уровень производства и выпускаемой продукции и т. п.,

- организационные: организация производства, труда и менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры и т. д.,

- рыночные: потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг и т. п.;

- научные: глубина анализа экономических законов, законов организации, широта и глубина применения научных подходов, современных методов;

- экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т. д.),

- психологические.

2. Системный подход.

С позиций системного подхода при целостной оценке конкурентных преимуществ объектов (компании, отрасли, страны) как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем (или внешние и внутренние факторы).

2.1. Персонал как внутренний фактор конкурентоспособности. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших, и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

2.2. Товар, услуга. Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне - конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара. Значения перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара, качества управления.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее. Данная информация также относится к конкурентным преимуществам отрасли, региона страны, так как на данном конкурентном макроуровне функционируют различные предприятия с разным уровнем конкурентоспособности.

3. Нормативный подход: применение такого подхода к оценке будет побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ различных объектов. Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.

На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т. д.) интегральную оценку конкурентных преимуществ.

Следует отметить, что интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность. Такой показатель можно рассчитывать в рамках отрасли, страны по какому-либо конкретному национальному продукту, товару. Не все вышеприведенные конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяются экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости.

Выводы:

1. Согласно правилу ромба для конкурентных преимуществ, условия для факторов производства, состояние спроса, родственные или поддерживающие отрасли, устойчивая стратегия, структура и соперничество, все эти факторы предопределяют возникновение национальной среды, в которой компании зарождаются и обучаются конкурировать.

2. Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль; они подразделяются на внешние и внутренние преимущества. Конкурентные преимущества региона, страны состоят из множества различных факторов: уровень развития экономики; НТР и НИОКР; уровень профессионализма персонала, предпринимательской активности, культуры бизнеса и др.

3. Выделяют четыре основных этапа развития конкурентоспособности национальной экономики:

- конкуренция на основе факторов производства;

- конкуренция на основе инвестиций; - конкуренция на основе нововведений;

- конкуренция на основе богатства.

4. В основе методологии целостной оценки конкурентных преимуществ объектов в частности, страны в целом, заложены три основных подхода оценки конкурентных преимуществ: системный, комплексный, нормативный.

- Курсовые работы на заказ

Поиск